Основные функции системы компенсаций

Основные функции системы компенсаций, мы будем определять, основываясь на определении функций, данном в книге Шекшни С.В. «Управление персоналом современной организации».

Основная функция системы компенсации заключается в том, чтобы стимулировать производственное поведение сотрудников организации, направив его на достижение поставленных задач. Это ключевая (базовая) функция, которая реализуется через следующие функции:

  • привлечение персонала в организацию. Организации конкурируют между собой на рынке труда, стремясь привлечь тех специалистов, которые им необходимы для достижения стратегических задач. В этом смысле система компенсаций должна быть конкурентоспособной применительно к той категории работников, которые требуются.
  • сохранение сотрудников организации. Когда вознаграждение в организации не соответствует тому, что предлагает рынок труда, сотрудники могут начать покидать ее. Чтобы избежать потери сотрудников, на обучение и развитие которых организация затратила определенные средства и которые являются ценным ресурсом, руководители должны обеспечить конкурентоспособность системы компенсации.
  • стимулирование производительного поведения. Вознаграждение должно ориентировать работника на те действия, которые необходимы для организации. Производительность, творчество, опыт, преданность философии компании должны поощряться через систему компенсаций.
  • контроль за издержками на рабочую силу. Продуманная система компенсации позволяет организации контролировать и эффективно управлять затратами на рабочую силу, обеспечивая при этом наличие требуемых сотрудников. Поскольку издержки на рабочую силу являются статьей расходов для большинства современных организаций, эффективное управление ими имеет принципиальное значение для общего успеха организации. Как уже отмечалось, недоплаты работникам могут сильно подорвать способность компании реализовывать свои стратегические задачи. В то же время, необоснованно высокие издержки на заработную плату могут привести к банкротству предприятия.
  • административная эффективность и простота. Система компенсации должна быть, с одной стороны, хорошо понятна каждому сотруднику организации (в противном случае она может вызвать неадекватную реакцию персонала и повлечь за собой не те действия, которые она должна была стимулировать), а с другой стороны - проста для администрирования, т.е. не требовать значительных материальных и трудовых ресурсов для обеспечения ее бесперебойного функционирования.
  • соответствие требованиям законодательства. Во всех странах вознаграждение работников в той или иной степени регулируется законодательством, игнорирование которого может привести к судебным и административным санкциям против организации, что связано со значительными материальными и моральными издержками.
Финансовое вознаграж­дение (внешнее вознаграж­дение)
  • Компенсации за заслуги
  • Компенсации за результаты труда
  • Компенсации социального характера
  • Компенсации, связанные с развитием человеческого капитала
  • Компенсации затрат, обусловленных трудовой деятельностью
  Суммарные компенсации + Нефинансовое вознаграждение (внутреннее вознаграждение) - Признание - Карьерный рост -Возмож­ность самосовер­шен­ство­ва­ния - Качество трудовой жизни = Суммарное вознаграждение

Социальная инфраструктура, которая представляет собой комплекс объектов, которые предназначены для жизнеобеспечения работников организации, а также членов их семей; удовлетворение социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей


В условиях РФ перечень объектов социальной инфраструктуры включает следующее:

1. обобществленный фонд – это дома, общежития и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные, парикмахерские и т.д.), а также системы энерго-, газо- и теплоснабжения, канализации, водопровода, телефонизации и т.д.

2. медицинские и лечебно-профилактические учреждения – это больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и т.д.

3. объекты образования и культуры – это различные дошкольные учреждения, школы, дома культуры, клубы, выставочные залы и т.д.

4. объекты торговли и общественного питания – магазины, столовые, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов и т.д.

5. объекты бытового обслуживания – мастерские, ателье, а также пункты проката.

6. спортивные сооружения – стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки; базы массового отдыха коллектива, которые приспособлены для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий

7. коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества


Организация, в зависимости от эффективности результатов деятельности, от своих масштабов, от формы собственности и подчиненности, местоположения и других условий может располагать системой собственной социальной инфраструктуры или иметь набор ее отдельных элементов, или рассчитывать на взаимодействие с другими организациями или муниципальную базу социальной сферы. Но при любом варианте – создание социальной инфраструктуры является важнейшим требованием в управлении социальным развитием организации.

Наши рекомендации