Финансовая политика корпорации

Построение эффективной системы управления финансами корпорации зависит от ее финансовой политики. Определение финансовой политики, как общей финансовой идеологии предприятия, необходимой для достижения выбранной экономической цели, дал Слепов В.А. [3,с.56]. Кроме того, существуют и другие подходы к ее определению.

Финансовая политика корпорации – это система взглядов ее собственников, инвесторов и руководства на достижение тактических и стратегических целей финансово-экономической деятельности в интересах извлечения максимальной прибыли и иного положительного эффекта через систему способов и форм, методов, рычагов и инструментов экономического воздействия.

Финансовая политика включает концепцию по использованию возможностей категории финансов в экономической и социальной сфере, в том числе финансовую стратегию и тактику, финансовый механизм, систему управления финансами. Она реализуется через налаживаемый людьми финансовый механизм использованием возможностей финансов [6].

Для эффективного достижения цели финансовая политика должна учитывать не только внутренние, но и внешние условия функционирования предприятия. Внутренне условия – это организационно-правовая форма компании, вид и масштабы деятельности компании, ее отраслевая принадлежность, организационная структура управления компанией, наличие автоматизированных ин- формационных систем, уровень развития финансового менеджмента. К внешним факторам относят состояние финансового рынка, налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политики, законодательных основ государства и иные факторы.

Финансовая политика компании проводится ее руководством через все доступные финансовые формы и способы, методы, рычаги и инструменты экономического воздействия. Она подразумевает выработку основных принципов и использование собственных и заемных средств для достижения производственных результатов, таких как: прибыльность предприятия, увеличение объема продаж, увеличение активов предприятия, а, следовательно, и основных фондов, регулирования объемов оборотных средств, занятие предприятием и регулирование определенной доли рынка.

Кроме того, финансовая политика отражает особенности экономического развития региона-субъекта Российской Федерации с учетом его роли в национальной экономике. Методической основой для разработки финансовой политики на конкретном предприятии может служить Приказ Министерства экономики РФ от 01.10.1997 г. № 118 «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия».

Финансовая политика компании означает разделение финансовой стратегии на отдельные элементы управления финансовой деятельностью. Финансовая политика направлена на построение эффективной системы управления финансами. Каждый элемент финансового управления должен представить со- бой набор правил и инструкций, в которых описывается, как следует управлять отдельными процедурами и отражать их в финансовом учете.

Примерами отдельных элементов финансовой политики могут служить: учетная политика; налоговая политика; ценовая политика; дивидендная политика; политика привлечения разных источников финансирования; политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью; политика управления рисками; политика управления инвестициями; политика управления оборотными активами; политика управления внеоборотными активами.

Каждый элемент финансовой политики должен быть взаимосвязан с финансовой стратегией и корпоративной стратегией предприятия. Ценовая политика определяет все направления финансовых действий компании. Причем, с усилением конкуренции усиливается и влияние ценовой политики на финансовое состояние и финансовую устойчивость компании.

К основным факторам, способствующим усилению роли цен, относятся следующие: увеличение размеров компаний и усложнение форм их деятельности в условиях рынка; неустойчивость макроэкономической конъюнктуры; усиление конкуренции на рынке; снижение рентабельности и общей экономической эффективности промышленного производства.

Налоговая политика подразумевает обоснованный выбор систем уплаты налогов, обеспечивающий достижение целей компании. В ней можно отметить такие основные направления, как: выбор схемы налогового учета; выбор способов оптимизации налогов; налоговое планирование. Каждая компания заинтересована в уменьшении на- логовых выплат и соответственно в увеличении финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса и повышения финансовой устойчивости. Следовательно, чем выше налоговые ставки, тем сильнее заинтересованность компании в уменьшении налоговых отчислений. Большие потенциальные возможности оптимизации налогов выражены в учетной политике корпорации, которая представляет собой выбор компанией совокупности способов ведения бухгалтерского учета, обеспечивающей оптимизацию финансовых потоков и прибыли компании.

Инвестиционная политика компании заключается в выборе наиболее эффективных форм ее инвестиций и их реализации для обеспечения высоких темпов развития компании и увеличения ее рыночной стоимости. Инвестиционная политика направлена на рост инвестиционной привлекательности компании и оптимизацию привлекаемых ею инвестиций. №5, 2015 44 Экономика Основной целью дивидендной политики корпорации является установление оптимальных пропорций между потребляемой прибылью и будущим ее ростом с целью максимизации рыночной стоимости компании и обеспечения ее стратегического развития. Политика управления оборотными активами состоит в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, оптимизации структуры источников их финансирования для достижения целей и поддержания высокого уровня финансовой устойчивости компании.

Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами компании и заключается в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении ее инкассации, ускорении востребования долгов и снижении риска неплатежей. Основа финансовой политики заключается в четком определении единой концепции развития любого предприятия в долгосрочной и краткосрочной перспективе, выборе механизма для достижения наиболее оптимальных целей, а также в разработке эффективных механизмов контроля. Следует понимать, что финансовая политика компании должна быть гибкой, и при различных изменениях существующей ситуации должна своевременно корректироваться.

В составе финансовой политики корпорации выделяют финансовую стратегию и тактику.

Финансовая тактика– это финансовая политика, направленная на оперативное решение конкретных текущих задач, которые предусмотрены финансовой стратегией корпорации. Она обеспечивает правильное и своевременное изменение финансовых связей, а также перераспределение денежных потоков между различными ресурсами корпорации и между се структурными и обособленными подразделениями. Финансовая тактика отличается гибкостью, обеспечивая быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры. Стратегический и тактический аспекты финансовой политики тесно взаимосвязаны: правильный выбор стратегии создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Финансовая стратегия – генеральный план действий по обеспечению корпорации денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость корпорации в рыночных условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях, подготовки и ведения стратегических финансовых операций. Финансовая стратегия охватывает все стороны деятельности корпорации, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. Она разрабатывается в рамках стратегического финансового планирования корпорации и ориентирована на достижение заданного уровня основных параметров ее деятельности: объема продаж, себестоимости, прибыли, рентабельности, финансовой устойчивости, платежности и ценовой конкурентоспособности.

Генеральной стратегической целью финансов является обеспечение корпорации необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.

Финансовая стратегия корпорации в соответствии с главной стратегической целью обеспечивает:

1) формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими;

2) выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в использовании резервов финансовым руководством;

3) ранжирование и поэтапное достижение задач;

4) соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям;

5) объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения корпорации в году, квартале, месяце;

6) создание и подготовку стратегических резервов;

7) учет экономических и финансовых возможностей корпорации и ее конкурентов;

8) определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых действий;

9) маневрирование и борьбу за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.

Задачами финансовой стратегии являются:

- исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;

- разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния корпорации;

- определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами;

- выявление резервов и мобилизация ресурсов для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств;

- обеспечение корпорации финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности;

- обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли;

- определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей, новых видов продукции и всесторонней подготовки кадров к работе в рыночных условиях хозяйствования, их организационной структуры и технического оснащения;

- изучение финансовых стратегических взглядов вероятных конкурентов, их экономических и финансовых возможностей;

- разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости;

- разработка способов подготовки выхода из кризисной ситуации, методов управления кадрами в условиях неустойчивого или кризисного финансового состояния и координация усилий всего коллектива на его преодоление.

При разработке финансовой стратегии особое внимание должно уделяться полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала.

Разработка финансовой стратегии корпорации включает в себя принятие решений по учетной, налоговой, кредитной, амортизационной, ценовой и дивидендной политике; управление оборотными средствами и кредиторской задолженностью, операционными расходами, сбытом продукции и прибылью.

Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных обстоятельств. Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов, с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли. Схема разработки финансовой стратегии представлена в Приложении 1.

Разработка финансовой стратегии основывается на данных финансового анализа и выявленных критических точках в финансовом состоянии, долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозах, разработанных на основе анализа внешней среды, которые обозначают возможные направления развития финансов корпорации на перспективу; выбранном основном критерии совершенствования финансового состояния. Предложения к формированию финансовой стратегии корпорации разрабатываются по объектам и составляющим финансовой стратегии в нескольких вариантах с обязательной количественной оценкой предложений и оценкой их влияния на структуру баланса (построение прогнозного баланса и отчета о финансовых результатах).

Объекты финансовой стратегии:

- доходы и поступления средств;

- расходы и отчисления средств;

- взаимоотношения с бюджетом;

- кредитные взаимоотношения.

Составляющие финансовой стратегии:

- оптимизация основных и оборотных средств;

- оптимизация распределения прибыли;

- оптимизация налоговой политики;

- оптимизация политики корпорации в области ценных бумаг;

- оптимизация внешнеэкономической деятельности корпорации;

- оптимизация безналичных расчетов;

- оптимизация ценовой политики корпорации.

В зависимости от внешних условий, реализации того или иного варианта генеральной финансовой стратегии разрабатывается оперативная финансовая стратегия с учетом финансовых показателей, достигнутых в предшествующем квартале.

Оперативная финансовая стратегия – это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами (стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов). Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее на конкретном промежутке времени. При необходимости может быть разработана стратегия достижения частных целей как на год, так и на квартал.

Наши рекомендации