Ан-з рынков сбыта прод-и и ценовой политики орг-ции.
Каждому пр-ю перед тем, как план-ть объем пр-ва, форм-ть произв. мощность необх-мо знать какую прод-ю, в каком объеме, где, когда и по каким ценам м. продавать. Для этого нужно изучить спрос на прод-ю, р-ки сбыта, емкость р-ка, потенц. покуп-лей и др. От этого зависят конечные фин. ре-ты пр-я, капитал пр-я, стр-ра кап-ла и фин. устойч-ть пр-я, т.е. д-ть люб. пр-я начин-ся с маркет. ан-за и с реш-я осн. задач ан-за, к кот. отн-ся: 1)изуч-е платежесп-ти спроса на прод-ю, 2)р-ков его сбыта, 3)ан-з ф-ров, форм-х эластичность спроса, 4)разраб-ка страт-и, тактики, м-дов сбыта прод-и.
Ан-з р-ков сбыта прод-и имеет очень больш. знач-е для пр-я. От них зависит объем продаж, ур-нь цен, выр-ка от реал-ции, сумма прибыли и др. В 1-ю очередь необх-мо изучить динамику полож-я кажд. вида прод-и на р-ках сбыта за последн. 3-5 лет, стр-ру р-ков сбыта и ур-нь их дох-ти.
При ан-зе стр-ры р-ка сбыта выд. 4 катег. тов-в:
1. «звезды», кот. приносят осн. прибыль пр-ю и спос-ют эк. росту пр-я.
2. «дойные коровы» - переживают пер-д зрелости и в незначит. степ. спос-ют эк. росту, но они не нужд-ся в инвест-ях, приносят прибыль, кот. исп-ся на фин-е «трудных детей».
3. «трудные дети» - нов. тов., кот. нужд. в рекламе, в продвиж-и на р-ке, треб. инвестиций, они не приносят прибыли, но в буд. м. стать «звездами».
4. «мертвый груз» - тов. нежизнеспос-ны, не прин. прибыли, не спос. эк. росту.
Необх. опр-ть на какой стадии жизнен. цикла нах-ся кажд. тов.:
1)нулевая стадия – разраб-ка идеи тов.
2)1 ст. – вып-к тов. на р-к, на кот. выясн-ся будет ли тов. иметь успех на р-ке.
3)2 ст. – тов. уже приносит прибыль и покрыв. все затр.
4)3 ст. – тов. имеет стаб. р-к, польз-ся спросом, приносит регул. доход.
5)4 ст. – ст. насыщ-я и спада, на кот. объем продаж вначале не измен-ся, а затем резко сокращ-ся по непредсказ. причинам.
Иск-во пр-я сост-т в том, чтобы вовремя уловить спад спроса. Рез-ты ан-за р-ков сбыта д. помочь рук-ву разр-ть ас-т тов-в в соотв-и с треб-ми рын. конъюнктуры.
13.Анализ ценовой политики организации
Одним из сущест. напр-й марк. ан-за явл-ся ценов. пол-ка пр-я на тов. р-ках. Цены обесп-ют пр-ю заплан-ю прибыль, конкур-ть прод-и, спрос на нее. Ч-з цены реал-ся конечные ком. цели, опр-ся эф-ть д-ти всех звеньев произв.-сбытов. стр-ры пр-я.
Ценов. пол-ка сост. в том, что пр-е устан-ет цены на таком ур-не и так изменяет их в завис. от сит-и на р-ке чтобы обесп-ть достиж-е краткоср. и долгоср. целей (овладение опред. долей р-ка, завоевание лидерства на р-ке и получ-е заплан. суммы приб., выживание фирмы). В изуч-и ценов. пол-ки и ан-зе обоснов-ти цен на прод-ю пр-я важн. вопр-ми явл. след.:
1.устан-е на сколько цены отраж. ур-нь изд-ек.
2.какова вероятн. реакция покуп-лей на измен-е цен (эласт-ть спроса).
3.исп-ся ли пол-ка стимулирующих цен.
4.привлекательны ли цены пр-я в сравн-и с ценами конкур-в.
5.чем отлич. пол-ка ценообр-я на дан. пр-и от ценов. пол-ки конк-в.
6.какова гос. пол-ка в обл. ценообр-я на аналог. тов.
Ценов. пол-ка пр-я д. коррект-ся с учетом стадий жизнен. цикла тов-в.
1)На стадии роста ПЦ д. ориентироваться на долгоср. Перспективу. 2)На стадии зрелости ЦП нацелена на получение краткоср. прибыли. 3) на стадии спада следует применять скидки до тех пор, пока не появится новый товар.
14.Анализ конкурентоспособности продукции.
Под конкур-тью прод-и пон-ют хар-ку прод-и, кот. пок-ет ее отличие от тов. конкурента как по степ. соотв-я конкр. общест. потр-ти, так и по затр. на ее удовл-е. Оц-ка конкур-ти прод-и основ-ся на исслед-и потр-ти покуп-ля и треб-й р-ка. Чтобы тов. удовл-л потр-ти покуп-ля он д. соотв-ть опред. пар-рам: 1)техническим (св-ва тов., обл. его прим-я и назнач-я), 2)эргономич. (соотв-е тов. св-вам чел. орг-ма), 3)эстетическим (внеш. вид тов.), 4)нормативным (соотв-е тов. дейст-м нормам и станд-м), 5)экономич. (Ур-нь цен на тов., сервисн. обсл-е, размер ср-в, имеющ. у потр-ля для удовл-я дан. потр-ти).
Задачи ан-за конк-ти прод-и:
1.оц-ка и прогнозир-е конк-ти прод.
2.изуч-е ф-ров, возд-щих на ее ур-нь.
3.разраб-ка мер по обесп-ю необх. ур-ня конк-ти прод-и.
Для оц-ки конк-ти необх-мо сопост-ть пар-ры анализ-го изд-я и тов. конк-та с ур-нем, заданным потр-тью покуп-ля и сравнить получ. рез-ты. С этой целью рассчит-т единичные, групповые и интегр-е пок-ли конк-сти прод-и. Единичн. пок-ли отраж. %-е отн-е ур-ня к.-либо технич. или эк. пар-ра к вел-не того же пар-ра продукта конк-та. Групповые пок-ли объед-ют единичн. пок-ли по однор. гр. пар-ров. Интегр. пок-ль предст. соб. отн-е груп. пок-ля по технич. пар-рам к груп. пок-лю по эк. пар-рам.
Важн. напр-е повыш-я конк-ти прод-и – это соверш-е пр-сов товародвиж-я, орг-ции торговли, сервисн. обсл-я пок-лей, рекламы прод-и, кот. явл. мощными инстр-ми стимулир-я спроса.
При ан-зе орг-ции торговли выясняют имеются ли у пр-я фирмен. маг-ны, какие исп-ся м-ды торговли, какой уд. вес они заним. в общем объеме продаж, какие из них наиб. доходные, каков ур-нь изд-ек обращ-я, как м. уменьш. расх. не снижая эф-ти.
Сервисн. услуги и реклама явл. мощными ф-рами в конкур. борьбе за покуп-ля. Они треб. доп. затр., но увел. объем продаж и прибыль. Поэтому в пр-се ан-за необх-мо устан-ть какие виды сервисн. услуг оказ. пр-е, как это стимул-т спрос и какие затр. на рекламу.