Информационное обеспечение основные принципы анализа финансового состояния предприятия
Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую — заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность и др.
Рис. 1. Направления анализа хозяйственной деятельности
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель — установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:
• множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;
• разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
• наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
• ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
• ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;
• максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Как известно, предприятие — сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и не основные.
Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего участия и интересы, которых они добиваются в предпринимательской деятельности, систематизированы в табл. 1.
Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.
К не основным партнерским группам относятся группы, опосредованно заинтересованные в успехах предприятия - страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и т.д.
Практика финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов анализа:
• горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
• вертикальный (структурный) анализ — определение структуры финансовых показателей;
• трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;
• анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) — расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
• сравнительный анализ, который делится на:
- внутрихозяйственный — сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений;
- межхозяйственный — сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;
- факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат:
• бухгалтерский баланс (форма №1);
• отчет о прибылях и убытках (форма № 3);
• пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
а) отчет о движении капитала (форма №3)»
б) отчет о движении денежных средств (форма №4),
в) приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5),
г) пояснительная записка.
Анализ финансового состояния предприятия на этапе анализа финансовых отчетов начинается с чтения «бухгалтерского баланса», при этом выявляются важнейшие характеристики:
• общая стоимость имущества предприятия;
• стоимость иммобилизованных и мобильных средств;
• величина собственных и заемных средств предприятия и др.
Проведение горизонтального анализа позволяет сопоставить между собой величины конкретных статей баланса в абсолютном и относительном выражении за рассматриваемый период и определить их изменение за этот период.
Вертикальный анализ устанавливает структуру баланса и выявляет динамику ее изменения за анализируемый период (месяц, квартал, год).
Сопоставляя отдельные виды активов с соответствующими видами пассивов, определяют ликвидность баланса предприятия.
Таблица 1
Основные партнерские группы
Партнерские группы | Вклад партнерской группы | Требования компенсации | Объект финансового анализа |
Собственники | Собственный капитал | Дивиденды | Финансовые результаты и финансовая устойчивость |
Инвесторы, заимодавцы | Заемный капитал | Проценты на вложенный капитал | Кредитоспособность |
Руководители (администра-ция) | Знание дела и умение руководить | Оплата труда и доля прибыли сверх оклада | Все стороны деятельности предприятия |
Рабочие | Приведение в действие средств и предметов труда | Заработная плата, премии, социальные условия | Финансовые результаты предприятия |
Поставщики средств и предметов труда | Обеспечение непрерывности и эффективности процесса производства продукций | Договорная цена | Платежеспособ-ность |
Покупатели (клиенты) | Реализация продукции | Договорная цена | Финансовые результаты предприятия |
Налоговые органы | Услуги общества | Своевременная и полная оплата налогов | Финансовые результаты предприятия |
Таким образом, анализ финансовой отчетности является, по сути, предварительным анализом финансового состояния предприятия, позволяющим судить о его финансовой устойчивости и характере использования финансовых ресурсов.