Учетная политика организации
5.1. Понятие учетной политики. Основные факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики.
5.2. Разработка учетной политики.
5.3. Анализ бухгалтерской отчетности как следствие учетной политики.
5.1. ПОНЯТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
В условиях рыночной экономики бухгалтерский учет является языком бизнеса, способом обеспечения информацией деловых людей. Поэтому при формировании учетной информации предприятие должно опираться на существующие единые принципы и правила, которые закрепляются соответствующими нормативными документами.
Однако между предприятиями существуют определенные различия. Поэтому централизованно устанавливают лишь общие принципы и правила, при этом допускается инвариантность их применения. На каждом предприятии конкретизируются общие правила, выбираются те или иные методологические варианты (например, варианты учета процесса заготовления, производства, продажи). Конкретизация таких принципов и представляет собой разработку учетной политики предприятия.
Под учетной политикой понимается совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявленных предприятием, исходя из правил и особенностей своей деятельности и действующего законодательства.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и т.д.
Учетная политика разрабатывается всеми организациями независимо от их организационно-правовой формы собственности. Организации самостоятельно формируют учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Основные требования к организации и ведению бухгалтерского учета сформулированы непосредственно в Законе № 129-ФЗ, а также в положениях по бухгалтерскому учету, утвержденных приказами Минфина России, методических указаниях по бухгалтерскому учету; Плане счетов бухгалтерского учета, указаниях об объеме форм бухгалтерской отчетности, порядке составления и представления бухгалтерской отчетности.
Учетная политика должна, обеспечить:
• полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности — всех хозяйственных операций (требование полноты);
• своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности; невозможно ускорить либо задержать регистрацию на счетах бухгалтерского учета, операций (требование своевременности);
• большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств (потерь и пассивов), чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
• отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
• тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
• рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия - экономное ведение бухгалтерского учета (требование рациональности).
Требования при выборе учетной политики:
• постоянство учетной политики в течение длительного периода;
• регламентация принципов учетной политики действующей нормативной базой;
• извещение внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике.
Основные факторы, влияющие на выбор и обоснование учетной политики:
• формы собственности и организационно-правовая форма предприятия (общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);
• отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, сельское хозяйство и т.д.);
• объемы деятельности предприятия, среднесписочная численность, работающих на нем и т.п.;
• соотношение с системой налогообложения (освобождение от различных видов налогов, льготы по налогообложению и т.д.);
• степень свободы действия в условиях перехода к рынку (возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнеров);
• стратегия финансово-хозяйственного развития, предприятия (цели и задачи экономического развития на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);
• уровень материальной базы системы управления предприятием (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и т.д.);
• система информационного обеспечения организации (по всем направлениям, необходимым для ее эффективной деятельности);
• уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей;
• система материальной заинтересованности в эффективности работы организации и материальной ответственности за круг выполняемых обязанностей.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/98). При этом утверждаются:
* рабочий план счетов бухгалтерского учета;
* формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;
* порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, организации;
* методы оценки активов и обязательств;
* правила документооборота и технология обработки учетной информации;
* порядок контроля за хозяйственными операциями;
* другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Таким образом, учетная политика формируется главным бухгалтером и служит для нужд бухгалтерского учета, однако касается деятельности практически всех других структурных подразделений организации и их работников (например, в части форм первичных документов и правил документооборота) и должна безукоснительно ими соблюдаться. Поэтому утверждать учетную политику следует путем издания отдельного приказа по организации, а участвовать в процессе создания учетной политики могут и должны все заинтересованные структурные подразделения (специалисты) организации в пределах своей компетенции. При необходимости к разработке учетной политики могут быть привлечены также внешние консультанты, например, для обоснования и оптимизации способов ведения учета, для выбора наиболее соответствующего из возможных вариантов организации учете на основе анализа нормативной базы и особенностей бизнеса организации.
5.2. РАЗРАБОТКА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Разработка учетной политики - сложный многоэтапный процесс, значение которого нельзя преуменьшать. Автоматическое дублирование учетной политика от одного отчетного периода к другому не только неэффективно, но и опасно, так как изменившаяся хозяйственная ситуация, подвижки во внешней и внутренней среде организации способны стать причиной ухудшения финансового состояния организации, если учетная политика не корректируется.
Можно выделить следующие этапы разработки учетной политики.
I. Комплексная оценка среды организации.
Этот этап разработки учетной политики включает:
* оценку сложившейся системы документооборота: эффективность; быстроту; выполнение графика;
* оценку применяемого рабочего плана счетов: достаточностъ; соответствие нормативной базе;
* анализ форм применяемых первичных учетных документов: необходимость; достоверность; наличие необходимых реквизитов; полнота информации; существенность содержащихся в форме данных; трудоемкость заполнения; удобочитаемость;
* анализ форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности: необходимость; достоверность; полнота информации; существенность содержащихся в форме данных; трудоемкость заполнения; удобочитаемость; периодичность составления;
* оценку существующего порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации: полнота информации; периодичность проведения; состав инвентаризационной комиссии;
* экспертизу методов оценки активов и обязательств: соответствие нормативной базе; соответствие целям организации; экспертиза системы внутреннего контроля и аудита; эффективность; достаточность; оперативность.
II. Разработка изменений к действующей учетной политике.
III. Контроль внедрения и применения.
Форма разработанной учетной политики нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учетная политика может быть изложена непосредственно в приказе. В этом случае она будет иметь исключительно текстовый формат с выделением отдельных пунктов. Более удобна табличная форма построения учетной политики. При этом утверждаемая приказом учетная политика является самостоятельным законченным документом (например, положением), имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее создания. В этом случае учетная политика становится приложением к соответствующему приказу.
Табличная форма построения учетной политики делает этот документ более структурированным, с наглядными ссылками на нормативные документы, являющиеся обоснованием (основанием) для выбранного организацией способа ведения бухгалтерского учета. Табличная форма позволяет графически выделить в общем объеме документа отдельные разделы, соответствующие конкретным объектам или направлениям учета. Bсe это облегчает последующее использование учетной политики работниками организации в процессе ежедневной работы. Особенно актуально это в том случае, если бухгалтерская служба имеет сложную иерархическую структуру с разделением учетных работ по направлениям.
Учетная политика организации должна содержать ряд приложений, как минимум, рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в данной организации, документооборот и формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Утвержденная учетная политика может иметь следующие приложения: дополнительно разработанные в организации формы первичных учетных документов, детальные методики разработанных способов ведения учета и др. Однако при этом не следует забывать, что утвержденная учетная политика со всеми поименованными в ней приложениями является официальным документом и может быть запрошена в ходе проведения различных проверок и судебных разбирательств, представлена учредителям и т. п.
В учетной политике целесообразно предусмотреть два раздела: организационно-технический и методический (образец 2).
Организационно-технический раздел определяет:
* организацию ведения бухгалтерского учета;
* форму бухгалтерского учета;
* технологию обработки учетной информации;
* порядок проведения инвентаризаций;
* организацию системы внутреннего контроля;
* порядок документооборота;
* рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Образец 2 ПРИКАЗ №_______ «Об учетной политике на 20 год» Руководствуясь требованиями бухгалтерского и налогового законодательства с целью соблюдения в организации единой методики ведения бухгалтерского и налогового учета ПРИКАЗЫВАЮ: Принять с 01 января 2006 года учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения следующего содержания. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. В настоящем приказе определяется учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета 000 «Актив», которой устанавливаются принципы отражения в бухгалтерском и налоговом учете всех фактов хозяйственной деятельности и их оценки. 1.2. Характеристика организации: полное название, дата государственной регистрации, реквизиты расчетного счета, юридический и почтовый адреса. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
3. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Ответственность за осуществление учетной политики возложить на главного бухгалтера. Основание: ст. 7 ФЗ от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 Налогового кодекса РФ. (должность руководителя) (подпись) (расшифровка подписи) |
При этом порядок организации бухгалтерского учета должен устанавливать способ его ведения и степень централизации (при наличии в организации филиалов), структуру бухгалтерии. Технология обработки учетной информации прямо, зависит от степени автоматизации учетных процессов. В приложение целесообразно вынести общий перечень и формы составляемых бухгалтерских регистров инструкции по их заполнению. Порядок проведения инвентаризации должен определять перечень и имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, даты и сроки проведений плановых инвентаризаций. Внутренний контроль, как правило, осуществляется в организациях силами контрольно-ревизионной комиссии или подразделениями внутреннего аудита, деятельность которых регламентируется соответствующим положением. Поскольку документооборот и рабочий план счетов представляют собой довольно объемные документы, их следует включить в приложение к учетной политике. Также в составе приложений следует привести применяемые в организации (разработанные ею в порядке дополнения атрибутов типовых форм или полностью) формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, формы внутренней бухгалтерской отчетности (в первую очередь, это актуально для организаций, имеющих сложную внутреннюю структуру и разветвленную сеть филиалов), а также формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Непосредственно в учетной политике целесообразно установить критерий существенности показателей для раскрытия в составе бухгалтерской отчетности.
Методический раздел учетной политики определяет:
* методы оценки активов и обязательств организации;
* методы признания доходов и расходов организации;
* методы калькулирования себестоимости.
После утверждения учетной политики главный бухгалтер становится одновременно «гарантом» ее соблюдения я лицом, претворяющим ее положения в практической деятельности.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются в соответствии с п. 10 разд. II ПБУ 1/98 с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней: со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается притеняемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Изменение учетной политики организации, согласно разд. IV ПБУ1/98, может производиться в случаях:
* изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
* разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
* существенного изменения условий деятельности может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением вида деятельности и т. п.
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Такое дополнение к учетной политике вследствие того, что оно не считается изменением, может быть внесено в течение отчетного года.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением и т.п.) руководителя организации.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится с помощью средств финансово-экономического анализа на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Последствия изменения учетной политики, вызванного, в свою очередь, изменением законодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом.
В противном случае они отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года. Исключением являются случаи, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.
Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (а именно - в пояснительной записке к отчету). Информация о них должна, как минимум, включать:
* причину изменения учетной политики;
* оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
* указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
5. 3. АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
КАК СЛЕДСТВИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Анализ бухгалтерской отчетности - это процесс интерпретации ее данных с целью получения информации для принятия управленческих решений.
Анализ - это процедура мысленного расчленения объекта, делающая его понимание более ясным. В анализе бухгалтерской отчетности все время приходится «мысленно расчленять» ее на части, дабы выявить существенные факторы, обусловившие то или иное значение представленных в ней показателей. В сущности, анализ бухгалтерской отчетности - это и есть то, ради чего трудится бухгалтер, ведь бухгалтерский учёт требуется именно для того, чтобы продемонстрировать заинтересованным лицам положение дел на предприятии.
Интерпретация - это истолкование, раскрытие, объяснение смысла. Отсюда результат интерпретации, т.е. вариант понимания бухгалтерской отчетности» зависит от того, какой смысл вкладывает конкретный ее пользователь в представленные в ней данные. И здесь очень важно иметь в виду, что разные пользователи отчетности могут интерпретировать представленные в ней данные совершенно по-разному.
Информация, которую получает пользователь, анализируя бухгалтерскую отчетность, - это результат его личной интерпретации, обусловленной рядом сугубо субъективных факторов: его целями как лица, заинтересованного в деятельности предприятия; его знаниями в области бухгалтерского учета; его личным восприятием положения дел на предприятии, сформировавшимся до знакомства с бухгалтерской отчетностью, и пр.
Представленная бухгалтерская отчетность, как правило, анализируется по следующим направлениям: ликвидность, привлечение заемных средств, оборачиваемость капитала, прибыльность. Конкретный набор локальных показателей можно варьировать в зависимости от специфики отрасли, целей анализа и прочих факторов.
Наиболее важными локальными показателями являются следующие коэффициенты: