Успешное изучение данного раздела возможно при ус­ловии, что читатель хорошо знаком с работой персо­нальных компьютеров, чьи системные функции здесь почти не комментируются

Пользовательская конфигурация и интерфейс лучших компьютерных аудио редакторов восходят к традициям звукомонтажа, сформированным за долгие годы существо­вания фонографии. Сегодня существует огромное количе­ство программных обеспечений, где потрясающая фантазия программистов вызывает восторги пользователей по пово­ду причудливых расцветок звуковых фрагментов, форм ор­ганов управления на дисплее, экзотических операций с фай­лами, но при этом может отсутствовать какая-нибудь важная функция из семейства монтажных, что препятствует

профессиональному использованию программы. С другой стороны, есть программные обеспечения узкоспециального назначения, пусть и не обладающие широким набором со­временных компьютерных средств для обработки звуковых файлов, но блестяще реализующие все операции по звуко-монтажу. К числу таковых автор относит, в первую очередь, программное обеспечение американской звуковой компью­терной станции «Wave Frame»,разработанной опытным зву­корежиссёром совместно с программистом, сумевшим пере­вести на формальный язык компьютера необходимые практические задачи самого глубокого свойства. По своим монтажным возможностям к «Wave Frame»приближается широко равпространённая программа «Samplitude»,допол­ненная специальными алгоритмами обработки звука (plug-ins). Последние в полной мере представлены и популярной программой «Sound Forge»,у которой, впрочем, отсутству­ют некоторые функции, очень важные для собственно мон­тажа. Иные пользователи предпочитают работать с програм­мами «Cool Edit», «Tedwin», «Vegas», «Wave Lab»т. п., инсталлируемыми в стандартный персональный компьютер класса IBM, и работающими с любым компьютерным звуко­вым устройством.

Успешное изучение данного раздела возможно при ус­ловии, что читатель хорошо знаком с работой персо­нальных компьютеров, чьи системные функции здесь почти не комментируются - student2.ru Механические операции при звукомонтаже, описанные выше (разрезание и склейка магнитных фонограмм), сооб­щили ему название разрушающий или деструктивный монтаж. Запись звука на жёсткий диск персонального ком­пьютера (ПК) позволяет, не реконструируя файл, составлять монтажную структуру воспроизведения, обращаясь только к временным координатам. Любые операции, связанные с об­работкой звука, также до поры до времени не изменяют ис­ходного материала, ибо процессор ПК, как и процессор зву­кового устройства, используют буферную информацию или промежуточные файлы временного хранения. Такое редак­тирование звуковых программ получило название неразру-шающего.

Серия рисунков иллюстрирует сказанное.

Пусть файлы 1-3 соответствуют трём дублям записанно­го произведения. Точная временная адресация, так сказать, «привязка» файлов к жёсткому диску в компьютерах являет­ся строго детерминированной информацией, несмотря на то,





что её следует считать условной, ибо на самом деле коорди­наты имеют другое измерение (рис. 9-7).

Успешное изучение данного раздела возможно при ус­ловии, что читатель хорошо знаком с работой персо­нальных компьютеров, чьи системные функции здесь почти не комментируются - student2.ru

Рис. 9-7

Предположим теперь, что в результате анализа материа­ла для монтажа из каждого дубля отобраны какие-то фраг­менты; для компьютера монтажная структура может быть адекватна следующей записи:

• Первый кусок— от временной позиции 00:00:00:000 до
временной позиции 00:00:55:020.

• Второй кусок — от 00:05:20:600 до 00:05:35:850.

• Третий кусок — от 00:01:10:270 до 00:03:30:110

• Четвёртый кусок — от 00:09:49:334 до 00:10:41:529,
что соответствует рисунку 9-8.

Успешное изучение данного раздела возможно при ус­ловии, что читатель хорошо знаком с работой персо­нальных компьютеров, чьи системные функции здесь почти не комментируются - student2.ru

Рис. 9-8

Последовательно воспроизводимое звучание можно отра­зить рисунком 9-9.

Успешное изучение данного раздела возможно при ус­ловии, что читатель хорошо знаком с работой персо­нальных компьютеров, чьи системные функции здесь почти не комментируются - student2.ru

Рис. 9-9

Исходная звуковая информация остаётся полной в преде­лах файлов записи, и в случае необходимости может быть ис­пользована многократно.

Разумеется, звукорежиссёр при монтажной разметке ис­ходного материала не должен заниматься арифметическими вычислениями и переводом композиционных вех во времен­ные координаты, — это дело компьютерных программ, сооб­щающих процессору обо всех разделах файлов, где должна состояться «склейка» или начаться новый редактируемый участок записи.

В иностранной технической литературе в своё время бы­товало выражение not line, что могло звучать на русском, как непрямой, и вполне отвечало бы характеру процессов. Но с лёгкой руки переводчика, знакомого со спецификой вопроса, очевидно, понаслышке, распространилось выражение нели­нейный монтаж, и это многих повергает в недоумение. Действительно, о какой нелинейности здесь может идти речь? Если ассоциировать эту формулировку с нелинейными ана­лого-цифровыми преобразованиями, то таковые происходят ещё до стадии монтажа.

Наши рекомендации