Нормативное регулирование бухгалтерского учета.

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», статья 28 регламентирует обязательность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, а также отчетности в порядке надзора и предоставления иных сведений по формам и в порядке, установленном органом страхового регулирования.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает единые требования по организации и ведению бухгалтерского учета в Российской Федерации, в том числе и для страховых. В соответствии с этим законом в России действует многоуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в организации.

Состав нормативных документов группируется по уровням иерархии:

1 уровень – Законодательный:

Представлен федеральными законами, постановлениями Правительства, Указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в организациях.

Устанавливает единые методологические и правовые основы организации бухгалтерского учета.

Документы:

ГК РФ, НК РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», ФЗ «Об организации страхового дела в РФ».

2 уровень – Нормативный:

Представлен положениями по бухгалтерскому учету. В них излагаются принципы и основные правила.

Устанавливает его Минфин РФ, ЦБ РФ.

Регулирует общие принципы организации ведения бухгалтерского учета, представление бухгалтерской отчетности, правила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения.

Документы: ПБУ.

3 уровень – Методический:

Устанавливает его Минфин РФ и другие органы исполнительной власти.

Определяет схему регистрации и группировки объектов наблюдения.

Регулирует методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризации, способы амортизации.

Здесь находятся нормативные документы отраслевой направленности (инструкции, рекомендации, методические указания и другие).

4 уровень – Организационный:

Создают его органы управления организацией.

Определяет выбор форм и методов ведения учета, исходя из специфики деятельности организации.

Здесь находятся рабочие документы. К ним относится Учетная политика.

Учетная политика организации – это совокупность способов ведения учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения.

Она включает в себя 2 части:

1.методическая часть, включающая:

- классификация активов и обязательств организации, методов оценки активов и обязательств;

- методы учета доходов и расходов;

- методы признания доходов и расходов.

2.организационно-техническая часть, включающая:

- рабочий план счетов;

- формы первичных документов;

- порядок проведения инвентаризации;

- правила документооборота;

- порядок контроля за хозяйственными операциями.

Формирование учетной политики страховой организации

Учётная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/94 «Учётная политика предприятия», утверждённом Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100.

Вследствие реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. – на ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».

Понятие «учётная политика» в данных нормативных актах тождественно. Под учётной политикой организации понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

В соответствии с утверждённой Правительством РФ в 1998 году Программой реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, целью реформирования системы бухгалтерского учёта является приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчётности.

За период реформирования не претерпели изменения допущения, используемые при формировании учётной политики организации, к которым относятся:

• допущение имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;

• допущение непрерывности деятельности: организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

• допущение последовательности применения учётной политики: принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому;

• допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Почти не изменились требования, предъявляемые к качеству информации, полученной в бухгалтерском учёте в результате применения учётной политики организации (в ПБУ 1/98 по сравнению с ПБУ 1/94 добавлено требование своевременности).

ПБУ 1/2008 предъявляет следующие требования к качеству информации:

• требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности);

• требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности);

• требование осмотрительности: учётная политика организации должна обеспечивать бо́льшую готовность к признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

• требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;

• требование непротиворечивости: тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на последний календарный день каждого месяца;

• требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт». Таким образом, требование приоритета содержания перед формой неприменимо в российских организациях, так как положения федерального закона имеют приоритет над ведомственными нормативными актами. Следовательно, требование, предъявляемое к ведению бухгалтерского учёта, – следование юридическому оформлению сделки, а не её экономическому содержанию.

Принятая во вновь созданной организации учётная политика должна применяться из года в год. Если:

• изменилось законодательство;

• вводятся новые способы ведения бухгалтерского учёта;

• происходит смена собственника и т. д.,

то учётную политику можно дополнить или изменить. В частности с 1 января 2013 года в России действует новый закон о бухгалтерском учёте от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Согласно этому закону унифицированные формы первичных документов перестают быть обязательными. То есть, компания как и прежде может их использовать в своей деятельности, но для этого она должна их утвердить в учётной политике.

Виды учетной политики

1. Учётная политика для целей бухгалтерского учёта.

2. Учётная политика для целей налогового учёта.

3. Учётная политика для отчётности по международным стандартам (например US GAAP, IFRS).

Наши рекомендации