Товар в системе маркетинга, жизненный цикл товара и способы его продления, товарная политика
Товар - все. что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи. В маркетинге - товар рассматривается на трех уровнях: товар по замыслу, в реальном исполнении, с подкреплением. Товар по замыслу - это основная выгода от него, вреальном исполнении - уровень качества, набор свойств, оформление, марочное название, упаковка. Товар с подкреплением -послепродажное обслуживание. гарантия. По степени присущей им долговечности или материальной осязаемости товары можно разделить на следующие три группы. Товары длительного пользования — материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование Примерами подобных товаров могут служить холодильники, статей, одежда.Товары кратковременного пользования материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использовании. Примерами подобных товаров могут служить пиво, мыло, соль.
Услуги — объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений. Примерами подобных товаров могут служить стрижка в парикмахерской или ремонтные работы.
Товары повседневного спроса — товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Примерами подобных товаров могут служить табачные изделия, мыло и газеты. Товары предварительного выбора -- товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления. Примерами подобных товаров могут служить мебель, одежда, подержанные автомобили я основные электробытовые приборы. Товары особого спроса — товары с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия. Примерами подобных товаров могут служить конкретные марки и типы модных товаров, автомобили, стереоаппаратура, фотооборудование, мужские костюмы.
Товары пассивного спроса товары, о которых потребитель не знает' или знает, но обычно не задумывается об их покупке Новинки типа индикаторов дыма и кухонных машин для переработки пищевых продуктов пребывают в разряде товаров пассивного спроса до тех пор, пока реклама не обеспечивает осведомленность потребителя об их существовании. Классическими примерами всем известных и, тем не менее, не вызывающих спроса товаров служат страхование жизни, могильные участки, надгробии и энциклопедии
В ЖТЦ можно выделить следующие паны этап разработки товара, паи выведения на рынок, этап роста, этап зрелости, этап упадка. Для продления жизненного цикла говоря необходимо модифицировать рынок, товар и комплекс маркетинга. Модификация рынка включает поиск новых пользователей и сегментов рынка. Модификации товара
9. 1. трудовые ресурсы и производительность труда в с/х: понятие, состав и система показателей
Труд - целенаправленная деятельность человека, в процессе которой создаются материальные и духовные ценности. Труд как эконом ресурс часто называется во множественном числе - трудовые ресурсы - часть населения страны, которая способна к труду по возрасту и состоянию здоровья. В состав трудовых ресурсов включают: 1 трудоспособное население в трудоспособном возрасте (от 16 до 54 лет для женщин и 59 лет для мужчин), за вычетом неработающих инвалидов I и 2 группы и льготных пенсионеров. 2 работающие в нетрудоспособном возрасте - престарелые, подростки от 14 лет и старше. Достаточная обеспеченность с/х п/п трудовыми ресурсами, их рациональное использование имеют большое значение для увеличения объема производства. Важнейшим эконом показателем является производительность труда: I - это количество продукции (работ, услуг), произведенное » единицу времени. 2 - это время, необходимое для производства единицы продукции, работ, услуг. В натуральном выражении = объем производства, ц/ число работников, чел-час. объем производства/прямые затраты труда, чел-час. в стоимостном: денежная выручка, руб/ численность работников; объем производства в денежном выражении/численность работников. Занятое население -лица, вовлеченные во внепроизводственную деятельность. Безработное - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка. Трудовые ресурсы в с/х подразделяются на производственный персонал и персонал, занятый во внепроизводственных подразделениях. Трудообеспеченность -количество работников на 100 га земельной площади.
При анализе ТР рассматривается: 1) численность раб. с точки зрения их текучести (отток кадров с данного п/п), 2) структура кадров (постоянные и временные раб.). 3) движение ТР. 4) Эфф-ть использования КП. Оценка обеспеченности п/п ТР Показатели движения ТР: 1. К. исп-я по приему = принятые / ср. год. числ. 2. К. исп-я по выбытию = выбывшие / ср. год. числ. 3. К. общ. оборота =сумма принятых и выбывших / ср. год. числ. 4. К тек. кадров. = сумма раб. выбывших по соб. желанию + за наруш. труд, дисциплины / ср. год. числ. Пок-ли эф-ти исполь-я. 1 ..Степень участия раб. силы в прои-ом процессе = числ. раб. факт, прораб, весь год / ср. год. числ* 100. 2. К. исп-я год. фонда раб. вр. = отраб. дн. 1 раб/кален, фонд раб. вр. 3. К. исп-я раб. вр. = фак. прор-но раб. дня/ норм-я прод.-ть раб. дн. (раб. испол-ет свой раб. день на %). Наряду с переч-ми пок-ми об эф-ти исполь-я ТР в рамках отде-го п/п можно судить по пок-м прои-ти труда, это прямой аналитич-й пок-ль, харах-й исполь-е ТР. Выделяют 2 понятия: I. колич-во продукции произведенных в ед. раб. вр. 2. это колич. вр. необ-ое для про-ва ед. продукции. Прои-ть может измеряться как в натур-ом (V про-ва / чис. раб., V про-ва / прямые затраты) так и в стом-ом выражении (выручка / числ. раб., вал. продукция / числ. раб.). Существует обратный показатель ПТ -трудоёмкость = прямые затраты / V про-ва (сколько необходимо затрат для про-ва ед. прод.)
2. Орган-о-распор-е методы упр. Они являются главным инструментом про-ой деят-тии и занимают особое место в системе упр.. С их помощью осущ-ся регулирующие функции гос-ва. Они основаны на исполнении обязательных предписаний и рекомендаций, для них хар-но прямое и быстрое воздействие на управляемый объект. ОРМ делиться на 2 гр: орга-го и оперативно - pacпop. воздействия. Организационные, связан с постоянным соверше-ем механизма и ст-ры упр-я, основаны на использовании ад. актов и норм. Их 3 вида: Регламентирование (жесткий вид воздействия) юр. закрепленные правила и требования в отношении объекта (с/х п/п). М/б рег-ие самого процесса управления, объект - взаимоотношения раб-в., дисциплина. Нормирование-воздействие путем разработки, доведения до исполнителя норм и нормативов (нормы выработки, времени, численности оптимальный размер п/п„ с помощью которых достигается пропор-ть элементов прои-ти и труда). Инструктирование - доведение до исполнителя свода правил его поведения. Делится на регламентирующее (вып.ин-й), и методическое. Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект на основе силы и авторитета власти -указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций. Эти методы устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя, подчиненных, а также каждого звена и уровня управления. Основа организационно-распорядительных методов - организационные отношения, существующие в любом обществе.
10. 1. Инвестиции в с/х: понятие, эффек-ть исп-ния, источники формир-я. Инвестиции представляют собой долгосрочные вложения на приобретение основных фондов и оборотных средств в процессе хоз. деятельности.Различают финансовые и реальные инвестиции. Первые предполагают покупку ценных бумаг, а также целевые денежные вклады в производство. Реальные - это вложения капитала с целью прироста материально-производственных запасов, воспроизводства основных фондов, они называются капитальными вложениями.В с/х производстве инвестиции подразделяются на следующие направления: замена устаревшего и изношенного оборудования; внедрение новой технологии и применение современной техники и оборудования; расширение производства с/х продукции; развитие новых видов производств.Долгосрочные вложения капитала в объекты хоз. деятельности оправданы только тогда, когда они способствуют получению прибыли и достигается соц. эффект.Уровень эффективности инвестиций находится в прямой зависимости от источников их финансирования Самый низкий уровень наблюдается при льготных инвестиционных кредитах. Сравнительно лучшие экономические результаты достигаются при финансировании инвестиций из средств гос. бюджета. Источники формирования: собственные финн ресурсы – прибыль, амортизационные отчисления, сбережения граждан и юрид лиц, страх возмещения. Заемные – банковские кредиты. Привлеченные – от продажи акций паевых и иных взносов членов трудового коллектива, граждан, юрид лиц. инвестиционное ассигнование из гос бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Основной источник – это собственные средства. Эффективность использования: коэффициент общей эконом эффективности: отношение прироста прибыли к сумме капиталовложений. Срок окупаемости – обратный показатель. Также эконом эффективность находится – с/с1-с/с2*объем выпуска продукции/капиталовложение. Строительный лаг – время необходимое для сооружения и монтажа оборудования = к1+к2(н-1)+к3(н-2)+кн+…кн-1, к1, к2, кН – это сумма вложений по годам строительства объекта, руб.; н – общая продолжительность строительства.
2. Организация труда руководителей и специалистов
Стиль работы: хороший организатор ничего не должен делать сам. Он должен уметь заставлять других выполнять работы, оставляя лишь себе руководство и общий контроль. Планирование и контроль - основные функции руководителя. В структуре затрат рабочего времени руководителя и специалиста, участие в деловых совещаниях и прем посетителей составляет от 13 до 35%. Руководитель должен обладать известными административными способами, то есть умением заставлять других людей выполнять порученное им задание. Обычно этому способствует твердость характера, настойчивость, энергия Он также должен проявлять инициативу уметь находить новые подходы к делу и практически реализовывать их. Он должен обладать склонностью к системной плановой работе, то есть уметь представлять себе задание в целом, разделять его на составные элементы, наметить план на будущее и т.д. всякая организационная работа должна быть строго распределена во времени. Руководителю надо планировать свое время, причем такой план должен быть гибким. Для этого определенные моменты трудодневной программы должны быть внесены в распорядок рабочего дня. Среди них: совещание, приемы посетителей, учеба кадров, выполнение общих поручение, периодические отчеты и постоянные обходы участников производства.
3. Методы учета затрат и калькулирования с/с продукции, работ, услуг в с/х орг-ии.
Позаказной, попередельный, нормативный. Позаказной, используется в про-ве с механической сборкой деталей, тех-й процесс между цехами тесно взаимосвязан, гот. прод-ю выпускает только один цех последний в тех-ой цепочке. Объектом позаказного метода, явл, отдельный про-ый заказ на заранее определенное кол-ва продукта документом явл. договор между заказчиком и прои-ем. Этот метод применяется в индив-ом и мелкосерийном про-ве. Недостаток: отчетную каль-ю составляют после того, как работа по заказу будет полностью выполнена. Попередельный. применяется в таких отраслях в которых сырье проходит несколько отдельных фаз-переделов. В результате передела получается - полуфабрикат. Он прим-ся в металлургии, затраты учитываются по видам однородных изделий, порядок учета затрат и каль-и по переделам не одинаковый, с/с конечного продукта будет составлять сумму затрат всех переделов.
сегмента покупателей. Мар-г- предприн. деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю. Маркетинг - человеч. деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. В условиях маркетинг. деятельности различают 2 вида рынков: 1-рынок продавца- дефицитный рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где более активными деятелями рынка приходится быть покупателям.2-рынок покупателя- насыщенный рынок, на котором больше власти имеют покупатели и наиболее активными деятелями рынка приходится быть продавцам. Направления маркетинга:1-ориентированный на продукт(применяется когда деятельносьт п/п нацелена на создание нового товара или на усовершенствование уже выпускаемого Основная задача сводится к побуждению потребителей приобретать новые или усовершенствованные товары).2-ориентированный на потребителя(используется когда деят-ть п/п нацелена на удовлетворение потребностей потребителей. Осн. задача-поиск потенциальных потребителей. Организация упраления строится на следующих принципах:1-маркетолог работает не с широким кругом товаров, а с отдельным товаром или их группой (с/х сырье, мат-тех. сред-ва);2-ни один товар не может быть обойден вниманием.
На основе общих целей и задач, устанавливаемых высшим руководством фирмы, служба маркетинга разрабатывает собственную систему контролируемых факторов (выбор целевых рынков, формирование целей маркетинга, организация маркетинга, разработка плана маркетинга, осуществление контроля за его реализацией). При выборе целевого
рынка: определить его размеры и конкретные особенности (семейное положение, уровень дохода). Цели ориентированы на выявление отношение потребителей к образу фирмы и ее продукции, определение новых сегментов рынка, достижение определенной прибыли и создание своим товарам отличительных преимуществ. Организация маркетинга означает структурное построение для управления маркетинговыми функциями. Организационная структура маркетинговой службы может быть функциональной (ответственность распределяется между подразделениями, отвечающими за анализ рынка, снабжение, сбыт, продвижение и распределение продукции фирмы); ориентированной на товар; ориентированный на рынок. В плане маркетинга должен быть четко определены сегменты целевого рынка; предусматривается программа устранения каких либо слабых сторон фирмы; предусматривается достижение отличительных преимуществ продукции фирмы на конкурентном рынке и обеспечение защиты фирмы от очевидных угроз конкурентов. Регулярный контроль и анализ деятельности определяет на сколько эффективно фирма реализует свои планы («Внутренняя ревизия», ситуационный анализ (1-2 раза в год)). Анализ позволяет оценить прошлую деятельность фирмы, выявить её достижения и неудачи, вскрыть их причины, установить эффективность работы сотрудников.
Цели: максимизация потребления, выбора потреби* теля. Обеспечение разнообразия товаров. Виды: Макромаркетинг, на уровне госуд. и регионов. Микромаркетинг, Марк, реализуемый на уровне отдельных орг.
Принципы: тщательный учет конъюнктуры рынка, приспособление прои-ва под законы потребителей, информирование потенциальных потребителей о достоинствах своего товара, следование целям и стратегиям орг., гибкость способность адаптироваться к изменениям внешней среды Микровнешняя среда - среда прямого воздействия, факторы воздействия на возможность орг.обслуживать своих потребителей (покупатели, посредники, конкуренты). Макровн. среда - (косвенное в-е) совокупность крупных, природ, факторов которые воздействуют на микровн. среду (политические, соц эк. правовые). Функции - аналитическая, продуктово-производственная, сбытовая, формирующая, управление и контроля.