Анализ рисков по реализации проекта

тыс.грн.

С Ц Е Н А Р И И (в а р и а н т ы ) Г о д ы с н а ч а л а р а б о т ы
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й
Доходы (всего)
1. Пессимистический
3. Наиболее вероятный
2. Оптимистический
Расходы (всего)
1. Пессимистический
3. Наиболее вероятный
2. Оптимистический
Распределяемая прибыль
1. Пессимистический
3. Наиболее вероятный
2. Оптимистический
Финансовый поток
1. Пессимистический
2. Наиболее вероятный
3. Оптимистический
Ликвидационная стоимость (всего)
1. Пессимистический
2. Наиболее вероятный
3. Оптимистический

Прогноз динамика основных показателей по основным сценариям работы ломбарда представлен на рис. 6.1–6.5.

Рис. 6.1. Динамика доходов ломбарда
тыс.грн.
Доходы
Года
Анализ рисков по реализации проекта - student2.ru

 
 
тыс.грн.

Рис.6.2. Динамика расходов ломбарда
Года
Анализ рисков по реализации проекта - student2.ru

 
 
тыс.грн.

Года
6.3. Динамика распределяемой прибыли ломбарда
Анализ рисков по реализации проекта - student2.ru

тыс.грн.

Рис.6.4. Финансовый поток
Года
Анализ рисков по реализации проекта - student2.ru

 
 
тыс.грн.

Года
Рис. 6.5. Ликвидационная стоимость
Анализ рисков по реализации проекта - student2.ru

Выводы и рекомендации

Конечно, не может не настораживать факт официального роста числа ломбардов в Украине сопровождающийся падением суммарного объема предоставленных ими услуг и падением их суммарной прибыли. После роста на 30-50% ежегодно за I полугодие 2013 года рынок ломбардных услуг снизился почти на 7%. Как сообщает ‘КоммерсантЪ-Украина', за шесть месяцев этого года потребители взяли кредитов на 300 млн грн. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Основными причинами спада игроки называют высокую концентрацию рынка, что фактически лишает небольшие компании возможности роста, а также конкуренцию со стороны банков, предлагающих клиентам кэш-кредиты.

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг рапортует: «Спрос на услуги ломбардов падает – за шесть месяцев они выдали кредитов на 4,09 млрд грн, что на 6,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщили вчера в. При этом общее количество выданных за I полугодие займов снизилось на 2,1%. Нынешнее падение - первое с 2006 года. Напомним, если в 2010 году кредитный портфель ломбардов вырос на 55%, то в 2011-м – на 33%, а в 2012-м – на 22,6%.

Отрицательная динамика обусловлена уменьшением средней суммы кредита: если по итогам I полугодия 2012 года она составила 814,8 грн, то сейчас - лишь 775,3 грн. Снижение объема среднего займа вызвано падением цен на золото – почти на 30% с начала года. Доля кредитов под залог изделий из драгоценных металлов составляет 88%».

Одновременно ломбарды теряют свое основное преимущество - возможность предоставления небольшого кредита на короткий срок под залог ювелирных изделий. Теперь же, отмечают участники рынка, их основными конкурентами становятся банки, активно предлагающие клиентам кредитные карты и займы наличными. В I полугодии, по данным финансовой компании "КредитМаркет", банки выдавали в среднем 8 млрд грн беззалоговых кредитов в месяц, что примерно в полтора раза больше, чем в 2012-м. При этом средняя ставка банковского кредита составляет порядка 100%, а средневзвешенная процентная ставка в ломбарде – 206%. "Банки, кредитные союзы и финансовые компании, которые выдают быстрые беззалоговые займы, – это прямые конкуренты ломбардов, которые в последнее время стали активнее развиваться".

Такая динамика не может не настораживать!

И это правда! Но и чиновники, и популярные эксперты, и руководители ломбардов, по давней украинской традиции многое не договаривают! В частности во всех средствах информации умалчивается, что падение суммарных доходов ломбардов связано исключительно с увеличением доли их теневого оборота.

В представленном бизнес-плане в качестве теневой может рассматриваться только ½ часть зарплаты – «плановая премия» – которую могут выдавать «в конвертах». Все остальное рассчитано, как белый бизнес.

Данные табл. 4.4, 5.1, и 6.1 и комментарии к ним позволяют с уверенностью утверждать, что при комплектации квалифицированным и порядочным персоналом, эффективность вложений в проект не вызывает сомнений. Достаточно обратить внимание на окупаемость вложений не превышающую:

· 12 месяцев работы при реализации наиболее вероятного сценария;

· 14 месяцев работы при реализации пессимистического сценария;

· 10 месяцев при реализации оптимистического сценария.

Заметим, что эта окупаемость достигается в самом сложном стартовом периоде, причем, с учетом возвращения в полном объеме внутреннего кредита Учредителю, взятого для преодоления финансового дефицита в стартовом периоде:

· за 4 месяца при реализации наиболее вероятного сценария;

· за 9 месяцев при реализации пессимистического сценария;

· за 3 месяца при реализации оптимистического сценария.

Также следует отметить интенсивное развитие предприятия (даже по пессимистическому сценарию), позволяющему преодолеть (точнее, проскочить) точку безубыточности:

· в начале 4-й недели 3-го месяца работы при реализации наиболее вероятного сценария;

· в конце 4-го месяца работы при реализации пессимистического сценария;

· в начале 3-й недели 3-го месяца при реализации оптимистического сценария.

Не меньший оптимизм возникает при анализе показателей финансового потока и ликвидной стоимости предприятия (тоже заниженных, особенно по статье «Стоимость интеллектуальной собственности»).

Говоря о рисках создания предприятия, в том числе и связанных с внешними факторами не подпадающими под классификацию форс-мажора, то при качественном менеджменте они не выходят за пределы программ минимум.

Проблемы стартового периода, включая регистрацию ломбарда, а также форс-мажорные риски, в меру возможностей, погашаются за счет страхования и вхождения в солидную сеть ломбардов «Капитал».

Естественно, Учредители данного ломбарда могут последовать примеру своих коллег и часть оборота перевести в тень, что увеличит их доходы и одновременно увеличит их риски…

В любом случае- вышеизложенное позволяет обосновать более чем привлекательную перспективу развития предприятия (причем – уже в прогнозном периоде) и считать инвестиции в предложенную бизнес-идею оправданными.

Наши рекомендации