Пути реализации проекта «Школа Здоровья» и нивелирования возможных рисков.

МОУ Нерльская СОШ Калязинского района имеет статус базовой. Школа имеет два удаленных подразделения. Налажен организованный подвоз 50 учеников и 7 учителей на двух автобусах.

В процессе реализации программы «Школа здоровья» в школе сложилась система комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья школьников, состоящая из следующих блоков:

1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения:

Здание школы типовое, двадцать помещений, но из них учебных только тринадцать, что является недостаточным на 11 класс - комплектов. Отопление центральное, холодное водоснабжение. Здание требует капитального ремонта, поскольку было построено в 1936 году, и капитальный ремонт ни разу не производился. Помещения здания гигиеническим нормативам соответствуют лишь частично. (Нет канализации, водопровод лишь на кухне, отопительная система требует полной замены, не во всех помещениях произведена замена осветительных приборов и т.д.)

Температурный режим в школе соблюдается. В каждом классе имеются термометры. На переменах и после занятий классы проветриваются, после большой перемены производится влажная уборка коридоров.

Материальная база школы недостаточная. Длительное время для классов не приобретается мебель (ученические комплекты, шкафы, доски), устарели карты, таблицы, дидактические пособия. В этом году поступили кабинеты химии, физики, биологии, географии, а также 2 интерактивные доски, большой телевизор, видеодвойка и музыкальный центр. Спортивный зал в школе отсутствует. Уроки физкультуры проводятся в приспособленном для этих целей помещении, несоответствующем гигиеническим требованиям. Его общая площадь всего 69м2. Спортивные снаряды и инвентарь устарели, частично пришли в негодность, долгое время не было обновления спортивной базы школы. Лишь в последнее время стал поступать спортивный инвентарь. Появились пластиковые лыжи, мячи, маты. Имеется при школе спортивная площадка, которая соответствует всем стандартам, но недостаточно оборудована. Школьный стадион считается одним из самых лучших в районе.

Медицинский кабинет в школе отсутствует, но от участковой больницы, находящейся в селе, прикреплен к школе медработник, который по первому вызову приходит в школу и проводит плановые прививки.

Под столовую приспособлено помещение, рассчитанное на 60 мест, оно соответствует всем гигиеническим требованиям, имеется все необходимое оборудование и посуда. Питание детей осуществляется в две смены. Для всех учеников начальных питание бесплатное за счет муниципалитета. Бесплатно питаются учащиеся из малообеспеченных и многодетных семей. Питание остальных учеников организовано за счет дополнительной родительской платы. При школе имеется ученический опытный участок, где учащиеся выращивают разнообразные овощи для столовой. В течение года свежие, экологически чистые овощи, в достатке присутствуют в рационе учеников.

Кадровые ресурсы: 20 специалистов, из них 14 имеют высшее образование. Большинство учителей с первой и трое с высшей категорией. Кадрами школа укомплектована не полностью. Нет специалистов по информатике, физике, географии и истории. Два года как в школе появился дипломированный психолог. Организована служба психологической помощи. Начал работу социальный педагог. Он реализует программу «Семья и школа», направленную на объединение усилий по формированию благоприятного социально-образовательного пространства, проводит большую профилактическую работу с учениками по вопросам табакокурения, алкоголизма и наркомании.

2. Рационализация учебного процесса:

Согласно СанПиН в школе соблюдаются все гигиенические нормы и требования к организации и объему учебной нагрузки. Обучение ведется по 5-дневной неделе. Начало учебного дня – 9 часов. Уроки продолжительностью 40 мин. После третьего урока динамический час – 40 мин. Нагрузка в течение недели распределяется согласно кривой работоспособности человека с основными днями нагрузки среда – четверг (кроме 1 класса). Расписание оценивается по ранговой шкале трудности предметов (Сивков. 1988) и контролируется завучем школы.

Занятия в кружках, к сожалению, начинаются почти сразу (через 20 минут) после уроков. Это связано с удаленностью проживания учащихся от школы.

Уроки физкультуры в начальной школе ведут сами учителя, хотя имеется дипломированный специалист.

Уроки по всем предметам строятся с учетом индивидуальных особенностей учеников. На основе результатов диагностики, результатов психологических исследований учителя осуществляют личностно-ориентированный подход. С 2008-09 годов обучение в старших классах будет вестись по индивидуальным учебным планам. Каждый ученик выбирает для себя индивидуальную учебную траекторию по необходимым для дальнейшего образования предметам. В рамках предпрофильного обучения в 8 – 9 классах ведутся элективные курсы по выбору учащихся.

Диагностика состояния здоровья и психических процессов детей проводится, начиная еще до зачисления ребенка в школу. В период дошкольного образования психолог школы проводит встречи с детьми, занимается их обследованием, если нужно коррекцией. Уже два года проводится предшкольная подготовка детей, так как, практически, в селе детского сада нет. Учитель и психолог вместе наблюдают за первоклассниками в адаптационный период и прилагают все усилия, чтобы период адаптации проходил без серьезных осложнений. Психолог усиленно работает также с теми классами и учениками, которые вызывают особую обеспокоенность, разрабатывает индивидуальные коррекционные программы, отслеживает динамику изменений. Учителя начальных классов самостоятельно проводят дважды (апрель, 2 класс и 4 класс) диагностику адаптации и освоения общеучебных навыков, на основе полученных результатов выстраивают работу с детьми на уроке, осуществляя индивидуальный подход.

В течение всего учебного года проводится мониторинг качества знаний. Внутренний мониторинг - контрольные работы, «срезовые», проверочные, тесты. Мониторинг ведут учителя и завуч школы. Внешний мониторинг – ЕГЭ, проводится в выпускных классах. Сделано все возможное для снижения стрессорного характера образовательного процесса: максимально ввожу в преподавание диалоговые формы работы, пытаюсь сделать учебный процесс антистрессорным (карта отслеживания развития техники чтения Приложение 8).

Основной структурной единицей образования является урок. Обязательным элементом организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. (Приложение 3.) Современные уроки отличаются большой интенсивностью и плотностью. Поэтому дети быстро утомляются и нуждаются в эмоциональной разгрузке. Учителя начальных классов включают в урок 1-2 динамических паузы, позволяющих быстрее и эффективнее переключить школьников в другой вид деятельности и снять утомляемость. (Приложение 1). Это движения со стихотворением, дыхательная гимнастика и упражнения для глаз. Уроки проводятся в соответствии с гигиеническими характеристиками здоровьесберегающей структуры урока, которые обеспечивают сохранение работоспособности учащихся и максимально возможное освоение материала. (Приложение 2.)

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы:

Из-за отсутствия спортивного зала уроки физкультуры в первой четверти и в четвертой проходят на стадионе. В первой четверти это, как правило, подвижные игры динамичного характера. В четвертой четверти это легкая атлетика. Зимой, в период лыжной подготовки уроки проходят на свежем воздухе. Лишь во второй четверти занятия гимнастикой проходят в спортзале. Уроки строятся в соответствии с программой с учетом здоровья и самочувствия детей. В начальных классах обязательно проводится общеразвивающая разминка в начале урока. Включаются упражнения на развитие всех групп мышц, укрепляющие осанку, развивающие физические качества. Во второй половине урока – игры разного активно-двигательного характера.

Учителя физкультуры и начальных классов проводят уроки, согласно методическим требованиям. В школе имеется база данных состояния здоровья детей, что используется на занятиях и во внеурочное время. По медицинским показаниям часть ребят нуждается в занятиях в спецгруппе. С 2008-2009 г. такая группа в школе будет функционировать. На уроках в начальной школе применяется дыхательная гимнастика по Стрельниковой. (Приложение 4.)

Для детей, увлекающихся спортом функционируют футбольная секция, для остальных детей имеется секция общефизической подготовки. Футбольная секция проходит по воскресеньям на стадионе. Создана своя школьная команда по футболу. Группу ОФП посещают ученики средних и старших классов два раза в неделю.

На уроках применяются физкультминутки, снимающие негативное влияние статической нагрузки на уроках. Между третьим и четвертым уроком имеется динамический час, в который дети питаются и проводят активные игры на свежем воздухе.

Регулярно проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия: спортивные игры «Веселые старты», соревнования между командами классов. Учащиеся нашей школы активные участники всех спортивных мероприятий на уровне муниципалитета и показывают хорошие результаты. В конце каждого учебного года организуются походы по родному краю. Их цель: узнать как можно больше о природе, истории, людях своего края. В то же время это хорошая физическая подготовка и закаливание организма.

4. Социально-педагогическая работа с учащимися, направленная на формирование культуры здоровья:

Наше образовательное учреждение долгое время не имело своей единой программы, направленной на формирование культуры здоровья, которая охватывала бы весь учебно-воспитательный процесс в школе. В настоящее время школа обеспечена методическим пособием, рекомендованным Министерством образования и науки РФ под ред. В.Н.Касаткина и полностью методическим материалом по программе Г.К.Зайцева. (Приложение 5)

Учителя постоянно просвещают школьников по вопросам формирования здорового образа жизни. Проводят тематические классные часы (например «О хороших привычках», «Твой Режим дня»), конкурсы рисунков, плакатов, выпускает санитарные бюллетени, проводят с детьми дидактические игры, викторины валеологической направленности. (Приложение 6)

Каждый месяц проходит День Здоровья, чаще всего на свежем воздухе. Для учащихся средних и старших классов работники здравоохранения читают лекции, проводят беседы формировании культуры здоровья. Организуется просмотр научно-популярных программ, фильмов о здоровом образе жизни. Проводится исследовательская работа учащихся по проблемам здоровья. В этом году в конкурсе исследовательских работ приняли участие три ученика. Ведется совместная работа представителями медицины и внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. В начальных классах учителя проводят конкурсы и праздники, популяризирующие здоровый образ жизни. (Приложение 7)

5. Организация системы методической работы с педагогами и родителями:

В школе работают опытные с большим стажем учителя, отлично владеющие методикой обучения и использующие разнообразные технологии обучения, которые соответствуют возрастным особенностям учеников и их возможностям. Учителя постоянно занимаются своим самообразованием и повышают квалификацию. Школа является методическим центром, где постоянно происходит обмен опытом между образовательными учреждениями. Образованны МО по 5 направлениям, так как в связи с образованием округа, в состав МО включены учителя присоединенных школ.

Современные образовательные технологии используются педагогами, как в системе, так и поэлементно. Многие педагоги в силу возраста или других причин с трудом принимают новые установки и методы образования и испытывают сложности, особенно в части овладения современными техническими средствами, ИКТ – технологиями.

У учителей явно страдает уровень методической компетентности, учителя слабо осваивают методики мониторинговой оценки эффективности своей работы и диагностические методики.

При организации учебного процесса учителя используют технические средства (телевизоры, магнитофоны, компьютеры, интерактивную доску и т.д.), строго соблюдая все требования. В школе имеется компьютерный класс и все уроки, связанные с ИКТ проходят в нем. Но класс не соответствует требованиям и нормам СанПиН: малая площадь кабинета, близко расположенные друг от друга мониторы, плохая освещенность рабочего места и т.д.

6. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья:

Каждый год ученики школы проходят диспансеризацию. Медработник и классные руководители проводят анализ медицинских карт учащихся и данные доводят до сведения родителей. Обучение учащихся не может идти в отрыве от обучения и их родителей. Поэтому для родителей проводятся лекции на общешкольных собраниях по вопросам здоровья их детей. Лекции читают или учителя, или для этого приглашаются работники здравоохранения.

По данным медицинского обследования в нашей школе самые распространенные заболевания: нарушение осанки, сколиоз и миопия. При чем эти показатели каждый год меняются. По нашему мнению причина в том, что медосмотр проходит поверхностно и отсутствуют в районе соответствующие узкие специалисты. Но показатели по данным заболеваниям каждый раз высокие. Для их профилактики учителя начальных классов используют на уроках физкультуры разнообразные упражнения, направленные на формирование мышечного корсета, осуществляют индивидуальный подход к ученикам в зависимости от состояния здоровья.

Большое внимание уделяется расположению учеников на уроке. Рассаживая учащихся, принимаю во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и наличие нейропсихологических особенностей. Один раз в четверть (после каникул) детей пересаживают, кроме детей, страдающих сколиозом (они должны до 15 лет сидеть на стороне, противоположной искривлению позвоночника). Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию ребенка относительно доски; во-вторых, обеспечиваетт более равномерные условия освещения.

Особое внимание уделяется работе, требующей повышенной зоркости, зрительного внимания, так как зрительная информация играет большую роль в развитии познавательной сферы и личности в целом. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. И чтобы этого не произошло, необходимо регулярно выполнять элементы зрительной гимнастики.

Результаты медицинского обследования анализируются и обсуждаются на педсоветах, обсуждаются причины заболеваемости. Родители незамедлительно ставятся в известность.

Наши рекомендации