Семинарские (практические) занятия. На семинарских (практических) занятиях студент получает возможность более глубокого изучения темы учебной дисциплины

На семинарских (практических) занятиях студент получает возможность более глубокого изучения темы учебной дисциплины, уточнения теоретических и получения практических знаний. Семинарские (практические) занятия служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки сообщений по юридической проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Формы проведения семинарских (практических) занятий многообразны и выбираются преподавателем в зависимости от изучаемой темы и особенностей подготовки студентов. На семинарских (практических) занятиях применяются методы и формы как индивидуальной, так и коллективной работы студентов.

Семинарские (практические) занятия имеют целью:

- оказание методической помощи студентам в закреплении и углублении знаний наиболее важных разделов дисциплины;

- выработку у студентов навыков пользования нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в области муниципального права;

- обучение студентов навыкам применения соответствующих муниципально-правовых норм для решения конкретных (практических) задач;

- осуществление контроля за самостоятельным изучением студентами учебной литературы, нормативных правовых актов по основным темам дисциплины.

Соответствующим образом строится и методика проведения семинарских (практических) занятий, на которых изучаются теоретические вопросы и решаются практические задания.

Семинарское (практическое) занятие начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга первоисточников по праву, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления. Рекомендуемое время сообщения – 5-7 минут.

Теоретическая часть семинарского (практического) занятия основывается на обсуждении основных и наиболее важных вопросов дисциплины «Муниципальное право», дискуссионных вопросов, проблем науки муниципального права.

Эти вопросы не обязательно должны быть рассмотрены на лекциях, поэтому требуют от студентов дополнительного изучения научной и учебной литературы, а также нормативных правовых актов, указанных в настоящем учебно-методическом комплексе. Дискуссионные вопросы формируются таким образом, чтобы сконцентрировать внимание студентов на основных проблемах данной темы. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских (практических) занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце занятия, выставляя в рабочий журнал и рабочую тетрадь текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.

В случае пропуска семинарских (практических) занятий студент должен по согласованию с преподавателем, ведущим семинарские (практические) занятия, подготовить и сдать соответствующий материал.

Общие рекомендации:

При изучении тем, вынесенных на обсуждение на семинарском (практическом) занятии, необходимо изучить сначала конспекты лекций, а затем соответствующий раздел (главу) учебника. При этом полезно воспользоваться учебниками разных авторов, сравнивая их взгляды на тот или иной вопрос. Следует также обратиться к списку рекомендованных по соответствующей теме федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, выбрав соответствующий материал из общего списка.

В процессе подготовки к семинарскому (практическому) занятию студентам рекомендуется подготовить научные рефераты по рассматриваемым на этом занятии вопросам. Эти рефераты следует использовать при обсуждении вопросов занятия, а в дальнейшем при подготовке к зачету. Польза от подготовки рефератов двойная. Во-первых, их написание позволяет укрепить знания по учебной программе. Во-вторых, такой вид самостоятельной работы развивает навыки письменного изложения соответствующей информации, что пригодится во время практической деятельности в качестве юриста.

Среди форм проведения семинарских (практических) занятий значительное место занимают занятия в активной и интерактивной формах: решение задач, ролевые игры, занятия по практической подготовке процессуальных документов, практически направленные дискуссии, работа в «малых группах». Также студенты составляют схемы, сравнительно-правовые таблицы, систематизируют действующее законодательство и практику его применения. Подготовка к такого рода занятиям включает в себя: внимательное изучение задания, указанного в настоящем учебно-методическом комплексе, а также пояснений к заданию, выданных преподавателем, изучение нормативных материалов, судебной практики, учебной и научной литературы.

При решении задач необходимо проанализировать и дать обстоятельную оценку обстоятельств дела, учесть как материальные, так и процессуальные нормы, применяемые в ситуации, изложенной в условиях задачи. Вывод по конкретному делу должен быть обоснован ссылками на нормы, содержащиеся в статье (статьях) избранного для решения задачи закона или иного нормативного правового акта.

Рекомендации по темам:

Наши рекомендации