Й стандарт. Для определения объема аудита изучается и анализируется работа службы внутреннего аудита
Раздел 1. Внешний аудит.
Часа.
Тема 1.1. Внешний аудит, его характеристика. Стандарты аудита»
Часа.
Вопросы к теме:
1. Внешний аудит, его понятие и классификация.
2. Стандарты аудиторской деятельности
3. Аудиторское заключение, его сущность и классификация..
Вопрос 1.
По характеру взаимоотношений с клиентамиаудит делится на внутренний и внешний. Внутренний аудит является структурным подразделением банка и подотчетен его руководству. Внешний аудит проводится аудиторскими фирмами или индивидуальными предпринимателями, которые независимы от акционеров и руководства проверяемого банка
Внешний (независимый) аудит в зависимости от направленности может быть классифицирован по ряду признаков:
По степени обязательности | По объектам | По формам | По периодичности проведения |
Обязательный аудит | Общий | Аудит финансовых отчетов | Первоначальный |
Инициативный (добровольный) аудит | Банковский НКФО Страховой | Аудит на соответствие установленным требованиям Аудит хозяйственной деятельности | Согласованный (повторный) |
Внешние аудиторские проверки, проводимые независимыми аудиторскими фирмами подразделяются на: обязательные и добровольные (инициативные).
Обязательный аудит — аудит, проводимый в силу требований законодательства.
Добровольный аудитпроводится по инициативе хозяйствующих субъектов.
Следует разделять понятия "инициаторы", "заказчики" и "пользователи" аудиторских проверок. Инициаторы - органы, по инициативе, которых заказаны аудиторские проверки. Заказчики - хозяйствующие субъекты, которые заказали и оплатили аудиторскую проверку по собственной инициативе или по согласованию с инициатором аудиторской проверки. Пользователи используют полученную информацию чаще всего для принятия какого-либо решения.
Инициаторами обязательных аудиторских проверок, как правило, являются государственные органы.
Инициаторами добровольных аудиторских проверок чаще всего бывают сами хозяйствующие субъекты, а также могут быть партнеры, правоохранительные органы, налоговые инспекции и др.
Ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой финансовой отчетности:
· открытых акционерных обществ;
· банков, НКФО, бирж,
· коммерческих организаций с иностранными инвестициями,
· страховых организаций, а также страховых брокеров;
· резидентов Парка высоких технологий,
· организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов физических лиц
· иных организации и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за предыдущий год составляет более 600 тыс. евро.
Обязательный аудит колхозов и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.
Затраты на проведение обязательного аудита относятся на себестоимость продукции и включаются в состав расходов в пределах норм, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь.
Уклонение от проведения обязательного аудита влечет штраф в размере от 10 до 50 базовых величин.
Заказчиками добровольных проверок могут быть:
- собственники (акционеры) предприятий (фирм);
- администрация предприятия (фирмы) (при смене главного бухгалтера, материально ответственных лиц и т. д.);
- вышестоящие организации;
- правоохранительные органы;
- налоговые инспекции;
- государственные органы;
- страховые компании;
- банки;
- клиенты;
- компаньоны, в том числе поставщики или покупатели;
- рабочие и служащие хозяйствующих субъектов и др.
Пользователями результатов обязательных аудиторских проверок являются, как правило, государственные органы, вышестоящие организации и широкий круг пользователей. К широкому кругу пользователей относятся вкладчики, акционеры и другие заинтересованные лица, которые с аудиторскими заключениями могут познакомиться в средствах массовой информации (как правило, аудиторские отчеты публикуются в экономической периодической печати).
Инициаторы, заказчики и пользователи добровольных аудиторских проверок почти всегда совпадают.
Если пользователями являются непроверяемые хозяйствующие субъекты, то они получают только итоговую часть аудиторского заключения, т. е. заключение, которое сделано аудитором по итогам проверки согласно закону "Об аудиторской деятельности".
Во всех случаях пользователями в первую очередь являются руководители проверяемого субъекта хозяйствования и их акционеры.
По объектам применения аудиторских услуг аудит подразделяют на четыре основные группы: 1) общий; 2) банковский; 3) небанковских кредитно-финансовых организаций, инвестиционных институтов, депозитариев и т. д.; 4) страховой.
По формам аудит подразделяют на аудит финансовых отчетов; аудит на соответствие установленным требованиям; аудит хозяйственной деятельности.
Аудит финансовых отчетовзаключается в проверке с целью определения правильности их составления в соответствии с установленными критериями, общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Эта форма аудита проводится независимыми аудиторами, которых пригласило предприятие (фирма). Результаты аудита финансовых отчетов рассылаются заказчикам и широкому кругу пользователей (акционерам, кредиторам, государственным органам и т. д.).
Следовательно, назначение данного аудита — проверка финансовых отчетов с целью:
ü подтверждения достоверности отчетов или констатации их недостоверности;
ü проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности за проверяемый период;
ü контроля за соблюдением законодательных нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;
ü выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.
Аудит на соответствие установленным требованиямосновывается на рассмотрении деятельности субъекта хозяйствования в соответствии с предписании условием, правилом или законом.
Целью аудита на соответствие является проверка соблюдения хозяйственной системой установленных критериев.
Критерии для данной формы аудита могут быть взяты из различных источников. Например, из государственных нормативных актов; из внутренних правил контроля, установленных дирекцией компании; из правил кредитования, установленных кредиторами, а также положениями и инструкциями, действующими на данном предприятии. Такой вид аудита может проводиться неоднократно в течение года. Результаты аудита на соответствие установленным требованиям обычно докладываются органу, установившему критерии.
Чаще всего аудит на соответствие установленным требованиям проводится по критериям, основанным на государственных нормативных актах или ведомственных инструкциях. Например, проверяются законность и своевременность формирования уставного фонда банка; правильность определения налогооблагаемой базы в банке, своевременность и полнота уплаты налогов и т. д. Проверки на соответствие установленным требованиям могут осуществляться государственными и ведомственными органами, а также внешними аудиторами.
Заказчиками данной формы аудита могут быть администрация частного предприятия, правительство, налоговые органы, а исполнителями — контролеры различных ведомств, внутрихозяйственные аудиторы и аудиторские фирмы.
Такая форма аудита может проводиться неоднократно в течение года. Результаты аудита на соответствие Установленным требованиям обычно докладываются органу, установившему критерии.
Наиболее сложным в проведении является аудит хозяйственной деятельности, который заключается в исследовании административного управления и (или) эффективности работы хозяйствующего субъекта. Его иногда называют операционным или управленческим аудитом. При данном виде аудита аудитор должен провести объективное обследование и сделать всестороннюю оценку определенных видов деятельности. Аудит может охватывать как всю организацию, так и отдельные ее подразделения.
Цель хозяйственного аудита – рекомендация управленческому персоналу по совершенствованию его деятельности.
Данный вид аудита нельзя отождествлять с анализом хозяйственной деятельности. Анализ проводится только на основании бухгалтерской и финансовой отчетности, а аудит в первую очередь осуществляется по вопросам менеджмента, маркетинга, ценовой политики, кадровой политики и т.д. в целях улучшения организационной структуры, повышения производительности и эффективности производства, а также доходности.
Аудит хозяйственной деятельности направлен на :
û оценить эффективность деятельности компании, предприятия;
û выявить возможности улучшения его деятельности за счет сокращения затрат, изменения организационной структуры и т.д.
Предмет аудита хозяйственной деятельности – количественная информация об экономических действиях и событиях.
Данная проверка проводится более длительное время – от 1 до 6 месяцев.
По периодичности проведения аудит может делиться на: первоначальный и согласованный.
Первоначальный аудит проводится аудитором впервые для данного клиента.
Согласованный аудит осуществляется аудитором повторно или регулярно и поэтому основан на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации БУ и др. вопросов.
Первоначальный и согласованный аудит могут подразделяться на проверку по итогам; частичную проверку; детальную проверку.
Проверка по итогам является самой простой формой проверки выполнения рекомендаций. Аудитор может ограничиться обзором процедур и операций отдела, в котором проводилась проверка, или получить информацию путем неофициального телефонного разговора или переписки с ответственными лицами. Такая форма обычно применяется к менее важным результатам внутреннего аудита.
Частичная проверка, как правило, предусматривает более активную деятельность аудитора. Она может включать практическую проверку порядка деятельности и проведения операций. В большинстве случаев аудитор не ограничивается лишь телефонными разговорами и перепиской с ответственными лицами.
Детальная проверка обычно занимает много времени. При проведении такой проверки может быть проделан необоснованно большой объем аудиторской работы. При выполнении детальной проверки аудитор проверяет процедуры деятельности и отслеживает операции, а также сверяет остатки на счетах и проверяет автоматизированные учетные документы. Конечно, детальная проверка требуется для тех областей, в которых обнаружены наиболее существенные нарушения.
Вопрос 2.
Стандарты аудиторской деятельности – это основные критерии, правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Они должны охватывать такие сферы деятельности, как квалификационные требования, предъявляемые к представителям аудиторской профессии; права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских организаций; содержание договора и условий проведения аудиторской проверки; порядок проведения аудиторской проверки; порядок составления аудиторского заключения.
Стандарты не являются подробными правилами, затрагивающими всю аудиторскую деятельность. Они содержат только общие принципы, определяющие только процесс подготовки к аудиту, его проведение и оформление результатов. Их цель – достичь единообразного понимания основных принципов и целей аудита, обязанностей и ответственности аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого мнения. Стандарты аудита имеют юридическую силу.
Они должны иметь одинаковую структуру построения и содержать общие положения, основные понятия и определения, практические приложения. Пользователи стандартов аудита – аудиторские организации, аудиторы-предприниматели, заказчики аудита, контрольные органы.
Действующие стандарты подразделяются на три группы:
· общие стандарты,
· стандарты практической работы
· стандарты составления заключения.
Общие стандарты:
1. 1-й стандарт. Проверка должна проводиться лицом или лицами, имеющими надлежащую подготовку, квалификацию. Аудитору следует отказаться от работы, если он сомневается в достаточном уровне своей компетенции.
Аудитором в РБ могут быть как физические лица, так и юридические лица.
Аудитор – физ. лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юр. образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее 3-х лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
В штате аудиторской организации должно состоять не менее трех аудиторов. Не менее 50% должны составлять граждане РБ. Руководителем аудиторской организации моет быть только аудитор.
Аудиторским организациям и аудиторам-ИП запрещается занятие другими видами предпринимательской деятельности, кроме преподавательской и научной.
Аудитор должен повышать свое профессиональное мастерство.
2. 2-й стандарт. По всем вопросам, касающимся выполняемой работы, мнение аудитора или аудиторов должно оставаться независимым, в том числе законодательной и исполнительной власти. Это необходимо для достоверности результатов аудиторской проверки.
Независимость аудитора касается его отношений с государством, различными партиями, политическими и общественными течениями, клиентами, а также религиозных воззрений.
Независимость аудитора относительно государства выражается в том, что он не должен работать в какой-либо государственной структуре.
Кодекс этики аудитора РБ требует от аудитора непредвзятого отношения к клиенту, какого бы вероисповедания он не придерживался или к какой бы партии ни принадлежал.
Аудиторы и аудиторские фирмы не могут быть финансово связаны с проверяемым ими предприятием.
Аудит не может проводиться:
· аудиторами, являющимися учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· аудиторами, состоящими в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· аудиторскими организациями, руководители, аудиторы и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· аудиторскими организациями, руководители, аудиторы и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· аудиторской организацией в отношении аудируемых лиц, являющихся ее учредителями (участниками, собственниками имущества), в отношении аудируемых лиц, для которых эта аудиторская организация является учредителем (участником, собственником имущества), в отношении дочерних и зависимых организаций, а также филиалов и представительств организаций, указанных в настоящем абзаце, в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников, собственников имущества);
· аудиторскими организациями и аудиторами, оказывавшими аудируемому лицу услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, за период восстановления, ведения бухгалтерского и (или) налогового учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Независимость аудита – это, прежде всего, объективность и честность суждений аудиторов, их беспристрастность при изучении финансовых отношений, а также непредвзятое отношение к пользователям получаемой информации.
Независимость аудита должна сохранятся на всех стадиях – от планирования проверки и ее проведения до составления заключения.
3. 3-й стандарт. Аудитор, тщательно изучая организацию внутреннего контроля у хозяйствующего субъекта, руководствуется Правилами аудиторской деятельности. Если внутренний контроль недостаточен, то не исключено, что клиент неправильно ведет документацию, допускает ошибки и даже подлоги, склонен к обману, незаконному и неэффективному расходованию средств.
Стандарты практической работы.
4. 4-й стандарт аудита. Работа аудитора должна планироваться.
При разработке плана проверки необходимо определить величину аудиторского риса и с этой целью провести предварительный анализ результатов производственной деятельности предприятия, изучить систему внутреннего контроля.
й стандарт. Для определения объема аудита изучается и анализируется работа службы внутреннего аудита.
При этом имеет значение степень доверия к ее выводам, выяснение, можно ли использовать результаты ее работы в соответствии с правилом аудиторской деятельности «Использование результатов работы внутреннего аудита».