Финансы и финансовый механизм предприятий (коммерческих организаций)

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рекомендовано Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов СНГ
в качестве учебного пособия для претендентов
на получение квалификационного аттестата аудитора
и профессионального бухгалтера, а также для студентов
экономических специальностей вузов

Москва

ИНФРА•М

УДК (075.8)336.6

ББК 65.053я7

Ш49

Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. — М., ИНФРА-М, 1998. - 343 с.

ISBN 5-86225-577-Х (обл.) ISBN 5-86225-660-1 (переп.)

Учебное пособие, подготовленное в соответствии с новой программой проведения экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора в области общего аудита, утвержденной 9 сентября 1996 г. ЦАЛАК Минфина России, освещает вопросы всех тем раздела «Финансы предприятий».

Предназначено для претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора, а также для переподготовки практикующих аудиторов. Может быть использовано студентами и преподавателями экономических вузов, а также специалистами в области бухгалтерского учета, финансового анализа и аудита для повышения их квалификации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. Финансы и финансовый механизм предприятий (коммерческих организаций) 3

1.1. Принципы рыночной экономики и роль финансов в хозяйственной деятельности коммерческих организаций. 3

1.2. Финансовый механизм коммерческой организации. 9

1.3. Модель финансового механизма предприятия. 10

1.4. Формы организаций (предприятий) в условиях рыночной экономики России. 13

2. Финансовый менеджмент, его содержание и механизм функционирования. 18

2.1. Финансовый менеджмент: цели и содержание. 18

2.2. Система формирования финансовых показателей и их использование в финансовом управлении. 20

2.3. Управление финансовыми рисками. 28

2.4. Цена капитала и управление структурой капитала. 32

2.5. Финансовый рынок и использование коммерческой организацией денежных средств финансового рынка. 34

2.6. Ценные бумаги и управление портфелем ценных бумаг предприятия. 39

3. Управление капиталом, вложенным в основные средства предприятий. 45

3.1. Управление основным капиталом коммерческой организации: цели и содержание. 45

3.2. Расчет и оценка показателей движения основных средств. 50

3.3. Расчет и оценка показателей использования основного капитала. 54

3.4. Эффективность вложения капитала в основные средства. 56

3.5. Источники финансирования воспроизводства основных средств. 63

4. Управление оборотными средствами предприятий. 66

4.1. Управление оборотным капиталом коммерческой организации: цели и содержание. 66

4.3. Расчет и оценка показателей оборачиваемости оборотного капитала. 82

4.4. Расчет и оценка показателей оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности. 83

4.5. Расчет и оценка использования оборотного капитала. 87

4.6. Анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств. 89

5. Денежные доходы предприятий и финансовые результаты хозяйственной деятельности. 94

5.1. Формирование и расчет показателей балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли. 94

5.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли, и оценка качества прибыли. 97

5.3. Система показателей рентабельности, методы ее определения и пути повышения. 107

5.4. Система цен (оценочных измерителей) на продукцию и особенности анализа финансовых результатов в условиях инфляции. 111

6. Финансовое состояние, платежеспособность и ликвидность 1 предприятий. 118

6.1. Система показателей, характеризующих финансовое состояние коммерческой организации, и методы их определения. 118

6.2. Система критериев для оценки неплатежеспособности коммерческой организации. 128

7. Денежный оборот и система расчетов на предприятии. 133

7.1. Основные формы безналичных расчетов. 133

7.2. Система банковских мер по обеспечению возврата выданных кредитов. 139

8. Финансовое планирование на предприятии. 144

8.1. Структура и основные цели бизнес-плана. Методы его разработки. 144

8.2. Сметы предприятия. 149

8.3. Методика расчета основных финансовых показателей бизнес-плана. 157

8.4. Сбалансированность финансовых показателей бизнес-плана и оптимизация прибыли. 164

9. ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА.. 170

9.1. Финансовый анализ как база принятия управленческих решений. 170

9.2. Партнерские группы коммерческой организации как пользователи информации и субъекты финансового анализа. 173

9.3. Взаимосвязь финансового и производственного анализа. Характеристика управленческого анализа. 174

9.4. Место и роль финансового анализа в аудиторской деятельности. 177

9.5. Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа. 181

9.6. Методы финансового анализа. 186

9.7. Количественные методы финансово-экономического анализа. Классификация количественных методов. 187

10. Методика анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия. 193

10.1. Задачи анализа и источники информации. 193

10.2. Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли. 194

10.3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) 196

10.4. Анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности и финансовых вложений. 199

10.5. Анализ и оценка использования прибыли. 201

10.6. Анализ поведения затрат и взаимосвязи объема производства (оборота), себестоимости и прибыли. 205

10.7. Факторный анализ показателей рентабельности. 214

10.8. Анализ и оценка воздействия экстенсивности и интенсивности использования производственных ресурсов на отклонение в объеме продукции. 221

10.9. Расчет и оценка показателей себестоимости продукции. 226

10.10. Факторный анализ себестоимости продукции. Оценка динамики снижения себестоимости. 228

11. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 235

11.1. Анализ и оценка состава и динамики имущества и источников его формирования. 236

11.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия. 241

11.3. Анализ ликвидности баланса. 250

11.4. Методы комплексного анализа и рейтинговой оценки предприятий-эмитентов. 255

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 268

1. Годовой бухгалтерский отчет предприятия. 268

2. Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора в области общего аудита. 284

ВВЕДЕНИЕ

Подъем экономики России невозможно представить без участия в этом высококвалифицированных аудиторских кадров с обширными теоретическими знаниями и хорошей практической школой, позволяющей им осуществлять объективную защиту интересов инвесторов, акционеров, заимодавцев и прочих пользователей бухгалтерской информации.

В целях совершенствования качества подготовки аудиторов Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) Минфина России 9 сентября 1996 г. утверждена новая программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудиторов в области общего аудита.

С учетом новых реалий в экономике России существенные изменения внесены практически во все разделы Программы, в том числе в раздел IV «Финансы предприятий».

Предлагаемое учебное пособие освещает все вопросы по темам раздела IV «Финансы предприятий». Раскрываются сущность финансов и финансового механизма предприятия (коммерческой организации); основы финансового менеджмента и финансового планирования на предприятии; особенности управления основным и оборотным капиталом, а также денежными средствами; методика финансового анализа деятельности предприятия по данным его бухгалтерской отчетности и др.

При написании учебного пособия использован материал лекций, читаемых авторами в Центре подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в течение 1995-1997 гг., по следующим курсам: «Основы экономического и финансового анализа», «Финансы предприятий», «Управленческий анализ» и «Финансовый менеджмент».

Авторы надеются, что пособие окажется полезным для претендентов на получение не только квалификационного аттестата аудитора, но и аттестата профессионального бухгалтера, а также поможет повысить квалификацию специалистам в области бухгалтерского учета, финансового анализа и аудита.

Авторы выражают благодарность к.э.н., старшему научному сотруднику кафедры учета, анализа и аудита экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.В. Коровину за помощь в редактировании рукописи, а также к.э.н., доценту И.А. Емельянову за участие в написании главы 7 и к.э.н., доценту Е.Е. Шеремет за участие в написании главы 8.

С учетом места и значения финансового анализа в аудиторской деятельности раздел программы «Финансовый анализ на предприятии излагается в трех главах (9, 10 и 11).

Финансы и финансовый механизм предприятий (коммерческих организаций)

Наши рекомендации