Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ
Целью нормативного регулирования бухгалтерского учета является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
К числу субъектов регулирования бухгалтерского учета отнесены Минфин России, Банк России, а также саморегулируемые (СРО) и некоммерческие организации (НКО), заинтересованные в содействии развитию бухгалтерского учета. Для каждого субъекта очерчен круг их функций.
Федеральный закон от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет следующую систему нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет:
1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.
Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению.
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей бухгалтерского учета;
4) требования к учетной политике, в т.ч. к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, включая виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в т.ч. образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.
В настоящее время федеральные стандарты представляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета определяется и другими нормативными документами.
Гражданский кодекс РФ. В его первой части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них:
- наличие самостоятельного бухгалтерского баланса как необходимый признак юридического лица;
- обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета;
- обязательные случаи аудиторского заключения;
- понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ;
- порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц.
Во второй части ГК РФ раскрыт механизм договорной работы, являющейся основой формирования оправдательной и первичной учетной документации, и заложены подходы к отражению конкретных хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» решают вопросы, касающиеся отдельных моментов организации бухгалтерского учета в зависимости от особенностей организационно-правовой формы юридического лица.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете. Положение включает 6 разделов:
- общие положения;
- основные правила ведения бухгалтерского учета;
- основные правила состояния и представления бухгалтерской отчетности;
- порядок представления бухгалтерской отчетности;
- основные правила составления сводной отчетности;
- хранение документов.
Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Минфином России (ПБУ), например:
Сокращенное название | Название ПБУ | Номер и дата Приказа Минфина РФ |
ПБУ 1/2008 | Учетная политика организации | от 06.10.2008 № 106н |
ПБУ 4/99 | Бухгалтерская отчетность организации | от 06.07.1999 № 43н |
ПБУ 5/01 | Учет материально-производственных запасов | от 09.06.2001 № 44н |
ПБУ 6/01 | Учет основных средств | от 30.03.2001 № 26н |
ПБУ 9/99 | Доходы организации | от 06.05.1999 № 32н |
ПБУ 10/99 | Расходы организации | от 06.05.1999 № 33н |
ПБУ 15/2008 | Учет расходов по займам и кредитам | от 06.10.2008 № 107н |
ПБУ 24/2011 | Учет затрат на освоение природных ресурсов | от 06.10.2011 № 125н |
Они должны охватить требования, относящиеся к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, условно в разрезе трех групп: общие вопросы раскрытия информации; активы и обязательства организации; финансовые результаты ее деятельности. Положения фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики. В них обобщены:
- принципы и базовые правила бухгалтерского учета, обеспечивающие доступность и полезность финансовой информации;
- изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета;
- приведены возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.
План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Методические указания по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, рекомендации призваны конкретизировать основные положения ПБУ. Это:
• Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49;
• Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина РФ от 20.07.98 г. № 33н;
• Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 г. № 119н;
• и др.
К внутренним документам организации относится Учетная политика, включающая методический, технический и организационный аспекты бухгалтерского учета в конкретной организации. Наряду с документом об учетной политике организации здесь имеется ряд других документов — внутренние инструкции, необходимые для успешной организации и ведения бухгалтерского учета в системе управления организацией и решения задач ее функционирования.
Основными рабочими документами конкретной организации являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем рабочий План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.