Выполнение курсовой работы. После определения темы студент приступает к выполнению работы
После определения темы студент приступает к выполнению работы. Студент знакомится с литературой, проводит исследование, собирает и обрабатывает информацию, работает над текстом.
Поиск литературы осуществляется при помощи предметно-тематических каталогов библиотек, указателей журнальных статей, электронных ресурсов и других, доступных студенту источников. Качественное выполнение курсовой работы требует изучения не менее 20 источников.
Подбирать следует литературу, которая освящает не только теоретическую сторону проблемы, но и действующую практику учета. Целесообразно записывать все литературные источники по теме курсовой работы, изданные за последние два года, инструктивные материалы используются только в последних редакциях.
Предварительное ознакомление с отобранной литературой необходимо для того, чтобы выяснить, насколько содержание того или иного источника соответствует выбранной теме, и составить предварительный вариант плана курсовой работы. План должен раскрывать структуру работы, т.е. теоретическую, аналитическую и рекомендательную часть работы. При составлении плана, прежде всего, следует определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и определить последовательность их изложения. Любая тема может быть раскрыта по-разному. План должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. В плане должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы.
Составленный план и подобранный список литературы согласовывается с руководителем курсовой работы.
Детальное изучение студентом источников научной литературы заключается в их конспектировании и систематизации. Характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в курсовой работе. Это могут быть выписки, цитаты, краткое изложение содержания научного источника или характеристика фактического материала.
Конспектировать целесообразно в текстовом редакторе с указанием ссылок и соблюдением того формата, который требуется при оформлении работы. Из отобранных изданий рекомендуется сразу составлять список литературы. По каждому источнику указывается: автор(ы), название книги (статьи), название издательства (для статей – название периодического издания или сборника статей), год издания (для журнальных статей также указывается номер журнала и страницы, откуда заимствованы записи). Законспектированный материал редактируется, создаются фрагменты, из которых формируется текст будущей работы. Полученные из различных источников сведения систематизируются по разделам работы, которые предусмотрены в плане. Подобная систематизация позволяет на основе практического анализа отобранного материала более глубоко и всесторонне осветить вопросы темы.
При изучении литературы следует выяснить дискуссионные вопросы по исследуемой теме, привести высказывания авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение. Целью работы с литературой является определение информационного пространства, изучение языка, концепций, установление существующих представлений об объекте и предмете исследования. При изучении литературы рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Начинать надо с учебников и учебных пособий. Затем перейти к монографическим работам, журнальным статьям и инструктивным материалам. Нормативные документы, регламентирующие учет выбранного для исследования объекта, должны быть изучены в обязательном порядке. Такая последовательность в изучении литературных источников позволяет постепенно накапливать и углублять знания, идти от простого к сложному, от общего к частному [4, с. 12].
После того, как тщательно изучена и систематизирована собранная по теме литература, возможны некоторые изменения первоначального плана работы. Изменения в плане могут быть связаны с корректировкой самого направления работы в целом, либо отдельных вопросов в связи с их различной освещенностью в изучаемой литературе. Новый вариант плана работы также должен быть согласован с руководителем курсовой работы.
Структура и содержание курсовой работы
Структурными элементами курсовой работы являются:
· титульный лист;
· оглавление;
· введение;
· основная часть (текст, разбитый на главы и параграфы);
· заключение;
· список источников и литературы;
· приложения (при необходимости).
Введение - это часть работы, к которой предъявляются жесткие требования по ее структуре. В строгой последовательности необходимо: пояснить выбор темы, обосновать ее актуальность, определить цель и задачи работы, указать объект, предмет, информационную базу и методы исследования.
Обоснование актуальности темы делается на основе анализа теоретических источников, тенденций общественного развития, реалий профессиональной практической деятельности. Доказательством того, что данное исследование является актуальным, может быть особое внимание специалистов к изучаемой теме, недостаточное освещение каких либо вопросов, которые требуют уточнения. Нужно определить какие-либо аспекты, которые являются проблемной областью и в литературе или нормативных правовых актах не нашли решения. Это может быть какое-то противоречие или несоответствие между желаемым и действительным состоянием системы, процесса, положения дел в исследуемой области в конкретной организации, которое требует решения. Нужно несколькими предложениями выявить суть проблемной ситуации, из чего будет понятна актуальность темы.
Цель работы, как правило, заключается в выработке предложений по решению проблемы. Например, выбор оптимального способа начисления амортизации основных средств в организации «ХХХ»; разработка предложений по совершенствованию учета нематериальных активов в организации «ХХХ»; разработка мероприятий по улучшению организации бухгалтерского учета в «ХХХ».
Задачи конкретизируют цель и отражают последовательность ее достижения. Обычно формулируются 4 - 5 задач в форме перечисления (показать, раскрыть, проанализировать, систематизировать, определить, разработать и т.п.).
Объект изучения представляет область знаний, в которой существует исследуемая проблема. Предмет изучения - это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта [3, с. 12]. Например, для темы «Финансовая отчетность организаций как информационная база для финансового анализа» объектом исследования будет являться финансовая отчетность организаций, а предметом – показатели финансовой отчетности, их формирование и использование для анализа и оценки деятельности организации.
Нужно коротко описать информационные источники работы, например, нормативно-правовые документы, учебно-методическая литература по теме исследования, а также учетная и отчетная информация конкретной организации за конкретный период.
Нужно описать методы исследования, т.е. те методы, которые использовались при написании курсовой работы. Это могут быть общетеоретические методы познания и статистические методы обработки информации. Например, анализ, синтез, наблюдение, группировка, сравнение, обобщение, графический, горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный, факторный, и т.д.
Можно раскрыть научную новизну и практическую значимость работы, если они есть, а также кратко описать содержание глав работы.
Введение корректируется неоднократно в течение написания работы. Например, в результате анализа выявлены какие-либо недостатки в учете какого-либо объекта, и студент может предложить пути их устранения. В этом случае нужно будет уточнить или переформулировать цель, а может быть и объект, и предмет исследования. В приложении Б приведен пример структуры и содержания введения для конкретной темы курсовой работы.
Основная (содержательная) часть работы может включать две или три главы, каждая из которых разбивается на два - три (максимум четыре) параграфа.
Первая глава является теоретической, здесь излагается сущность исследуемой проблемы, нормативно-правовая и методологическая база, оценка и обобщение существующих взглядов на предмет курсовой работы. Может быть освещена история данного вопроса или международный опыт.
Вторая глава должна быть аналитической. Для большинства тем это будет анализ практики организации и ведения учета выбранного вида имущества или обязательств.
В третьей главе излагаются рекомендации по совершенствованию действующей практики учета. Допустимо отсутствие параграфов в третьей главе. Рекомендации можно изложить в последнем параграфе второй главы.
Критический разбор организации и методологии учета может присутствовать во всех главах работы в зависимости от темы и структуры работы.
Работу целесообразно иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, практическими примерами по теме исследования, обязательно делать ссылки на первоисточники.
Все разделы работы должны быть связаны между собой, переходы от параграфа к параграфу и от раздела к разделу должны быть логичными.
В заключении следует сделать выводы и кратко изложить предложения, основанные на результатах работы.