Руководство бухгалтерским учетом в организации. Учетная политика организации.

Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляют главный бухгалтер, руководитель организации На должность главного бухгалтера (за исключением общественно значимой организации, Национального банка) назначается лицо: - имеющее образование и стаж - с отсутствием непогашенной или неснятой судимости .Главный бухгалтер общественно значимой организации также должен иметь сертификат профессионального бухгалтера. В обязанности главного бухгалтера организации входят: - формирование учетной политики организации; - постановка и ведение бухгалтерского учета в организации; - составление и своевременное представление отчетности организации; - иные обязанности в области бухгалтерского учета и отчетности. Учетная политика – совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией.Организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организацииУчетная политика организации включает: - применяемые организацией виды учетной оценки; - план счетов бухгалтерского учета организации; - разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов; - применяемую организацией форму бухгалтерского учета; - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; - иные способы организации и ведения бухгалтерского учета. Изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае: - изменения законодательства Республики Беларусь; - изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации; - принятия решения о реорганизации или ликвидации организации. Изменения в учетную политику организации вносятся с начала отчетного года, они должны быть обоснованы, подписаны главным бухгалтером и утверждены руководителем организации.

Структура бухгалтерии, централизованная и децентрализованная форма организации бухгалтерского учета.

Количественный состав бухгалтерии зависит от размеров организации, от видов деятельности и их отраслевой принадлежности, от организации и технологии производства, от наличия структурных подразделений и их территориального расположения от квалификации работников учета и автоматизации учетных работ и др. тросновных типа организации структуры бухгалтерии:1) линейная (иерархическая); 2) по вертикали (линейноштабная); 3) комбинированная (функциональная). При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. в небольших организациях. При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшимибухгалтерами. Работники бухгалтерии подчиняются непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов В бухгалтерии могут создаваться отделы: расчетный; материальный; учета готовой продукции; производства и калькуляции себестоимости; общий отдел. В крупных организациях кроме перечисленных могут открывать отделы учета капитальных вложений, учета основных средств и др. При использовании любого типа организации структуры бухгалтерии только хорошо налаженные взаимоотношения с другими службами и подразделениями организации дают возможность получать необходимую информацию для управления и обеспечения контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации. На предприятиях может быть одна из форм организации учёта: При децентрализованной форме бухгалтерский учет организуется не только в аппарате центральной бухгалтерии предприятия, но и в его структурных подразделениях. Централизованная форма организации учёта заключается в том, что все учетные работы осуществляет бухгалтерия предприятия, а в структурных подразделениях учётный аппарат отсутствует.

21 Документальное оформление и учет наличных денежных средств и

Кассовых операций.

Бухгалтерский учет движения денежных средств и порядок осуществления кассовых операций определен инструкциями о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях и иностранной валюте Кассовые операции осуществляет кассир. Он является должностным лицом, с которым заключается договор о полной материальной ответственности за сохранность всех принятых им денежных средств. . Касса организации должна быть оборудована специальным образом.Поступление наличных денег в кассу может происходить: с расчетного (валютного, специального) счета в банке, в виде выручки за реализованные товары (продукцию), работы, услуги; в порядке возврата неиспользованных подотчетных сумм; путем погашения в кассу материального ущерба, ссуд работниками организации и т.п. Оприходование денег оформляется приходным кассовым ордером с типографским номером. Приходный кассовый ордер подписывает главный бухгалтер и кассир. При приеме наличных денег от физических и юридических лиц им выдается квитанция к приходному ордеру. Из кассы денежные средства могут выдаваться на выплату заработной платы; в подотчет на хозяйственные нужды и командировочные расходы; на выдачу ссуд; на проведение компенсационных выплат и на другие цели. Выдача денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером . Наличные денежные средства из кассы могут сдаваться в банк: путём инкассации (накладная, копия накладной, препроводительная ведомость) или по объявлению на взнос наличными, которое оформляется кассиром либо другим лицом, сдающим наличные деньги из кассы организации путем внесения их в приходную кассу банка; Кассовые ордера заполняются и регистрируются в бухгалтерии в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и затем передаются в кассу. Операции с наличными деньгами в кассе находят свое отражение в кассовой книге), которая должна быть пронумерована, прошнурована Кассир ведёт кассовую книгу отдельно для белорусских рублей и отдельно на иностранную валюту. ежедневно. Каждый лист кассовой книги делится на две части, заполняется под копирку и отрывная часть вместе с приложенными приходными и расходными оправдательными документами сдается в бухгалтерию на проверку в качестве отчёта кассира. . К каждой единице кассового оборудования должна вестись книга кассира. Она предназначена для ежедневной контрольной записи показаний денежных оборотов, регистрируемых кассовым оборудованием.. Записи в книге кассира делаются ежедневно в хронологическом порядке перьевой или шариковой ручкой, без помарок на основании показаний кассового оборудования и подтверждающих документов.

22 Документальное оформление и учет денежных средств на расчетных счетах в банках

Большинство расчетов между субъектами хозяйствования выполняются в безналичном порядке через учреждения банков. Для их осуществления организации должны открыть текущий (расчетный) счет Для открытия текущего (расчетного) счета - заявление на открытие счета установленной формы; - копию устава илиучредительного договора - карточку с образцами подписей должностных лиц организации, - извещение о постановке на учет организации «Белгосстрах» в качестве Синтетический учет операций по расчетным счетам, открытым в банке, бухгалтерия организации ведет на активном счете 51 «Расчетные счета», по дебету которого отражается поступление денежных средств, по кредиту - их списание, сальдо показывает наличие денег на счете на конкретную дату. Основанием для бухгалтерских записей на счете являются выписки с расчетного счета, которые организация получает из банков ежедневно или в дни движения денежных средств на счете. В выписке указывается период, за который дается выписка, номер счета, входящий остаток денег, номер и дата документа, подтверждающего осуществленные операции, их суммы по дебету и кредиту счета, конечный (исходящий) остаток денег на счете на конец периода. К выписке прилагаются все оправдательные платежные документы. Обрабатывая выписки, бухгалтер организации должен иметь в виду особенность их оформления в банке: если в выписке сумма стоит в графе «дебет» это означает списание средств с текущего (расчетного) или другого счета организации, а если в графе «кредит» – поступление денег на счет. Поступление денежных средств на расчетные счета отражается: Дебет сч. 51 Кредит сч. 50 – при поступлении денежных средств из кассы; Дебет сч. 51 Кредит сч. 62 – при поступлении оплаты от покупателей; Дебет сч. 51 Кредит сч. 57 – при зачислении на счет денежных средств, сданных в отделения связи или инкассаторам;

Наши рекомендации