Бюджет.система РФ и принципы ее построения
Бюджетная система -это совокуп.бюджетов, действующих на территории гос-ва.
Бюдж.система зависит от гос.уст-ва:
1.В унитарных гос-ах она представлена 2мя ур-ми: -центральный, -местный.
2.В федератив.гос-ах 3ур-ня: -федеральный, -субфедеральный, -местный.
Бюджетная система РФ вкл:
1.Федерал.бюджет и бюджеты гос-ых небюдж.фондов
2. Бюджеты субъектов РФ и территор.внебюджет.фондов.
3. Местные бюджеты.
В момент создания в основу бюджет.системы РФ были положены след.принципы:
1. Принцип единства -на всей территории РФ единая прав.база и ед.система отчетности бюдж.системы.
2. Принцип полноты бюджет.пок-ей -отражение всех бюдж.пок-ей.
3. Принцип реальности бюд.пок-ей -1)достоверность данных, 2)соответствие плановых пок-ей к положению дел.
4.Принцип гласности
5.Принцип самостоятельности.
17. Доходы бюджета: состав и структура.
Доходы бюжджета выражают ден-экон.отношения, возникающие в связи формирования бюджетного фонда, м/у гос-ом, юр.и физ.лицами.
Согласно БК РФ доходы бюджета -это ден.ср-ва, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов гос.власти.
Основная часть доходов бюджета формируется в рамках налогового законодательства (налоговые доходы), кроме этого доходы могут формироваться за счет владением гос-ва собственностью.
По ур-ям гос.упр-я выделяют след.налоги:
Федеральные
1) налог на добавленную стоимость;2) акцизы;3) налог на доходы физических лиц;5) налог на прибыль организаций;6) налог на добычу полезных ископаемых;
8) водный налог;9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
Региональные (ст.14 НК, ст.58 БК
1) налог на имущество организаций;2) налог на игорный бизнес;3) транспортный налог.
Местные (ст.15 НК, ст.61,61.1,2 БК)
1) земельный налог;2) налог на имущество физических лиц.
Неналоговые доходы бюджета:
1. Доходы от гос.имущества и его эксплуатации
2.Доходы от платных услуг, оказ.бюдж.учреждениями
3.Поступления в рез-те применения мер гражд.,админист.,уголов. Отв-ти.
4.Добровольные взносы и благотвор.помощь.
18. Расходы бюджета: состав и структура.
Расходы бюджета выражают ден-экон.отношения, возникающие м/у гос-ом, юр.и физ.лицами в связи с распределением и использованием ср-тв бюд.фонда.
Согласно БК РФ, расходы бюджета-это ден.ср-ва, направляемые на финан.обеспечение задач и ф-ий гос-ва.
Классификация расходов:
1. По эк-му содержанию: текущие, капитальные.
2. По ур-ям гос.упр-я: расходы федерального, субъектов РФ, местных бюджетов.
3. Функциональная классификация: а)расходы на гос.упр-е и контроль (правопорядок), б)расходы на обеспечение обороноспособности, в)расходы на соц.сферу, г)расходы на покрытие потребностей (отраслей нац.эк-ки).
Межбюджетные отношения.
Межбюджетные отношения -это отношения м/у федерал.властью и властями национ.админист.-территориал. подразделений по поводу оптимал. научнообоснованного распределения доходов бюджета каждого ур-ня и расходов, финансир.из них.
В РФ межбюд.отношения строятся на принципахбюджетного федерализма -это способ упр-я, при кот.должны органически сочетаться интересы всего гос-ва в целом с интересами его отдельных частей, обеспечивая ед-во и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий, в решении вопросов, входящих в их компетенцию.
Принципы бюджетного федерализма:
1.Сочетание интересов, обеспечивающие высокую самостоятельность территор.бюджетов при сох-ии ведущей роли федерал.бюджета.
2.Равенство прав бюджетов каждого ур-ня.
3. Применение ед-ых для всех субъектов критериев при расчете объемов ср-тв, выделяемых в целях выравнивания развития регионов и оказания им фин.помощи.
Эл-ты межбюджетных отношений:
1. Дотации-бюд.ср-ва, предоставляемые бюджету др.ур-ня бюд.системы на безвозмездной безвозвратной основе для покрытия тек.расходов.
2. Субвенции -бюд.ср-ва, предост.бюджету др.ур-ня бюд.системы или юр.лицу на безвозмездной безвозвратной основе для осущ. определен.целевых расходов.
3.Субсидии -это бюд.ср-ва, предостав.бюджету др.ур-ня бюд.системы юр.или физ.лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.