Формы государственного кредита.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним.
Основная часть государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: сберегательное дело и государственные займы.
Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.
Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг, символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, по истечении этого срока вернуть и сумму долга.
Другим видом государственных бумаг являются казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска форме выплаты дохода. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели, а казначейские обязательства - только на пополнение бюджетного фонда. По облигациям доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться совсем, по казначейским обязательствам - только в виде процентов.
Государственные внутренние займы классифицируются по нескольким признакам:
- по праву эмиссии займы делятся на выпускаемые правительством и местными органами власти;
- по признаку держателей ценных бумаг займы делятся на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные
- по форме выплаты доходов займы делятся на процентные, выигрышные и беспроцентные;
- по срокам погашения выделяют краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет), долгосрочные (от пяти лет и выше) займы;
- по методам размещения займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.
В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займов, выпущенных местными органами власти или отдельными хозяйственными структурами, а также выплату процентов за ними, речь идет об условной форме государственного кредита – гарантированных займах, по которым правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.
Международный государственный кредит представляет совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов.
Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.
Получателями займов могут быть Правительство и местные органы власти. Кредиторами могут выступать правительства, финансово-кредитные учреждения и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансовые организации.
Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны – получателя.