Формы и инструменты государственного кредита

Государственный кредит может быть внутренним, когда за­емщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.

♦ В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кре­дит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. В Российской Федерации внутренний государственный кредит выступает в формах государственных займов путем эмиссии ценных бумаг, кредитов Центрального банка или коммерческих банков и кор­пораций. В обоих государствах право привлекать заемные сред­ства юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит Министерству финансов.

Государственные займыхарактеризуются тем, что вре­менно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюд­жета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги представляют собой долго­вые обязательства государства. Они формируют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг — и являются эффективным инструментом макроэкономического регулирования.

Важнейшая задача фондового рынка — обслуживание госу­дарственного долга. Уровень доходности, сложившийся на рын­ке государственных ценных бумаг, является точкой отсчета, относительно которой оценивается целесообразность операций с другими финансовыми инструментами. Поскольку негосудар­ственные ценные бумаги являются менее надежными инстру­ментами, то операции с ними должны обеспечивать большую доходность по сравнению с операциями на рынке государствен­ных ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг поз­воляет также регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая или предлагая к продаже государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возмож­ность освобождать или связывать дополнительные инвестици­онные ресурсы и изменять направление размещения временно свободных денежных ресурсов. Государственные займы в фор­ме эмиссии ценных бумаг являются источником безэмиссион­ного финансирования бюджета, что важно для стабилизации экономики.

В современных условиях тенденции на рынке государствен­ных ценных бумаг служат индикаторами рыночной конъюнк­туры для отечественных субъектов финансового рынка и иност­ранных инвесторов.

В развитых странах нормальное соотношение объемов сде­лок на рынках государственных и корпоративных ценных бу­маг составляет примерно 0,9 : 1. Значительное превышение это­го соотношения в пользу государственных ценных бумаг может привести к финансовому кризису, как это случилось в России в августе 1998 г.

Основными видами государственных ценных бумаг в Рес­публике Беларусь являются: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации с купон­ным доходом; облигации, номинированные в свободно конвер­тируемой валюте; облигации государственного выигрышного валютного займа; векселя Правительства Республики Бела­русь. В России это различные государственные облигации (в пе­риод с 1994 по 1996 г. имели хождение также казначейские

обязательства).

Облигация — наиболее распространенный вид государствен­ных ценных бумаг. Она удостоверяет предоставление ее вла­дельцем денежных средств в распоряжение государства и под­тверждает обязательство эмитента возместить в предусмотрен­ный срок номинальную стоимость ценной бумаги с уплатой до­хода (процентов). Допускается выплата процентов в течение всего срока пользования заемными средствами, а по его истече­нии — возврат основной суммы долга. По условиям займа воз­можны иные способы выплаты дохода.

Средства, поступающие от продажи государственных обли­гаций, направляются на пополнение бюджета или выполнение иных государственных задач.

Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков:

• субъектам-эмитентам (например, выпускаемые правительством страны или местными органами управления);

• месту размещения — внутренние и внешние займы;

• признаку держателей ценных бумаг — займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные, т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц (например, в Республике Беларусь государственные краткосрочные облигации и долгосрочные облигации с купонным доходом размещаются среди юридических лиц, в том числе коммерческих банков; валютные облигации на предъявителя — среди физических лиц, а первый выпуск облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте, — в ЗАО «Белингосстрах»);

• форме обращения на рынке — рыночные и нерыночные займы, специальные выпуски. Рыночные займы свободно продаются и покупаются и являются основными в финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они целенаправленно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов (например, на Западе нерыночные государственные облигации выпускаются для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов). Держатели облигаций нерыночных займов имеют некоторые привилегии — право досрочного предъявления к оплате (хотя и с потерей в процентах), возможность погашать облигациями налоговые платежи;

• срокам действия — займы краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования в периоды временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях правительством страны выпускаются векселя. Их срок значительно различается по странам: от 60 дней в Японии до 4, 6,12 месяцев в Италии. Исключением является Германия, где векселя могут выпускаться на среднесрочный период — до 2 лет. Как правило, для привлечения средств на средне- и долгосрочный период выпускаются облигации;

• форме выплаты доходов — займы процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала (дисконтом), а выкупаются по номиналу. Такие облигации могут называться облигациями с нулевым купоном;

• форме стоимости — товарные и денежные займы. В современных условиях используются денежные займы, однако в истории Беларуси был переходный период от капитализма к социализму, когда применялись и товарные займы — хлебный, сахарный;

• оформлению — облигационные и безоблигационные займы;

• методам размещения — займы добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу соответствует свой способ реализации. В СССР до 1958 г. широко использовались займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа. Формально они являлись добровольными, но население подписывалось на них под давлением со стороны органов власти, что по сути делало их обязательными. Необходимость в принудительных займах возникает в случае войн, революций, других чрезвычайных обстоятельств. Одна из форм принудительных займов — замораживание вкладов на счетах в банке.

Важное значение для успешного проведения государствен­но-кредитных операций имеет вопрос о курсе займа.

Курсом займа называется цена облигации займа, выражен­ная в процентах к номиналу. Курсы могут быть трех типов: аль­пари (цена совпадает с номиналом), ажио (цена выше номина­ла) и дизажио (цена ниже номинала).

Правительство страны заключает договор об условиях вы­пуска займа с банком, группой банков, биржей, министерством финансов или другими финансовыми институтами.

Условия включают сумму займа, срок, условия погашения, уровень доходности, эмиссионный курс.

Эмиссионным называется курс займа в момент его выхода, при первичном размещении. Он, как правило, ниже номинала, что объясняется покрытием затрат по первичному размещению займа и привлечением кредиторов.

Сделки купли-продажи государственных облигаций на вто­ричном рынке осуществляются по реальному (биржевому) кур­су, который зависит от уровня доходности займа и банковского процента. Облигации государственных займов погашаются за счет доходов бюджета, а процентные платежи по ним произво­дятся за счет расходной части бюджета.

Формой внутреннего государственного кредита является выдача кредитов центральным банком правительству стра­ны и местным органам власти (в Беларуси — Национальным банком). Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населе­ния и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. В большинстве стран сберегательные банки (кассы) имеют особый статус. Государство гарантирует сохранность вкладов в таких банках и, в свою очередь, исполь­зует остатки средств на счетах в своих целях. В Беларуси Сбер­банк является коммерческим, т.е. может совершать различные банковские, в том числе ссудные, операции. Но в то же время признается его особый статус, обусловленный гарантиями госу­дарства на вклады граждан.

При такой форме внутреннего государственного кредита, как кредиты коммерческих банков и других юридических лиц возможны безоблигационные займы и оформление заим­ствования средств государством векселями правительства, зак­лючением договоров с кредиторами.

♦ Внешний (международный) государственный кредитпред­ставляет собой совокупность экономических отношений, воз­никающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финан­совом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти эко­номические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах воз­вратности, срочности и платности.

Получателями внешних займов в Беларуси являются Пра­вительство Республики Беларусь и местные органы власти, в России — федеральное правительство, правительства субъек­тов федерации и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юри­дические лица иностранных государств, международные фи­нансовые организации, а также частные лица-нерезиденты.

Иностранные заимствования позволяют странам превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяе­мые текущим внутренним производством, и финансировать ка­питальные вложения за счет внутренних сбережений и сбере­жений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста.

Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительствен­ным, межбанковским соглашениям, а также по линии между­народных финансовых организаций.

15.4. Государственный долг, его содержание и виды

С функционированием государственного кредита связано понятие «государственный долг».

Государственный долг — это сумма задолженности (вклю­чая проценты по ней) по обязательствам государства перед фи­зическими и юридическими лицами-резидентами, иностранны­ми государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В государственный долг в нашей стране входят также обяза­тельства по государственным гарантиям, предоставленным Рес­публикой Беларусь.

Долговые обязательства государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами го­сударственной власти страны, или других долговых обяза­тельств, гарантированных правительством.

Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет со­бой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обяза­тельств государства на определенную дату, включая начислен­ные проценты. Текущий государственный долг составляют рас­ходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

В Беларуси и России государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, как это было принято в СССР. В ос­нове такого разделения была валюта, в которой номинировались обязательства государства: внешним долгом считалась сумма обязательств, номинированная в иностранной валюте, внутренним долгом — номинированная в национальной валю­те. Сегодня этот признак не является определяющим, так как и внутренние займы могут номинироваться в свободно конверти­руемой валюте. Основным в современных условиях является признак места размещения государственных займов и других форм заимствования.

По своему экономическому содержанию внутренний госу­дарственный долг отражает общую сумму долговых обяза­тельств страны перед резидентами, а внешний — перед нерези­дентами.

Государственно-кредитные экономические отношения регу­лируются законодательно-правовыми документами. В нашей стране это законы «О государственном внутреннем долге Рес­публики Беларусь», «О внешнем государственном долге Рес­публики Беларусь», о бюджете на очередной финансовый год; Положение о порядке привлечения, использования и погаше­ния внешних государственных займов и другие нормативные документы.

Государственный внутренний долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юри­дическими и физическими лицами. В него входят задолженнос­ти прошлых лет и вновь возникшая. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде го­сударственных ценных бумаг и кредиты, выданные Нацио­нальным банком Республики Беларусь на финансирование де­фицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находя­щиеся в республиканской собственности. Национальное собра­ние Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прирос­та внутреннего государственного долга в процентах к ВВП.

В 2004 г. было принято решение о реструктуризации задол­женности по кредитам, предоставленным Национальным бан­ком Республики Беларусь на финансирование дефицита рес­публиканского бюджета и отнесенным на внутренний государ­ственный долг в 1991—2003 гг., посредством эмиссии государ­ственных ценных бумаг.

Как можно заметить, займы административно-территори­альных единиц, получаемые ими кредиты и выдаваемые гаран­тии к государственному долгу не относятся. Расходы по обслу­живанию таких операций ложатся на областные и Минский го­родской бюджеты.

Некоторые экономисты причисляют к внутреннему государ­ственному долгу неисполненные финансовые обязательства пе­ред субъектами отраслей экономики (неоплаченные государ­ственные заказы, задолженность по заработной плате в бюджет­ных организациях, задолженность по выплате пенсий и т.д.). Однако неисполненные финансовые обязательства отражают проблемы центрального и местных бюджетов. По своей сути это не кредитные, а финансовые отношения, так как они не отвеча­ют признакам кредита.

Внешний государственный долг нашей страны складыва­ется из суммы основного долга Республики Беларусь и ее рези­дентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени.

В соответствии с законодательством внешние государствен­ные займы Беларуси могут привлекаться в виде: а) иностран­ных кредитов, предоставляемых республике; б) иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную га­рантию; в) займов, получаемых от размещения на внешних фи­нансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве го­сударственных долговых обязательств.

Расходы за счет финансовых ресурсов, дополнительно при­влекаемых с помощью государственного кредита, увеличивают внутренний и внешний долг государства. Его абсолютная вели­чина и динамика изменений характеризуют состояние эконо­мики и результативность государственно-кредитных операций. В развитых странах обычно не принято деление государ­ственного долга на внутренний и внешний, но для Беларуси и России оно сохраняет актуальность. Внешний долг нужно воз­вращать в свободно конвертируемой валюте, что ложится до­полнительной нагрузкой на экономику, так как основным ис­точником получения конвертируемой валюты является экс­порт. Другой путь привлечения иностранной валюты — получе­ние новых внешних займов. Однако этот источник увеличивает государственный долг и, соответственно, проблему его возвра­та. К тому же не все иностранные кредиты направляются в валютоокупаемые проекты, а получение кредитов часто обуслов­лено требованиями, не всегда отвечающими национальным ин­тересам страны-должника.

Размер государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ра­нее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долго­вым обязательствам.

В последние годы наблюдается снижение внешнего государ­ственного долга.

Республика Беларусь не несет ответственности по долго­вым обязательствам административно-территориальных еди­ниц, если указанные обязательства не были им гарантированы. Административно-территориальные единицы также не отвеча­ют по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долго­вым обязательствам Республики Беларусь в целом.

Влияние государственного долга на экономику страны зави­сит от размеров долга. Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. В Бела­руси оно осуществляется за счет средств республиканского бюд­жета или других активов, находящихся в собственности рес­публики. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь. В последние годы наблюдалось превышение платежей по погашению и обслужи­ванию внешнего долга над суммами полученных иностранных кредитов, что говорит о небольшом притоке иностранного ка­питала в экономику страны.

Быстрый рост внешнего государственного долга может угро­жать экономической безопасности страны. Так, если расходы по его обслуживанию превышают так называемую «красную черту» (25 % -е соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений от экспорта), то при определенной вели­чине государственного долга практически вся выручка от экс­порта в свободно конвертируемой валюте направляется на пога­шение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а опла­та текущего импорта требует привлечения новых займов.

Быстрый рост внутреннего государственного долга требует изыскания дополнительных доходных источников. Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга на экономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение госу­дарственного долга.

Наши рекомендации