Учетная политика организации

5.1. Понятие учетной политики. Основные фак­торы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики.

5.2. Разработка учетной политики.

5.3. Анализ бухгалтерской отчетности как след­ствие учетной политики.

5.1. ПОНЯТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

В условиях рыночной экономики бухгалтерский учет является языком бизнеса, способом обеспечения ин­формацией деловых людей. Поэтому при формировании учетной информации предприятие должно опираться на существующие единые принципы и правила, которые закрепляются соответствующими нормативными доку­ментами.

Однако между предприятиями существуют опреде­ленные различия. Поэтому централизованно устанавли­вают лишь общие принципы и правила, при этом допус­кается инвариантность их применения. На каждом пред­приятии конкретизируются общие правила, выбирают­ся те или иные методологические варианты (например, варианты учета процесса заготовления, производства, продажи). Конкретизация таких принципов и представ­ляет собой разработку учетной политики предприятия.

Под учетной политикой понимается совокуп­ность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявленных предприятием, исходя из правил и особенностей своей деятельности и действу­ющего законодательства.

К способам ведения бухгалтерского учета отно­сятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, организации документообо­рота, инвентаризации, применения счетов бухгалтер­ского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и т.д.

Учетная политика разрабатывается всеми органи­зациями независимо от их организационно-правовой формы собственности. Организации самостоятельно формируют учетную политику исходя из своей струк­туры, отрасли и других особенностей деятельности.

Основные требования к организации и ведению бух­галтерского учета сформулированы непосредственно в Законе № 129-ФЗ, а также в положениях по бухгалтер­скому учету, утвержденных приказами Минфина Рос­сии, методических указаниях по бухгалтерскому учету; Плане счетов бухгалтерского учета, указаниях об объеме форм бухгалтерской отчетности, порядке состав­ления и представления бухгалтерской отчетности.

Учетная политика должна, обеспечить:

• полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности — всех хозяй­ственных операций (требование полноты);

• своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности; невозможно ускорить либо задержать ре­гистрацию на счетах бухгалтерского учета, операций (требование своевременности);

• большую готовность к признанию в бухгалтерс­ком учете расходов и обязательств (потерь и пасси­вов), чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотритель­ности);

• отражение в бухгалтерском учете фактов хозяй­ственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фак­тов и условий хозяйствования (требование приори­тета содержания перед формой);

• тождество данных аналитического учета оборо­там и остаткам по соответствующим счетам синтети­ческого учета на первое число каждого месяца, а так­же на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

• рациональное ведение бухгалтерского учета ис­ходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия - экономное ведение бухгалтер­ского учета (требование рациональности).

Требования при выборе учетной политики:

• постоянство учетной политики в течение дли­тельного периода;

• регламентация принципов учетной политики действующей нормативной базой;

• извещение внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике.

Основные факторы, влияющие на выбор и обо­снование учетной политики:

• формы собственности и организационно-право­вая форма предприятия (общество с ограниченной от­ветственностью, производственный кооператив и т.д.);

• отраслевая принадлежность или вид деятельно­сти (промышленность, строительство, торговля, сель­ское хозяйство и т.д.);

• объемы деятельности предприятия, среднеспи­сочная численность, работающих на нем и т.п.;

• соотношение с системой налогообложения (ос­вобождение от различных видов налогов, льготы по налогообложению и т.д.);

• степень свободы действия в условиях перехода к рынку (возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнеров);

• стратегия финансово-хозяйственного развития, предприятия (цели и задачи экономического развития на долгосрочную перспективу, ожидаемые направ­ления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);

• уровень материальной базы системы управления предприятием (обеспеченность компьютерной техни­кой и иными средствами оргтехники, программно-ме­тодическое обеспечение и т.д.);

• система информационного обеспечения органи­зации (по всем направлениям, необходимым для ее эф­фективной деятельности);

• уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей;

• система материальной заинтересованности в эф­фективности работы организации и материальной от­ветственности за круг выполняемых обязанностей.

Учетная политика организации формируется глав­ным бухгалтером на основе настоящего Положения и ут­верждается руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/98). При этом утверждаются:

* рабочий план счетов бухгалтерского учета;

* формы первичных учетных документов, приме­няемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;

* порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, организации;

* методы оценки активов и обязательств;

* правила документооборота и технология обра­ботки учетной информации;

* порядок контроля за хозяйственными операци­ями;

* другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Таким образом, учетная политика формируется главным бухгалтером и служит для нужд бухгалтер­ского учета, однако касается деятельности практически всех других структурных подразделений организации и их работников (например, в части форм первичных документов и правил документооборота) и должна безукоснительно ими соблюдаться. Поэто­му утверждать учетную политику следует путем из­дания отдельного приказа по организации, а уча­ствовать в процессе создания учетной политики мо­гут и должны все заинтересованные структурные под­разделения (специалисты) организации в пределах своей компетенции. При необходимости к разработ­ке учетной политики могут быть привлечены также внешние консультанты, например, для обоснования и оптимизации способов ведения учета, для выбора наиболее соответствующего из возможных вариантов организации учете на основе анализа нормативной базы и особенностей бизнеса организации.

5.2. РАЗРАБОТКА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Разработка учетной политики - сложный много­этапный процесс, значение которого нельзя преумень­шать. Автоматическое дублирование учетной поли­тика от одного отчетного периода к другому не только неэффективно, но и опасно, так как изменившаяся хо­зяйственная ситуация, подвижки во внешней и внут­ренней среде организации способны стать причиной ухудшения финансового состояния организации, если учетная политика не корректируется.

Можно выделить следующие этапы разработки учетной политики.

I. Комплексная оценка среды организации.

Этот этап разработки учетной политики включает:

* оценку сложившейся системы документооборо­та: эффективность; быстроту; выполнение графика;

* оценку применяемого рабочего плана счетов: достаточностъ; соответствие нормативной базе;

* анализ форм применяемых первичных учетных документов: необходимость; достоверность; наличие необходимых реквизитов; полнота информации; су­щественность содержащихся в форме данных; трудо­емкость заполнения; удобочитаемость;

* анализ форм документов для внутренней бухгал­терской отчетности: необходимость; достоверность; полнота информации; существенность содержащих­ся в форме данных; трудоемкость заполнения; удобо­читаемость; периодичность составления;

* оценку существующего порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации: полнота информации; периодичность проведения; со­став инвентаризационной комиссии;

* экспертизу методов оценки активов и обяза­тельств: соответствие нормативной базе; соответствие целям организации; экспертиза системы внутреннего контроля и аудита; эффективность; достаточность; оперативность.

II. Разработка изменений к действующей учет­ной политике.

III. Контроль внедрения и применения.

Форма разработанной учетной политики нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учетная политика может быть изложена непосред­ственно в приказе. В этом случае она будет иметь ис­ключительно текстовый формат с выделением отдель­ных пунктов. Более удобна табличная форма построе­ния учетной политики. При этом утверждаемая приказом учетная политика является самостоятельным законченным документом (например, положением), имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее создания. В этом слу­чае учетная политика становится приложением к со­ответствующему приказу.

Табличная форма построения учетной политики делает этот документ более структурированным, с на­глядными ссылками на нормативные документы, являющиеся обоснованием (основанием) для выбранного организацией способа ведения бухгалтерского учета. Табличная форма позволяет графически выделить в общем объеме документа отдельные разделы, соот­ветствующие конкретным объектам или направлениям учета. Bсe это облегчает последующее использова­ние учетной политики работниками организации в процессе ежедневной работы. Особенно актуально это в том случае, если бухгалтерская служба имеет сложную иерархическую структуру с разделением учетных работ по направлениям.

Учетная политика организации должна содер­жать ряд приложений, как минимум, рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в данной организации, документооборот и формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе об­разцов, рекомендованных Минфином России. Утвержденная учетная политика может иметь следующие приложения: дополнительно разработанные в органи­зации формы первичных учетных документов, деталь­ные методики разработанных способов ведения учета и др. Однако при этом не следует забывать, что утвер­жденная учетная политика со всеми поименованны­ми в ней приложениями является официальным до­кументом и может быть запрошена в ходе проведения различных проверок и судебных разбирательств, пред­ставлена учредителям и т. п.

В учетной политике целесообразно предусмотреть два раздела: организационно-технический и методи­ческий (образец 2).

Организационно-технический раздел определяет:

* организацию ведения бухгалтерского учета;

* форму бухгалтерского учета;

* технологию обработки учетной информации;

* порядок проведения инвентаризаций;

* организацию системы внутреннего контроля;

* порядок документооборота;

* рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Образец 2 ПРИКАЗ №_______ «Об учетной политике на 20 год» Руководствуясь требованиями бухгалтерского и налогового законодательства с целью соблюдения в организации единой ме­тодики ведения бухгалтерского и налогового учета ПРИКАЗЫВАЮ: Принять с 01 января 2006 года учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения следующего со­держания. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. В настоящем приказе определяется учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета 000 «Актив», которой устанавливаются принципы отражения в бухгалтерском и налоговом учете всех фактов хозяйственной деятельности и их оценки. 1.2. Характеристика организации: полное название, дата государственной регистра­ции, реквизиты расчетного счета, юридический и почтовый адреса. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Выбор одного из вариантов Основание
2.1. Способ ведения учета: учет ведет лично руководитель, учреждается бухгалтерская (налоговая) служба как отдельные подразделения, учет ведет бухгалтер (бухгалтера по налоговому учету), учет ведет по договору специализированная организация или бухгалтер-специалист п. 2 ст. 6-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 НК РФ
2.2. Уровень централизации уета: централизованный, децентрализованный п.3 ст. 5-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 НК РФ
2.3. Организационная структура учета: линейная, функциональная, линейно-функциональная п.3 ст. 5-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 НК РФ
2.4. Формы первичных учетных документов: не установленные законодательно разрабатываются самостоятельно и утверждаются как приложения к учетной политике, операции оформляются первичными документами, предусмотренными в альбомах унифицированных форм п. 33 положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, ст. 313 НК РФ, п.2 ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете»
2.5. Перечень лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах: законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике ст.9, 17 ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 НК РФ
2.6. Перечень документов, составляемых в момент совершения операции и после завершения операций: законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике ст.9, 17 ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 НК РФ
2.7. График документооборота: законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике ст.9, 17 ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 НК РФ
2.8. Форма учета бухгалтерского: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, автоматизированная; налогово-ручная, автоматизированная п.8,19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п. 5 ПБУ 1/98, ст.313,314 НК РФ
2.9. Рабочий план счетов для бухгалтерского учета формируется на основании типового плана счетов, утверждается в приложении; для налогового – формируется самостоятельно или не применяется п. 3 ст.6 ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 НК РФ
2.10. Обработка учетной информации: ручная, автоматизированная п. 3 ст.6 ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 НК РФ
2.11. Реестр форм регистров для бухгалтерского учета: законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике для налогообложения, разрабатывается на основе данных бухгалтерского учета, используются рекомендованные формы, регистры формируются самостоятельно п.8,19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п. 5 ПБУ 1/98, ст.313,314 НК РФ
2.12. Инвентаризация: состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций законодательно не установлены, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 26-28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п.5 ПБУ 1/98
2.13. Внутренний контроль: организация создает контрольные службы или передает контрольные функции отдельным работникам п. 3 ст.6 ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 НК РФ
2.14. Формы отчетности: тповые, разработанные организацией Приказ Минфина №67н
2.15. Способ представления отчетности: лично, по доверенности, по почте, в электронном виде п. 6 ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 НК РФ

3. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Выбор одного из вариантов Основание
3.1. Способ амортизации основных средств для бухгалтерского учета – линейный, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет, пропорционально стоимости продукции, для налогового – линейный или нелинейный п. 18 ПБУ 6/01, ст. 259 НК РФ
3.2. Способ амортизации НМА для бухгалтерского учета – линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально стоимости продукции, для налогового – линейный или нелинейный п. 15 ПБУ 14/2000, ст. 259 НК РФ
3.3. Способ отражения амортизации НМА с использованием счета 05 «Амортизация НМА», на счете 04 «НМА» п. 20,21 ПБУ 14/2000
3.4. Переоценка основных средств: проводить переоценку (метод прямого счета или индексный), не проводить переоценку п. 15 ПБУ 6/01
3.5. Ремонт основных средств: решение о создании ремонтного фонда, единовременное списание затрат п. 3 ст. 260,324 НК РФ
3.6. Учет затрат по кредитам изаймам: решение о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную п. 6 ПБУ 15/01
3.7. Оценка финансовых вложений при выбытии по первоначальной стоимости, по средней стоимости, способ ФИФО п. 26 ПБУ 19/02
3.8. Учет материальных ценностей: с использованием счетов 15 и 16, без использования счетов 15 и 16 Инструкция по применению плана счетов
3.9. Способ оценки запасов при отпуске в производство: по себестоимости единицы, по редней себестоимости, способ ФИФО, способ ЛИФО п. 27 ПБУ 5/01, п. 8 ст. 254 НК РФ
3.10. Учет транспортно-заготовительных расходов: учет на счете 15, включение затрат в фактическую себестоимость ценностей, учет на субсчете к счету 10 п. 83 методических указаний по учету материально-производственных запасов
3.11. Оценка приобретаемых товаров: по покупным ценам, по фактической себестоимости, по продажным ценам для налогообложения, ФИФО, ЛИФО, средней себестоимости единицы п. 6,13 ПБУ 5/01, пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ
3.12. Оценка тары: по фактической себестоимости, по покупным ценам, по учетным ценам п. 166, 182 методических указаний МПЗ
3.13. Оценка незавершенного производства: по фактической себестоимости, по плановой себестоимости, по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
3.14. Порядок признания выручки: в бухгалтерском учете – по мере готовности продукции или в целом по работе, налоговом – метод начислений и кассовый метод Инструкция по применению плана счетов, с. 271-273 НК РФ
3.15. Момент реализации товаров: по мере отгрузки, по мере поступления денежных средств ст. 167 НК РФ
3.16. Учет выпуска готовой продукции: с использованием счета 40, без использования счета 40 Инструкция по применению плана счетов
3.17. Формирование резервов: резервы создаются (по видам), резервы не создаются П. 70 положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, ст. 324 (п. 1), 265, 266,267 НК РФ

Ответственность за осуществление учетной политики воз­ложить на главного бухгалтера. Основание: ст. 7 ФЗ от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 Налогового кодекса РФ.

(должность руководителя) (подпись) (расшифровка подписи)

При этом порядок организации бухгалтерского уче­та должен устанавливать способ его ведения и степень централизации (при наличии в организации филиа­лов), структуру бухгалтерии. Технология обработки учетной информации прямо, зависит от степени авто­матизации учетных процессов. В приложение целесо­образно вынести общий перечень и формы составляе­мых бухгалтерских регистров инструкции по их за­полнению. Порядок проведения инвентаризации дол­жен определять перечень и имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, даты и сроки проведе­ний плановых инвентаризаций. Внутренний контроль, как правило, осуществляется в организациях силами контрольно-ревизионной комиссии или подразделени­ями внутреннего аудита, деятельность которых регла­ментируется соответствующим положением. Посколь­ку документооборот и рабочий план счетов представля­ют собой довольно объемные документы, их следует включить в приложение к учетной политике. Также в составе приложений следует привести применяемые в организации (разработанные ею в порядке дополнения атрибутов типовых форм или полностью) формы пер­вичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, формы внутренней бухгалтерской отчетности (в первую очередь, это актуально для организа­ций, имеющих сложную внутреннюю структуру и раз­ветвленную сеть филиалов), а также формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Непосредственно в учетной политике целесообразно установить критерий существенности показателей для раскрытия в составе бухгалтерской отчетности.

Методический раздел учетной политики опре­деляет:

* методы оценки активов и обязательств организа­ции;

* методы признания доходов и расходов организации;

* методы калькулирования себестоимости.

После утверждения учетной политики главный бух­галтер становится одновременно «гарантом» ее соблюде­ния я лицом, претворяющим ее положения в практичес­кой деятельности.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются в соответствии с п. 10 разд. II ПБУ 1/98 с 1 января года, следующего за годом утверждения соот­ветствующего организационно-распорядительного доку­мента. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями орга­низации (включая выделенные на отдельный баланс) не­зависимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней: со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная поли­тика считается притеняемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Изменение учетной политики организации, соглас­но разд. IV ПБУ1/98, может производиться в случаях:

* изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

* разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа веде­ния бухгалтерского учета предполагает более достовер­ное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудо­емкость учетного процесса без снижения степени досто­верности информации;

* существенного изменения условий деятельности может быть связано с реорганизацией, сменой собствен­ников, изменением вида деятельности и т. п.

Не считается изменением учетной политики утвер­ждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по суще­ству от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Такое дополнение к учетной политике вследствие того, что оно не считает­ся изменением, может быть внесено в течение отчетного года.

Изменение учетной политики должно быть обосно­ванным и оформляется приказом (распоряжением и т.п.) руководителя организации.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организацион­но-распорядительным документом.

Последствия изменения учетной политики, оказав­шие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оце­ниваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится с помощью средств финансово-экономичес­кого анализа на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный спо­соб ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызван­ного, в свою очередь, изменением законодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в поряд­ке, предусмотренном соответствующим законодатель­ством или нормативным актом.

В противном случае они отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления число­вых показателей минимум за два года. Исключением яв­ляются случаи, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует ис­ходить из предположения, что измененный способ веде­ния бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности дан­ного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответ­ствующих данных за периоды, предшествующие отчет­ному.

Указанные корректировки отражаются лишь в бух­галтерской отчетности. При этом никакие учетные за­писи не производятся.

В случаях, когда оценка в денежном выражении по­следствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к со­ответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.

Изменения учетной политики, оказавшие или спо­собные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансо­вые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (а именно - в пояснительной записке к отчету). Инфор­мация о них должна, как минимум, включать:

* причину изменения учетной политики;

* оценку последствий изменений в денежном выра­жении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

* указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные пе­риодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бух­галтерской отчетности организации.

5. 3. АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

КАК СЛЕДСТВИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Анализ бухгалтерской отчетности - это процесс интерпретации ее данных с целью получения информа­ции для принятия управленческих решений.

Анализ - это процедура мысленного расчленения объекта, делающая его понимание более ясным. В ана­лизе бухгалтерской отчетности все время приходится «мысленно расчленять» ее на части, дабы выявить су­щественные факторы, обусловившие то или иное зна­чение представленных в ней показателей. В сущности, анализ бухгалтерской отчетности - это и есть то, ради чего трудится бухгалтер, ведь бухгалтерский учёт требуется именно для того, чтобы продемонстри­ровать заинтересованным лицам положение дел на предприятии.

Интерпретация - это истолкование, раскрытие, объяснение смысла. Отсюда результат интерпретации, т.е. вариант понимания бухгалтерской отчетности» за­висит от того, какой смысл вкладывает конкретный ее пользователь в представленные в ней данные. И здесь очень важно иметь в виду, что разные пользователи от­четности могут интерпретировать представленные в ней данные совершенно по-разному.

Информация, которую получает пользователь, анализируя бухгалтерскую отчетность, - это резуль­тат его личной интерпретации, обусловленной рядом сугубо субъективных факторов: его целями как лица, заинтересованного в деятельности предприятия; его знаниями в области бухгалтерского учета; его личным восприятием положения дел на предприятии, сформи­ровавшимся до знакомства с бухгалтерской отчетностью, и пр.

Представленная бухгалтерская отчетность, как пра­вило, анализируется по следующим направлениям: ликвидность, привлечение заемных средств, оборачи­ваемость капитала, прибыльность. Конкретный набор локальных показателей можно варьировать в зависи­мости от специфики отрасли, целей анализа и прочих факторов.

Наиболее важными локальными показателями яв­ляются следующие коэффициенты:

Наши рекомендации