Понятие и задачи распределительной логистики.
Тема 8. Логистика распределения и сбыта
1. Понятие и задачи распределительной логистики.
2. Логистические каналы распределения товаров.
Понятие и задачи распределительной логистики.
Распределительная логистика представляет собой ту часть логистики, которая интегрирована в сферу распределения. Иначе ее называют маркетинговой логистикой. Это словосочетание очень точно отражает особенности логистики на послепроизводственном этапе в современных условиях. Маркетинг и логистика не просто дополняют друг друга, а тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Логистика в сфере распределения представляет собой комплекс стратегических, организационных, финансовых и других мер, тесно связанных между собой в гибкую систему управления материальными, информационными и другими потоками в послепроизводственный период.
В сфере сбыта логистика является эффективным инструментом реализации стратегии и тактики маркетинга. Одновременно в сфере распределения (физического) маркетинг является инструментом реализации логистической стратегии и тактики.
Важнейшие функции распределительной логистики заключаются в следующем:
· планирование, организация и управление транспортно-перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;
· управление товарными запасами;
· получение и эффективная обработка заказов;
· комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;
· организация рациональной отгрузки;
· управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;
· планирование, организация и управление логистическим сервисом.
Изменения в технологии транспортно-перемещающих работ, повышение качества и расширение комплекса логистических услуг оказывают влияние как на структуру и функции каналов распределения, так и на процессы сбыта в целом.
Система распределительной логистики становится сильным конкурентным орудием и основой контроля в осуществлении производственной и маркетинговой деятельности.
Роль логистики в жизнедеятельности предприятий, особенно промышленных, очень велика. Деятельность логистических служб оказывает непосредственное влияние не только на управление логистическими процессами, но и на формирование портфеля заказов предприятия, а через эту функцию на разработку ассортиментной программы производства и соответствующей стратегии.
От эффективности логистической системы во многом зависит улучшение планирования загрузки и использования производственных и инфраструктурных мощностей, соблюдение и повышение дисциплины поставок, сокращение сбытовых расходов и в конечном счете общее повышение эффективности работы предприятия.
Основными задачами, решаемыми в рамках распределительной логистики, являются:
· оптимизация формирования портфеля заказов;
· заключение договоров с заказчиками на поставку продукции;
· обеспечение ритмичности и соблюдение планомерности реализации продукции;
· изучение и удовлетворение потребностей в логистическом сервисе;
· рационализация параметров, структуры и продвижения динамичных материальных потоков;
· оптимизация параметров и условий содержания запасов товарного характера;
· контроль над выполнением договорных обязательств с партнерами;
· формирование и совершенствование системы информационного обеспечения.
Эффективность решения этих и других задач во многом зависит от структуры логистической системы, которая должна адекватно отражать специфику каждого конкретного производства, характер выпускаемой продукции, особенности предприятия, стратегию и тактику на рынке и ряд других аспектов.
Распределительная логистика строится на следующих логистических принципах:
1. Координация всех процессов товародвижения, начиная от финишных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя.
2. Интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем.
3. Адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей.
4. Системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности.
5. Комплексность, т.е. решение всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей.
6. Оптимальность как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования.
7. Рациональность как в организационной структуре, так и в организации управления.