Второй стандарт: стоящая возможность
Стоящая возможность - это такое дело, которое способно соответствовать финансовым стандартам, которые ты создашь для своей основной цели и стратегической задачи.
Если разумно будет предположить, что оно способно им соответствовать, тогда этим бизнесом стоит заниматься.
Если вероятнее противоположное, тогда, каким бы захватывающим, интересным или привлекательным ни казался этот бизнес, забудь о нем. Отойди в сторонку. Он потребует от тебя затрат слишком большого количества твоего драгоценного времени, а кроме того, не даст найти действительно стоящую возможность.
Как узнать, стоящая эта возможность или нестоящая?
Посмотри вокруг. Спроси себя: способен ли этот бизнес устранить заботы, испытываемые группой потребителей, достаточно большой для того, чтобы имело смысл им заняться?
Этот стандарт соответствует двум основным требованиям твоей стратегической цехи. Он сообщает тебе о том, бизнес какого типа ты создаешь, а также устанавливает, кто будет твоим потребителем. Он сообщает о том, что ты будешь продавать и кому.
Бизнесом какого вида я занимаюсь?
Спросите любого, бизнесом какого вида он занимается, и он инстинктивно назовет товар, которым торгует.
«Занимаюсь компьютерным бизнесом». Или: «Занимаюсь продажей ванн». Всегда и везде речь идет о товаре и никогда о продукте.
В чем же разница?
Товар - это такая штука, которую выносит под мышкой покупатель, выходя из вашего заведения.
Продукт же - это то, что покупатель чувствует, когда покидает ваше предприятие.
Важно то, что он чувствует в отношении вашего бизнеса, а не в отношении товара.
Осознание разницы между этими двумя понятиями, в сущности, и дает возможность представить себе, что такое создание действительно великого предприятия.
Чарльз Ревлон, основатель фирмы «Ревлон», а также необыкновенно успешный предприниматель, однажды так сказал о своей компании:
- На фабрике «Ревлон» производит косметику, но В магазине «Ревлон» продает надежду.
Товар - косметика, продукт - надежда.
В виденной мной в 80-е годы телевизионной рекламе фирмы «Шанель» невероятно симпатичный мужчина и поразительно красивая женщина находятся друг с другом наедине на фоне гипнотически звучащей музыки.
Кадры быстро меняют друг друга, среди них есть и силуэт высокого, стройного здания.
До сих пор не раздается ни одного звука, кроме музыки, аккомпанирующей этому визуальному балету.
По зданию вертикально вверх смещается черная тень самолета.
Она приближается к нему. Музыка продолжает звучать. Он говорит:
- Могу я спросить тебя? - обращаясь к ней голосом, полным интима и приглашения.
Ответа ее мы не слышим.
Мы видим только, как она откидывает назад голову, закрывает глаза и слегка приоткрывает рот.
Внезапно на экране появляется надпись: «Унеситесь в фантазию. Шанель».
Ни слова о духах. Ведь духи - это товар. Реклама же продавала продукт - фантазию.
Реклама говорит: «Покупайте "Шанель ", и для вас эта фантазия может стать реальностью».
Каков же ваш продукт? С каким чувством уйдет от вас ваш потребитель? С чувством умиротворенности? Порядка? Силы? Любви? Именно это он в действительности хочет купить, когда по купает у вас какой-нибудь товар .
По правде говоря, никого не интересует товар. Люди покупают чувства.
И по мере того как мир становится все более и более сложным, а товары разнообразными, чувства, которые мы желаем испытывать, становятся все более настойчивыми, хоть и неосознанными, и менее рациональными.
То, как ваш бизнес способен предвидеть эти чувства, а также удовлетворить их, и есть ваш продукт.
При этом демографические и психографические данные о вашем потребителе предопределят то, как вы будете этого добиваться.
Кто мои потребитель?
У каждого бизнеса имеется центральная демографическая модель, то есть наиболее вероятный потребитель. Этот потребитель обладает целым рядом характеристик, при помощи которых вы можете более четко представить его себе - он обладает определенным возрастом, полом, уровнем дохода, семейным положением, образованием, профессией и так далее.
Демография - это наука об объективной рыночной реальности, Она говорит о том, кем является твой потребитель.
Потребитель твоей центральной демографической модели покупает по совершенно определенным причинам, ни одна из которых не является рациональной и объяснимой! И тем не менее, он покупает или не покупает.
Психография - это наука о субъективной рыночной реальности. Она говорит о том, почему покупатель покупает товар.
Поэтому, когда вы задаете вопрос: «Стоящая ли это возможность для бизнеса?» - единственным способом дать на него ответ является определение количества имеющихся возможностей для осуществления продаж (демографическая информация о потребителе), а также представление о том, насколько успешно вы способны удовлетворить скрытые эмоциональные потребности людей (психографическая информация о потребителе).
Третий стандарт… и далее?
Не существует точного числа стандартов в твоей стратегической задаче. Есть только конкретные вопросы, на которые необходимо ответить.
Когда должна быть завершена работа над твоим прототипом? За два года? За три? За десять?
Какого уровня ты собираешься достичь в своем бизнесе? Местного? Регионального? Уровня страны? Международного?
Каким образом ты собираешься заниматься бизнесом?
Заниматься розничной торговлей? Оптовой? Сочетанием и той и другой?
На соблюдении каких стандартов ты собираешься настаивать в отношении отчетности, поддержания чистоты, одежды, управления, найма на работу, увольнения с работы, обучения персонала и так далее?
Ты можешь начать замечать, что стандарты, которые ты будешь создавать для своего бизнеса, станут формировать как твой бизнес, так и твое представление о нем.
Вообще говоря, стандарты твоей стратегической задачи создают «электрическое поле», в котором модель твоего бизнеса и реальный бизнес притягиваются друг к другу.
Как мы уже успели заметить, стандарты создают энергию, при помощи которой самые лучшие компании, а также наиболее эффективно работающие люди получают требуемые результаты.
Было одиннадцать часов утра, понедельник: прошла неделя после моей последней встречи с Сарой. На этот день «Все о пирогах» был закрыт.
Мы решили посвятить этот день тому, чтобы поговорить о ее бизнесе.
Когда она подошла к столику в зале ресторана, в котором мы договорились встретиться, я легко мог заметить, как она возбуждена. Теперь это была в значительной мере другая Сара - не та, с которой я простился неделю назад. Глаза ее блестели, она лучилась энергией и вообще словно помолодела. И было видно, что ей хотелось много чего рассказать.
Владельцем этого ресторана был один из моих друзей.
На заре его деятельности мы проделали огромное количество совместной работы, поэтому в этом месте я спокойно мог занять столик и провести за ним столько времени, Сколько мне было нужно, не опасаясь быть вышвырнутым за дверь. Сказать по чести, это было идеальное место для того, чтобы попытаться объяснить какому-нибудь новому клиенту, что может представлять собой бизнес в том случае, если им заниматься должным образом.
Сара присела и немедленно начала рассказывать.
Я налил ей немного кофе.
- Мне кажется, что я впервые в жизни действительно пришла к определенному пониманию в отношении того, чего же я хочу. Для меня очень важно рассказать вам, насколько я ценю то, что вы мне дали. Но теперь, когда я сказала вам это, я поняла, что практически в тот самый момент, когда вы ушли от меня на прошлой неделе, я осознала, что никогда не позволю работе полностью поглотить себя. Мне стало вдруг совершенно очевидно, причем с такой ясностью, которую практически невозможно описать, какую большую цену мне приходилось платить за то, что я была так поглощена своей работой. И как только я поняла это, клянусь, почувствовала такое облегчение, словно вдруг раз и навсегда освободилась от всего этого. В ту ночь меня и вправду посетило чувство освобождения.
При этом не то чтобы я не работала последние шесть дней. Работала. В конце концов, бизнес должен продолжаться. Но в эту прошедшую неделю все было не так, как было прежде. В то время как одна моя часть занималась работой, - думаю, та часть, которую вы зовете специалистом, - другая оставалась совершенно отстраненной от всего происходящего. Другой моей части не было никакого дела до работы, которую я выполняла. И помните, я говорила вам, что во мне нет ничего предприимчивого? Помните? А я вдруг поняла, что на самом-то деле есть! Что во мне всегда сидел предприниматель; о том, кого вы зовете предпринимателем, я всегда думала как о своей душе.
«Моя душа», - так называла это моя тетя. Она часто мне повторяла: «Сара, освободи свою душу. Только твоя душа может дать тебе настоящую жизнь». Вспоминаю, что, когда я была маленькой девочкой, именно моя душа всегда втравливала меня в неприятности. Именно о моей душе шла речь, когда учителя так часто жаловались на меня. Они то и дело говорили моим родителям: «Если бы не натура Сары, она значительно лучше училась бы, чем теперь». Моя душа уносила меня в мечтах далеко-далеко, хотя я сидела в классной комнате и, скорее, должна была бы обращать внимание на то, что происходило вокруг меня.
Я часто увлекалась самыми разными фантазиями - они уносили меня в самые причудливые места. И хотя эта сторона моей личности, видимо, действительно выводила из себя учителей и моих родителей, тетя, всегда стремилась к тому, чтобы способствовать ее развитию. «Тебе следует бережно относиться к своей душе, Сара», - часто гoваривала она мне. «Она должна быть свободной, но она также нуждается в том, чтобы ты обращала на нее внимание. Перекос в одну сторону: слишком много одного и недостаточно другого, и твоя душа взбунтуется, как необъезженный конь. Часть ее должна служить тебе, но другая часть пусть обслуживает саму себя. Тебе важно научиться узнавать, какая часть преобладает в данный момент. Если ты запрячешь ее за загoродку, она умрет. А если позволишь приходить и уходить по ее настроению, то никогда не сможешь понять ее».
- И теперь я ясно вижу, что делала все эти три года, - обратилась ко мне Сара. - Я поставила загородку вокруг своей души - своей предпринимательской натуры, - даже не подозревая 06 этом. Но что я действительно поняла за прошедшую неделю, так это то, что я занималась этим - ставила загoродку вокруг своей души - долгoе-предолгое время. Родители учили меня, как делать то, учителя учили, как делать это. А я была примерной маленькой девочкой и хорошо заучила урок. Но теперь дикий конь вырвался на волю! Теперь я как бы вновь вернулась на кухню к своей тете. Теперь я по-настоящему понимаю, чем все эти годы занималась со мной на кухне моя тетушка. Она вовсе не учила меня, как печь пироги; на самом деле она «выпекала» меня! Она учила меня понимать дикого коня, понимать свою душу. Учила меня творчеству.
И когда вы заговорили о предпринимателе, все это в мгновение ока вернулось ко мне: моя тетя, кухня, пироги, мечты в классе, тайные места, где я любила прятаться, когда была маленькой девочкой. И то, как я перестала прятаться, и то, как сильно мне этого недоставало!
Я наконец-то поняла, что я перепутала приготовление отличных пирогов с тем, чему тетя хотела научить меня в действительности. Я-то думала, что она рассказывала мне о том, как печь пироги, а на самом деле все было не так. Никогда не было. И никогда теперь не будет.
- Но вернемся к моему бизнесу, - продолжила она. - Мне теперь совершенно ясно, что я хочу развить его до такой степени, чтобы быть свободной и делать все, что я захочу, хотя сейчас, в данный конкретный момент, я, убейте меня, не могу сказать, что он будет собой представлять.
- Попытайся, - предложил я. - Постарайся рассказать, как сможешь.
Она улыбнулась и сказала:
- Вы совсем как моя тетя: она тоже никогда не давала мне сорваться с крючка. О'кей, я постараюсь. Почему бы и нет? Что еще нам остается?
На мгновение она закрыла глаза и, казалось, собиралась с силами, после чего тихо-тихо, словно для себя, начала говорить:
- Я опять вижу себя маленькой девочкой, когда у меня еще были места, где я могла прятаться. Вижу себя такой, какой была до того, как потерять свою душу. Сейчас стоит лето, и я лежу в постели и смотрю в потолок моей комнаты, чувствуя, как прохладный летний ветерок проникает внутрь сквозь растворенное окно. Делать мне нечего, никуда идти не надо. Это было самым лучшим ощущением в моей жизни: лежать вот так, открывать и закрывать глаза, мечтать, впитывать в себя восхитительные летние запахи - аромат скошенных трав, свежесть воды, разбрызгиваемой над газоном, ощущать полноту всего этого.
А потом я начинаю мечтать: сначала передо мной возникают цветовые образы, ничего конкретного, только цветные пятна, проплывающие над моей головой как кристаллы, цветы и разноцветные лучи света. Затем эти цветные пятна оживают и принимают определенную форму: одно из них становится мной. Вот я иду вдоль ручья, бегущего через наш участок земли, вот я уже в пятистах футах от дома и подхожу к месту, где растут четыре дуба. Эти четыре дуба - огромные, покрытые наростами деревья - стоят, словно небольшой лес, на самом краю наших владений. Моя тетя и я зовем их четыре Дуба, словно они являются какой-то страной. Я часто ходила туда, когда была маленькой, и воображала, что нахожусь в другой стране.
Я лежу в постели и мечтаю, что я вновь в четырех Дубах, где проводила столько времени. Там ждет меня мой дикий конь. Он стоит в самой середине четырех Дубов, его кожа блестит, черная, чернее не бывает, этот блеск не может заглушить даже отбрасываемая ветвями тень. Я подхожу к нему и дотрагиваюсь рукой до его головы, он вздрагивает и отходит в сторону. Мгновение мы не движемся и наблюдаем друг за другом, а потом он исчезает! Он разворачивается и скачет прочь с развевающейся гривой, минует деревья, ручей, перемахивает через холм, возвышающийся на другой стороне ручья и пропадает из вида. Я внезапно вновь чувствую дуновение легкого летнего ветерка, который нежно пробегает по моему лицу; я в постели, лежу под одеялом, чувствуя беспредельный восторг от того, что стоит чудесное летнее утро, когда мне ничего не надо делать и можно лежать и мечтать.
По щекам Сары ручьем полились слезы. Слезы от воспоминаний о чем-то дорогом, потерянном и вновь найденном. А потом на ее лице засияла веселая улыбка, у меня тоже навернулись слезы, потому что я наблюдал за ней и понимал, что все это означало для нее, и понимал, кроме того, что все это означало для меня самого.
Мы пообедали, практически не перемолвившись друг с другом ни словом, а потом уселись поудобнее и посвятили послеобеденное время беседе. Официант принес нам чайник, Сара налила себе и мне по чашке чая, после чего я заговорил первым.
- Скажи, - обратился я к ней, - теперь, когда ты лучше представляешь себе, что может сделать для тебя твой бизнес, почему бы тебе не попытаться описать его мне? Почему бы тебе не изложить мне свою стратегическую цель?
- О'кей, - не стала ломаться она. - Я посвятила некоторое время обдумыванию этого вопроса.
Она улыбнулась с каким-то даже задором.
Я успел подумать про себя, пока она собиралась с мыслями, что видел уже такие улыбки десятки, если не сотни раз, когда владельцы предприятий начинали обретать представление о своей компании как о чем-то более масштабном, чем они когда-либо прежде осмеливались помыслить, - и пытались рассказать об этом мне или кому-то другому. Это выглядит со стороны так, словно они смущены, представляя себе что-то большее, чем то, к чему они привыкли; смущены, словно они берут на себя слишком многое, словно проявляют излишнюю самоуверенность. Думаю, что они наверняка должны были испытывать что-то наподобие этого, когда были детьми и рассказывали своим родителям или учителям о какой-нибудь чудной идее, пришедшей им в голову: какое чувство разочарования и стыда они, должно быть, переживали, когда им говорили, что они фантазеры, что надо быть реалистами, - когда они слышали в ответ: «Тебе это не по плечу». И что же они должны были испытывать, когда они, дети, оказывались в одиночестве со своими мечтами, которыми они более не осмеливались делиться ни с кем! Вот так, даже сами того не осознавая, наши родители и учителя прогоняют прочь нашу «душу».
Однако, в полном соответствии с тем, чего я ожидал, Сара продолжила свой рассказ уже без всякого смущения, полностью захваченная описываемой картиной. Она рассказывала о своем бизнесе о своей идее и видела все это так же ясно, как и все вокруг.
- Я вижу свое предприятие таким, каким оно будет через семь лет, - рассказывала Сара. - Оно расположено в четырех местах: там, где я работаю теперь, и еще в трех. - Она перечислила три района, которые располагались по соседству.
- Название предприятия останется прежним. Нет никакой необходимости его менять. Мой бизнес - это все о пирогах: все о впечатлении о пирогах, полученном от моей тети, вот этим впечатлением я и хочу поделиться с другими людьми. Причем не только с потребителями, но и с людьми, которых я найму на работу. Я хочу, чтобы каждый, не знаю уж как, но узнал, что «Все о пирогах» - это метафора чего-то значительно более прекрасного.
Я думаю, что эти магазины будут иметь годовой оборот в размере 450 000 долларов каждый, что в сумме составит 1 800 000 долларов в год. Я не совсем уверена в том, какой будет чистая прибыль, но решила, что она, по-видимому, составит примерно 15 процентов, то есть 67 500 долларов в каждом магазине, а в целом для всех четырех - 270 000 долларов. Мне кажется, что такой размер прибыли вполне разумен, чтобы к нему можно было стремиться, хотя сейчас я получаю всего около 11 процентов, я имею в виду - после уплаты моего подоходного налога.
Это означает, что если я через семь лет решу продать свое предприятие, то, приняв в расчет реальное отношение рыночной цены к доходу, - по-моему, это так называется, - я смогу продать свое предприятие более чем за 1 миллион долларов. Заработать за семь лет один миллион долларов - вот какая моя мечта, - сообщила она мне, улыбаясь, словно уже видела эти деньги на своем банковском счете. - Потому что, во-первых, мне просто не потребуется больше денег для того, чтобы сделать все, что я когда-либо хотела, а во-вторых, это довольно кругленькая сумма, она придает какую-то конкретность тому, чего я хочу добиться.
Прежде чем я смогу открыть свой второй магазин, мне, как я понимаю, придется сделать так, чтобы этот мог работать без меня. Поэтому одной из первых вещей, которой я решила заняться, - и я уже начала заниматься этим сразу после того, как закончилась наша встреча на прошлой неделе, - была запись всего того, что я действительно умею делать на сегодняшний день. Например, я знаю, как испечь огромный пирог, и я знаю, что могу описать, как это делается, в виде инструкции, чтобы это явилось одним из первых участком, с которого я могла бы начать. Однако я опережаю сама себя. Позвольте я расскажу вам, как будет выглядеть мое дело, когда оно будет закончено, чтобы вы могли реально его себе представить.
Тетя часто говорила, что одной из проблем, с которыми нам приходится сталкиваться в своей жизни, является то, что мы не проявляем свою заботу в достаточной степени или достаточно часто. Она любила говорить это, когда мы с ней на кухне занимались резкой яблок или же делали что то вроде этого. Она говорила: «Когда мы режем яблоки, мы занимаемся чем-то важным. И Бог дает нам нечто важное - не только яблоко, которое и само по себе достаточно важно, но и кухню, этот нож и компанию, которую мы с тобой составляем друг другу. Поэтому, когда мы режем яблоки, нам следует помнить об этом, держать их надо хорошенько, резать надо, прилагая ровно столько усилий, сколько надо: ни больше ни меньше». Еще она, помню, говорила: «Подержи меня за руку, пока я буду резать яблоко. Ты чувствуешь, что я имею в виду? Не слишком много, но и не слишком мало усилий. Слишком сильно - и ты будешь поглощена работой. Слишком слабо - и яблоко не будет резаться».
В любом случае, я хочу, чтобы в своем бизнесе я проявляла себя «не слишком много, но и не слишком мало», Хочу, чтобы мое предприятие стало выражением «нашей заботы в достаточной степени и достаточно частым». Хочу, чтобы мое предприятие «Все о пирогах», на самом деле воспринималось остальными как проявляющее всю возможную заботу, а не считалось только заведением по продаже выпечки.
А когда бизнес проявляет всю возможную заботу, тогда все, чем мы занимаемся в этом бизнесе, все то, как бизнес «выглядит, действует и воспринимается», - напомнила она мне с улыбкой мой рассказ о Томе Уотсоне, - тогда все, что представляет собой это дело, будет отражением заботы. Настоящим продуктом моего бизнеса будет забота, а не пироги.
Итак, я представляю себе «Все о пирогах» как модель для всякого, кто будет иметь с ним дело. И самое замечательное во всем этом то, что я действительно знаю, как я смогу сделать это! Моя тетя научила меня этому. Я знаю, что значит проявлять достаточную заботу о кухне: надо тереть ее до тех пор, пока она не заблестит. Знаю и то, что значит в достаточной мере заботиться о ножах: надо точить их до тех пор, пока они не станут острее лезвия бритвы. Знаю, что означает выбрать самые лучшие фрукты: надо потратить время, обоняя их запах, подержать их в руках, внимательно осмотреть, чтобы в точности знать, имеешь ли дело с действительно спелыми плодами. Для того чтобы быть абсолютно уверенной в качестве фруктов, моя тетя посадила свой собственный сад и ухаживала за своими собственными плодовыми деревьями. Вот и мы будем следить за тем, чтобы использовались только самые лучшие органические удобрения, потому что я точно знаю, что предприятию « Все о пирогах» придется выращивать свои собственные фрукты в своем собственном саду. Причем до этого я дошла своим разумом только на этой неделе!
Итак, сейчас я совершенно уверенно могу заявить, что, для того чтобы «Все о пирогах» стало именно тем, чем, по-моему, оно должно стать, моим работникам будет не достаточно просто работать в магазине - им потребуется научиться всему точно так же, как и мне, когда я была маленькой и работала вместе с моей тетей. «Все о пирогах» станет для них тем же самым, чем была для меня моя тетя!
И я знаю, что могу сделать все это! - сказала она с подъемом. - Мне это теперь представляется столь же реальным, как реальна была тогда моя тетушка.
- Итак, в каждом магазине будут продаваться пироги с начинкой из фруктов, выращенных в центральном саду. Что означает: сад, который я собираюсь купить, или земля, которую я засажу садом, будут расположены по центру между всеми магазинами, чтобы каждый из них имел к нему удобный доступ в случае необходимости.
Это также означает, что в этих магазинах будут продаваться пироги с начинкой из фруктов, для которых в нашей местности наступил соответствующий сезон. Так всегда делала моя тетя. Я не собираюсь использовать фрукты из какого-либо места, кроме моего собственного сада, и это будет особенностью «Все о пирогах», отличающей его от остальных малых пекарен и магазинчиков по продаже выпечки. Только выращенные собственными руками фрукты. Только такие фрукты могут обладать соответствующим качеством.
- Но что еще более восхитительно, - продолжила Сара, - так это то, что я поняла, что уже проделала многое из того, что сейчас вам описываю, в своем нынешнем магазине!
Полы покрыты лучшим дубовым паркетом. Печи - лучшие из тех, какие можно купить. Витрины просто потрясающие.
Тете у меня понравилось бы.
Я и это поняла, когда все обдумывала. Потому что, если у меня когда-либо возникает затруднение по тому или иному поводу, все, что мне необходимо сделать, это спросить себя: «Что об этом подумала бы моя тетя?» - и я сразу же нахожу ответ.
- Теперь вы видите? - честно спросила она меня. - Получили вы теперь представление о том, какая у меня стратегическая цель? Достаточно ли ясно я ее изложила? - Сара, - улыбнулся я, - у меня нет слов.
- Тогда что же дальше?- спросила она, наливая каждому из нас свежего чая.