Влияние ИТ на системные функции предприятия.
При оценке воздействия ИТ на предприятие в работе особо рассмотрено их влияние наосновные системные функции. Процессы в обществе различаются по функциональной направленности и структурно – институциональной оформленности. Эти процессы, из которых складываются взаимодействия людей, в рамках которых организуется жизнь общества могут быть разделены на несколько типов. Среди них присутствуют такие процессы как межличностное общение, управленческие и операционные (производственно - хозяйственные).
Этим не исчерпывается все множество процессов в обществе, оно всегда остается открытым. Но для нас важно, что в каждый момент времени множество конечно. Эти процессы связывают между собой все аспекты жизнедеятельности организаций, и через них происходит исполнение системных функций предприятия.
Взаимосвязанность и взаимозависимость процессов подводит к идее представления социальной системы в виде структурно-функциональной матрицы (или матрицы структурно-функциональных взаимосвязей), в основе которой лежит подход Т. Парсонса.[]. В строках матрицы обозначены системные функции, а в столбцах - процессы, через которые эти функции связаны между собой. На пересечении строк и столбцов выделяются обобщенные социальные действия, формирующиеся в функциональных подсистемах общества, позволяющие дать характеристику их влияния на подсистемы, для которых строится названная матрица [],[]. В нашем случае непосредственным предметом исследования является анализ влияния информационных технологий на предприятие. Форма матрицы приведена в таблице 2.1, а ниже приводится ее описание применительно к экономике предприятия.
Таблица 2.1. Матрица структурно функциональных взаимосвязей процессов в организации.
Системные функции | Процессы | ||
Межличностные | Управленческие | Операционные | |
Культурная. | Профессионально служебная сегментация. | Этика | Продуктивность труда. |
Политическая. | Цели. | Право. | Технологическое и экономическое лидерство. |
Экономическая. | Должностные роли и материальные интересы. | Организационная форма, материальные активы и коммуникации. | Загрузка производственных мощностей и производственный процесс. |
Кадровая. | Численность и структура персонала. | Профессиональна подготовка. | Профессионально квалификационный состав работающих. |
Экологическая. | Расселение. | Размещение видов деятельности | Природопользование. |
ИТ воздействуют на процессы управления, преобразовывая организационную форму предприятия и коммуникации, совершенствуя исполнение функций предприятия. Информационные системы способны радикально изменить весь характер деятельности предприятия, косвенные эффекты проявляются при этом значительно шире, чем эффекты от основной деятельности. Происходят и накапливаются внешне неявно выраженные изменения, тем не менее, существенно повышающие потенциал предприятия, обеспечивающие новый уровень управления, на котором становится возможной реализация новых технологических, организационных и других процессов.
Классическое понятие эффективности перестает быть адекватным. В новой трактовке экономическая эффективность определяет возможности развития предприятия– насколько оно сможет эффективнее реализовывать цели и решать прежние задачи, насколько оно способно будет решать новые задачи и ставить новые цели.
Новые организационные формы деятельности и коммуникации изменяют практически все системные функции и процессы предприятия. Рассмотрим воздействие информационных технологий на системные функции предприятия подробнее.
ИТ влияют на облик современных предприятий, позволяя создавать новые организационные структуры, эффективное функционирование которых невозможно без использования ИТ. Происходит отказ от многоуровневых организационных структур в пользу «плоских» систем. Предпосылки для создания таких систем создаются за счет упрощения доступа к информации и средствам коммуникаций. Предприятия быстрее реагируют на изменение внешней среды. Матричные, функциональные и многие другие модели организаций начали появляться уже в конце 1950-х годов [], но реальное применение такие структуры получили лишь в настоящее время. Это связано в первую очередь с тем, что эти структуры порождают конфликты, информационные перегрузки и дорогостоящее дублирование ресурсов, то есть проблемы, решение которых возможно только с появлением ИТ. Такие организационные структуры обладают большей гибкостью, адаптивностью, информационной емкостью,что является одним из необходимых элементов функционирования современного предприятия.
Организационная форма, материальные активы и коммуникации. Внедрение ИТ позволяет использовать новые формы управления, основанные на более эффективном использовании информации. Изменение организационной формы влияет на большинство системных функций предприятия.
Традиционная деловая фирма была и остается до сих пор иерархическим, централизованным и жестко структурированным построением специалистов, которые обычно выполняют постоянное множество стандартных операционных процедур, обеспечивающих поставку продуктов или услуг. Новый стиль деловых фирм – не столь иерархический, существенно менее централизованный, который полагается на почти мгновенную реакцию на новую информацию, что необходимо для своевременной корректировки структуры выпуска, чтобы удовлетворить возможные вариации требований потребителей.
Современные информационные технологии управления позволяют им справляться с требованием обработки возрастающих объемов информации, неотъемлемо присущих новым организационным моделям. Информационные технологии делают фирму даже более зависимой, чем в прошлом, от знаний, обучаемости и характера принятия решений отдельных специалистов.
Загрузка производственных мощностей и производственный процесс – является непосредственным результатом внедрения ИТ, который можно отнести к прямым факторам воздействия ИТ на предприятие.
Должностные роли и материальные интересы. Современные системы мотивации персонала неразрывно связаны с информационной системой, обеспечивающей контроль не только за количеством времени, проведенным сотрудником на рабочем месте, но и за уровнем его загрузки.
Профессионально-квалификационный состав работников. Меняется кадровый состав персонала. Например, после внедрения автоматизированной системы управления предприятием отпадает необходимость в наличии клерков, выполняющих однотипную конторскую работу. Здесь аналогию можно провести с автоматизацией производственных процессов, когда на смену рабочих, выполняющих операции своими руками приходят автоматические станки (например, станки с ЧПУ), но при этом возникает необходимость в операторах, обеспечивающих управление и контроль таких систем. В новых условиях в первую очередь используются интеллектуальные ресурсы человека, а не физические.
Профессиональная подготовка персонала.Организации нуждаются в квалифицированных сотрудниках, хорошо разбирающихся в области ИТ. В информационном обществе специалист обучается в течение всей жизни, так как ИС постоянно претерпевают существенные изменения.
Эффективность использования ИТ связана во многом с человеческим фактором. Меняются технологии, типы приложений и требования к пользователям. Однако, многие пользователи достаточно консервативны в своих привычках, находят изменения неудобными и сопротивляются им. В этом же направлении действует часто встречающееся предвзятое отношение пользователей к персоналу ИТ, являющемуся инициатором и проводником изменений.
В целом же ИТ способствуют понижению конфликтности в межролевых отношениях, делая их более формализуемыми и менее зависимыми от таких факторов, как психологическая несовместимость и идиосинкразия.
Численность и структура персонала изменяется вместе с изменением организационной структуры предприятия. В первую очередь сокращается количество работников, выполняющих однотипные операции, но при этом увеличивается количество персонала, связанного с информационными технологиями.
Технологическое и экономическое лидерство – является одной из основных причин, по мнению автора, внедрения ИТ. Информационные системы являются одним из инструментов в конкурентной борьбе, позволяющих достичь лидерства в области или догнать конкурентов.
Стратегия инновационного лидерства является по существу стратегией информационной монополии. Однако главное в том, что, будучи фактором быстро нарастающего возмущения в воспроизводственных процессах, она становится инициатором так называемой предпринимательской волны. Предпринимательская волна – это процесс стремительного увеличения числа организаций, подхватывающих новую инновацию либо прямым копированием, что бывает редко, либо модифицируя ее применительно к своим условиям. Инновации в одних отраслях становятся причиной их запуска в других. В этом смысле, хотя стратегия инновационного лидерства содержит в себе, как необходимый элемент, стратегию информационной монополии, однако временные границы этой монополии узки и, по - существу, информационное лидерство в его развернутом виде – это процесс открытый, общеэкономический.
Развитие ИТ оказывает существенное влияние на характер взаимодействия между воспроизводственными и инновационными аспектами жизнедеятельности организации. ИТ повышают потенциал управления, выводят его на более высокий уровень функционирования, открывая перед руководством целый ряд новых направлений, представляющих поле инновационного выбора для дальнейшего развития организации.
Право.Реальная экономика развитых стран опирается на чрезвычайно развитую систему права, что дает возможность разрешать практически любые конфликты между частными сторонами с учетом общественных интересов.
Одним из требований для успешного внедрения полномасштабной ИС на предприятии является построение его бизнес – модели в целях оптимизации технологии работы предприятия, разработки нормативной базы, то есть положений подразделений, должностных инструкций, регламентов, процедур документооборота и т.п., а также в целях разработки технических требований к информационной системе предприятия. При этом бизнес-модель - не просто набор технологий и инструкций, это масштабное внутреннее соглашение о правилах совместной деятельности участников бизнеса.
Внедрение информационных систем затрагивает широкий спектр правовых вопросов. С точки зрения общего права таких проблем две: авторские права и права доступа к ИС. С точки зрения авторских прав основная проблема состоит в том, что их легко имитировать, копировать и безвозмездно использовать идеи, заложенные в их разработку. С точки зрения доступа к информационным ресурсам имеется проблема идентификация пользователя для предотвращения несанкционированного вторжения в систему с целью получения доверительной информации с корыстными целями.
Цели.Процесс выработки решений может считаться заверенным, когда в результирующей части сформулированы установки для исполнителей. Это важнейшее условие их выполнения. С усложнением задач, решаемых в организациях и нарастанием зависимости качества выполнения от квалификации и инициативы исполнителей, их лояльности к организациям, целевые установки должны разрабатываться с учетом предложений и интересов исполнителей и содержать в себе элементы их целевой ориентации.
Развитие менеджмента в качестве управленческого звена на средних и крупных фирмах вызвано потребностями достижения баланса между различными требованиями составляющих их групп, большая часть которых не является формальными владельцами их акций.
Таким образом, менеджерский тип управления фирмой подразумевает, что она представляет собой коалицию групп по интересам – акционеры, наемные работники, поставщики, потребители и даже широкая публика, попадающая в сферу деятельности фирмы. Отличительной особенностью менеджмента как совокупности управленческих функций является координация или даже гармонизация целей и интересов составляющих фирму групп.
Продуктивность труда. Снижение количества рутинных операций существенно повышает уровень производительности труда. Работа начинает приобретать для персонала более творческий характер, связанный, в первую очередь с обработкой информации.
Этика. Персонал в компании начинают рассматривать как соучастника процесса, а не как исполнителя. Отход от рутинной в пользу работы с информацией делает работу не только «более творческой», но и более ответственной. При этом возникают этические проблемы, связанные, прежде всего, с открытостью информации и уровнем секретности. Возникает проблема лояльности персонала, пользующегося доверительной информацией.
Накопленный разными странами опыт юридического воздействия на формирование информационных прав и обязанностей доказывает недостаточность имеющихся законодательных мер для их защиты. Все больше распространяется понимание того, что в этой области необходимо обращение к глубинным структурам личности и ее психологии, которые являются предметом этики и воздействие которых на межличностные и межорганизационные отношения находят свое выражение в нравственных принципах. Отсюда понятно и правомерно нарастание движения по пути разработки кодексов морального поведения для профессиональных групп разработчиков программного обеспечения и пользователей.
Профессионально служебная сегментация.Внедрение ИС, как правило, влечет за собой изменение структурных, функциональных и кадровых характеристик предприятия. Организации становятся более плоскими, их архитектура упрощается. Глобальная модернизация структуры предприятия влечет за собой появление новых отделов и исчезновение старых.
Новые информационные технологии изменяют структуру межличностных связей внутри компании. Тематические конференции, компьютерные рассылки становятся неотъемлемой частью современного общества. Этот виртуальный мир, построен по своим этическим принципам, возможно несколько отличающимся от принятых в реальном мире. Таим образом, мы можем говорить, что ИТ не только увеличивают эффективность использования информации, но и уменьшают стратификацию персонала.
Расселение существенно трансформируется с развитием ИТ на предприятии. Отпадает необходимость в аренде офиса для всех сотрудников компании. Какую-то часть из них можно оставить дома, разместив у них компьютер, подключенный к корпоративной сети или Интернету. В более широком смысле расселение, как социальное действие, можно иллюстрировать принципиально новой географией размещения сотрудников, организацией подразделений, вспомогательных служб, представительств, филиалов и т.д. Совместные рабочие команды, члены которых, работая над новыми продуктами, удалены друг от друга на тысячи километров, становятся реальностью.
Во всяком случае, особенности организации экономической жизни общества отражаются в структуре расселения, хотя сейчас говорить о взаимно однозначном соответствии уже нельзя.
Размещение видов деятельности. Появление информационных технологий стирает границы между различными регионами. ИС позволяют располагать менеджеров, управленческий персонал отдельно от производства. Эффективное управление и коммуникации в таком случае обеспечивают ИТ. Как социальное действие это непосредственно связано с предыдущим.
Компании не ограничены физическим местоположением для производства продуктов и услуг. Сетевые информационные системы позволяют компаниям координировать работу географически разбросанных мощностей, как виртуальных корпораций (или виртуальных организаций), иногда называемых сетевыми организациями. Виртуальные организации используют сети для связывания людей, активов и идей, соединяя поставщиков и потребителей (а иногда, даже конкурентов) для создания и распределения новых продуктов и услуг, не ограничивая себя традиционными границами организации или физическим местоположением. Одна компания может использовать мощности другой без физической связи с той компанией. Каждая вносит свой вклад в конкуренцию, делая то, что она умеет лучше других. Эти сетевые компании продолжают оставаться прибыльными. Одна может нести ответственность за проектирование, другая за сборку и производств, а третья за администрирование и реализацию.
Природопользование. Информационные технологии, позволяя размещать структуры управления компанией отдельно от производства, дают возможность выносить грязные производства в другие районы, где загрязнения, создаваемые этими производствами не будут являться критическими. В настоящий момент мы можем наблюдать, что крупные фирмы выносят свои «неэкологичные» производства в страны третьего мира и, таким образом решают проблему природопользования на региональном уровне.
Эффективность ИТ в управленческих процессах проявляется в открывающихся возможностях решать сложные задачи без их декомпозиции на более простые, с неизбежной проблемой формирования иерархической структуры и борьбы за приоритетность между различными блоками. При этом необходимо учитывать возможные негативные последствия установления доверительных отношений между участниками деятельности предприятия. Когда один или некоторые из них, в обмен приобретают формально не предусмотренную возможность добиваться для себя финансовых преимуществ. Таким образом, в ситуации доверительных отношений возникает проблема справедливого вознаграждения, у которой нет рыночного решения, а судебная процедура приводит к разрушению доверительных отношений. Если возникает такая ситуация, то необходимо, чтобы государство приняло на себя роль арбитра для ее разрешения.
Эффективность ИТ в операционных процессах предполагает использование знаний и инициативы отдельных индивидов (физических и юридических лиц) для реализации предпринимательских функций. Поэтому владение имуществом, как фактор, дающий владельцу права на доминирующее влияние на решения на предприятии и на получение дохода, становится мощным препятствием на пути эффективного использования ИТ в России.
Эффективность ИТ опирается на растущую роль профессиональных знаний и умений, а также личных качеств отдельных работников – инициативность, творческий подход, лояльность, ответственность и т. п., в реализации предпринимательских функций предприятия. Потенциально ИТ являются тем инструментом, который при правильном использовании способен обеспечить возникновение и распространение очагов предпринимательства даже в рамках жестких организационных структур. Тем самым ИТ открывают и повышают роль нефинансовых и неформальных активов в деятельности предприятия. Роль финансовых активов, при этом, становится более пассивной и инструментальной. С этой точки зрения становится понятной настороженное отношение, и даже противодействие к повышению роли ИТ со стороны тех групп, которые наиболее тесно связаны с владением традиционными активами, такими как финансовые и имущественные активы.
Таким образом, ИТ могут повышать эффективность процессов на предприятии, расширяя его возможности, но могут создавать угрозы самому существованию предприятия. При этом сами процессы могут препятствовать внедрению ИТ.
Очевидно, что далеко не всякий проект, связанный с внедрением ИТ затрагивает все перечисленные аспекты жизнедеятельности предприятия, но даже для небольших проектов целесообразно учитывать возможность их как отрицательного, так и положительного влияния на процессы на предприятии.
Связанные в сети ИС формируют новые отношения между организациями, их потребителями и поставщиками, переопределяя организационные границы. Но, наряду с оценками положительного воздействия на предприятие, необходимо отметить и недостатки, способные в определенных условиях проявиться в результате внедрения и развития ИС.
Это возможность монополизации отдельных сегментов рынка, необходимость постоянного увеличения капиталовложений и затрат, нарастание проблем соблюдения коммерческой тайны и информационной безопасности, низведение роли человека, рассматривавшегося ранее, как ресурс, как фактор производства, до объекта, способного работать с новой информацией.
Положительные и отрицательные факторы влияния ИТ на исполнение системных функций предприятия в обществе, в общем виде могут быть представлены в форме таблицы (таблица 2.2) [].
Таблица 2.2. Положительные и отрицательные факторы влияния ИТ на исполнение системных функций предприятия в обществе.
Системные функции | Положительный вклад. | Негативный вклад. |
Культурологическая | Создание языка общения профессионально - сегментированных групп участников деятельности предприятия. Инициация предпринимательских волн в обществе и на предприятии. | Разрушение этических принципов ведения дел |
Политическая | Участие разных групп участников деятельности предприятия в формировании целей предприятия. Повышение прозрачности деятельности предприятий и обеспечение диалога с участниками его деятельности. | Возможность информационной монополизации. |
Экономическая | Выполнение учета рутинных трансакций предприятия. Появление электронных посредников, сокращающих трансакционные издержки предприятий. Более полный учет вклада участников в деятельность предприятия. | Потеря независимости связанная с установкой жестких сетевых отношений. |
Кадровая | Повышение профессионального, квалификационного уровня персонала. Компьютерные справочные и образовательные системы | Повышение нагрузок на человека. |
Экологическая | Способность выполнять работу вне зависимости от места жительства. Снимаются ограничения на местоположение производства товаров и услуг. | Возможности несанкционированного вторжения в сети. |
Рассматривать воздействие ИТ на предприятие можно в рамках трансакционных издержек. Трансакция, как добровольная рыночная сделка, включает в себя четыре группы параметров: участники сделки; ресурсы, используемые в трансакции, и ее ожидаемые результаты; права участников на ресурсы и результаты; обязанности сторон. Трансакции условно делятся на внутрифирменные (это функции, обеспечивающие экономическую деятельность фирмы) и рыночные (связанные с основной деятельностью предприятия, как поставщика товаров и услуг).
В работах Рональда Коуза [] отмечалось, что контракты не выполняются сами по себе. Как правило, для выполнения контракта необходимо приложить некоторую силу, направленную на обеспечение выполнения контракта. Сила, необходимая для достижения поставленного контракта получила название «трансакционных издержек». Считается, что такие издержки несут все участники сделки. Можно говорить, что трансакционные издержки — это издержки отношений участников сделки.
В настоящий момент можно выделить несколько видов наиболее типичных трансакционных издержек. Для рыночной трансакции это поиск информации о товаре и клиенте, ведение переговоров и заключение контракта, мониторинг контрактной дисциплины, страхование от недобросовестного поведения партнеров, оценка качества товаров и услуг, разрешение претензий и защита от третьих лиц, а также разработка и поддержка правовых норм и стандартов [].
Для внутрифирменных трансакций характерны издержки, связанные с поиском информации внутри организации, подготовкой и принятием решений, контролем выполнения решений, оценкой качества ресурсов и результата, разрешением споров, разработкой и поддержкой корпоративных стандартов [].
Информационные технологии, сами по себе, сегодня являются одной из основных возможностей минимизации трансакционных издержек. Информационные системынепосредственно влияют на сокращение стоимости рыночных трансакционных издержек за счет оптимизации поиска информации о потребителях и поставщиках.
Информационно- справочные системы представляются неотъемлемой частью современного рынка. Компании постоянно используют справочники по разным видам законодательства, международным, национальным и отраслевым стандартам.
Как один из вариантов такого справочника можно назвать Интернет. С другой стороны ИС влияют на внутрифирменные трансакции за счет оптимизации работы сотрудников внутри фирмы. Современные ИТ начинают использоваться как инструмент обучения и становятся элементом корпоративной культуры и механизмом институциональных преобразований.
Для постиндустриального общества характерно большое количество научно- технических и технологических инноваций, а также смещение приоритетов в сфере производства в сторону улучшения качественных характеристик деятельности предприятия. Одновременно, внешняя среда по отношению к предприятию становится все менее предсказуемой, характеризуется все большей сложностью и изменчивостью.
Данные обстоятельства обусловили появление новой управленческой концепции, основанной на системном и ситуационном подходе к управлению. Новизна этого концептуального подхода заключается в том, что предприятия рассматриваются как открытая социально - экономическая система, успешное достижение целей которой возможно только при максимальной приспособленности к изменениям внешнего окружения – экономического, политического, социального и т. д.
Новые возможности в области структуры управления компаниями спровоцировали появление новых организационных структур. ИТ стали использоваться не только для контроля и координации производственной деятельности (как внутри предприятия, так и за его пределами). К концу 90-ых годов стали появляться межорганизационные структуры, объединенные единой ИТ – инфраструктурой, виртуальные организации различного вида. Вершиной эволюционного развития организационной структуры компаний, по мнению автора, в настоящий момент является модель В2В. Построенные по принципу В2В, бренд – компании, компании с малым капиталом, называемые «сообществом добавленной стоимости», работают в тесной кооперации с сетью внешних структур []. Взаимодействие таких «сообществ» приводит к появлению более сложного образования -метарынка[].
Заключение:
Воздействие информационных технологий проявляется в новых возможностях предприятия по реализации стоящих перед ним целей и задач, в постановке целей и задач более высокого, ранее недостижимого уровня. В принципиальной возможности по-новому исполнять системные функции предприятия.
Следует отметить, что при оценке влияния информационных систем на предприятие возникает ряд проблем. Одной из основных проблем при этом является несопоставимость эффектов при сопоставимости затрачиваемых ресурсов. Использование методов “затраты-результаты” в качестве универсального инструмента расчета экономической эффективности применительно к оценке затрат на внедрение и развитие информационных технологий все в меньшей мере оправдывает себя, поскольку, по - существу, ведет к получению частных и неполных результатов.
Вопросы:
1. Что такое прямые результаты внедрения? Приведите примеры.
2. Что такое косвенные результаты внедрения? Приведите примеры.
3. Что такое матрица структурно функциональных взаимосвязей?
4. Опишите основные системные функции предприятия с точки зрения подхода
Т. Парсонса.
5. Опишите положительное и отрицательное влияние ИТ на системные функции предприятия.
6. Что такое «трансакционные издержки»?
7. Оцените влияние ИТ на «трансакционные издержки».
8. Что такое «метарынок»?
Список литературы:
1. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. М.: Аспект-Пресс, 1997.
2. Джонсон Д. Процессы управления стратегическими изменениями. М., МЦДО «ЛИНК», 1996.
3. Зотов В.В., Пресняков В.Ф., Розенталь В.О. Проблемы институционального анализа российских предприятий. Экономическая наука современной России. №3 2002.
4. Weil Peter, Broadbent Marianne, "Leveraging the new infrastructure: How market leaders capitalize on information technology". Harvard Business School Press. MA 02163. Boston. 1998.
5. Коуз Р. (Под ред. О. Уильямсона и С. Уинтера) «Природа фирмы». М.: Дело, 2001.
6. Аглицкий И., Автоматизация управления предприятием: мифы и реальность. Computer Weekly (компьютерный еженедельник) №3, февраль 1998. (с.33-36).
7. Кравченко Т.К., Пресняков В.Ф., Инфокоммуникационные технологии управления предприятием. ВШЭ, М. 2003.
8. Пресняков В.Ф. Задачи институционального анализа предприятия. Материалы У1Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий», М.,2005.
9. Мильнер Б.З. Теория организаций. ИНФРА-М, М., 1998.
10. Минс Грейди, Штнайдер Дэвид, Метакапитализм и революция в электронном бизнесе. Какими будут компании в 21 веке. Альпина Паблишер, М 2001.
Лекция 3: Классификация, отличительные параметры и особенности оценки эффективности различных типов информационных систем.
Цель лекции: Знакомство с принципами классификации информационных технологий. Анализ корпоративных информационных систем с точки зрения их роли на предприятии
Рассматриваемые вопросы: