Тема. Правовые основы государственного кредита.
Государственный кредит как экономическая категория – представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государства на добровольной основе, временно свободных денежных средств, граждан и хозяйствующих субъектов.
Как правовая категория государственный кредит – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. Полученные в результате государственного кредита средства поступают в распоряжение органов государственной, представительной и исполнительной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, обеспечивая постоянный процесс финансирования различных потребностей государства. Специфика финансовых правоотношений складывающихся в области государственного кредита заключается в том, что в названных отношениях государство выступает в роли должника, заёмщика и гаранта.
Именно государство в одностороннем порядке определяет условия проведения государственных займов, что обусловлено властным характером финансово-правовых норм. Государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита и как следствие несёт в себе основные черты и финансов и кредита.
Специфические черты государственного кредита:
1)добровольный характер этих отношений.
2)возвратный и платный характер.
3)в отличие от банковского кредита, где в качестве его обеспечения выступают материальные ценности, при заимствовании средств государством, обеспечением кредита служит всё имущество, находящееся в его собственности, как в России, так и за рубежом.
4)привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются на погашение бюджетного дефицита.
5)государственный кредит носит срочный характер, и только государственный кредит может достигать 30 лет, муниципальный – не более 10 лет.
Государственный кредит как финансовая категория выполняет 3 функции:
1)распределительная, которая обеспечивает формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на основе принципов срочности, платности, возвратности.
2)регулирующая, которая заключается в том, что государство вступая в кредитные отношения прямо или косвенно воздействует на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и в конечном счёте на финансовую политику.
3)специфика контрольной функции в государственном кредите проявляется в том, что с её помощью контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
Понятие государственного долга.
Функционирование государственного кредита ведёт к образованию государственного долга, который можно определить, как совокупность долговых обязательств РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Государственный долг подразделяется на: капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму, выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам.
Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по все долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
В зависимости от валюты обязательств государственный долг подразделяется на внутренний, который выражает обязательство в рублях, т.е. в национальной валюте и внешний, выраженный в иностранной валюте.
Государственный долг представляет собой комплексное экономико-правовое образование, особый механизм финансовых отношений, требующий регулирования системой различных методов:
1)Управление государственным долгом – это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учёта всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.
2)Реструктуризация долга – означает основанная на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долга. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга.
Условие проведения реструктуризации внутреннего долга – определены БК РФ и заключаются в погашении долговых обязательств путём новых долговых обязательств в объёме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроком погашения размещаемого долга.
3)Конверсия государственного долга – означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. В результате конверсии происходит замена внешнего долга другими видами обязательств менее обременительными для экономики государства-должника. Например: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заёмщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, выпуск облигаций и т.д. Существует также практика обмена долга на собственность.
В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного объёма государственного долга.
4)Новация государственного долга – означает прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обязательством. При новации, в отличие от реструктуризации новое обязательство предусматривает иной предмет и способ исполнения. Главным условием новации является сохранение субъектного состава обязательств.
5)Пролонгация государственного долга – обозначающая продление срока действия долгового обязательства.
6)Уступка права требования – представляет собой замену одного кредитного договора, одного кредитора другим. Данный метод может выражаться в продаже государством своей дебиторской (кредиторской?) задолженности третьим лицам.
Отличие государственных денежных, вещевых лотерей от государственного займа.