Методические указания к выполнению задания 3.1. В соответствии с п. 14 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» материально-производственные запасы

В соответствии с п. 14 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении по условиям договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.

В соответствии с п. 155 «Методических указаний по учету материально-производственных запасов»(в ред. Приказов Минфина РФ от 23.04.2002 N 33н, от 26.03.2007 N 26н, от 25.10.2010 N 132н, от 24.12.2010 N 186н) в случае отсутствия у организации права собственности (права хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно) на поступившие материальные ценности последние должны учитываться на забалансовых счетах (002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»).

Из п. 54 «Методических указаний по учету материально-производственных запасов» следует, что материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу (карточку), хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться.

В случае, если материалы, принятые на ответственное хранение, относятся в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации к бесхозяйным вещам и являются скоропортящимися, или издержки по их хранению несоизмеримо велики по сравнению с их стоимостью, то организация может использовать указанные материалы в производственных и иных целях или продать. При этом указанные материалы приходуются в организации по рыночной стоимости.

Выручка от продажи этих материалов или их рыночная стоимость при использовании материалов для собственных нужд организации, уменьшенная на величину расходов по их хранению, продаже и других аналогичных затрат, подлежит возврату собственнику материалов.

Пунктом 49 «Методических указаний по учету материально-производственных запасов» установлено, что порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.

Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма N М-4 утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а), при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).

На массовые однородные грузы, прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера в целом за день. При этом на каждую отдельную приемку материала в течение этого дня делаются записи на обороте ордера, которые в конце дня подсчитываются, и общий итог записывается в приходный ордер.

Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа, и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.

При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).

При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет Комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.

В случае составления приемного акта приходный ордер не оформляется.

Приемный акт о приемке служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации.

Ситуация 2

ОАО «Восток» выполняет договора по изготовлению оконных рам, дверей из материалов заказчиков. Давальческое сырье (лесоматериалы, стекло) и вспомогательные материалы (гвозди, клей и др.) учитываются в производственных цехах бригадирами и в бухгалтерском учете не отражаются.

Лесоматериалы от постоянных поставщиков принимают в заготовительные цеха транзитом, минуя центральный склад. В бухгалтерии они отражаются корреспонденцией по Д 20 «Основное производство» - К 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками».

В феврале 2011г. (отчетный год) были получены от акционера ООО «Темп» безвозмездно лакокрасочные материалы по цене в соответствии с данными его учета на общую сумму 100 000 руб., которые были полностью израсходованы при изготовлении мебели в марте 2011г. (отчетный год). В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи: на поступление лакокрасочных материалов Д 10 «Материалы» - К 83 «Добавочный капитал» на сумму 100000 руб.; их использование Д 20 «Основное производство» -К 10 «Материалы» на сумму 100000 руб. Других проводок по данной операции не выявлено. Расходы учтены в целях налогообложения.

1. На основании собранных данных охарактеризуйте соблюдение норм действующего законодательства по данному разделу учета.

2. Систематизируйте выявленные искажения и оформите результаты проверки для включения в письменную информацию аудитора руководству аудируемого лица по результатам аудита (отчет аудитора). Укажите правильные варианты отражения хозяйственных операций.

Наши рекомендации