Политика управления затратами предприятия

Упр-ние затратами в орг-ции предполагает выполнения всех ф-ций, присущих упр-нию любым объектом, т.е.: Разраб-ка или принятие реш-ий. Реал-ция реш-ий. Контроль за их выполнением. Ф-ции упр-ния затратами реал-ся ч/з эл-ты упр-щего цикла:

1) прогноз-ние и план-ние; 2)орг-ция; 3) координация и регул-ние; 4)активизация и стимул-ние упр-ния; 5) учет и анализ. Суб-тами упр-ния затратами выступают рук-тели, спец-ты орг-ций и пр. подразд-й. Объектом упр-ния явл-ся затраты на разраб-ку пр-ва, реал-цию, экспл-цию или исп-е прод-и.

(1)Задачей долгоср. (перспект.) план-ния явл-ся подготовка ожидаемых затрат при освоении нов. рынков сбыта, орг-ции разраб-ки и выпуска нов. прод-и, увеличения мощности орг-ции. Краткоср. (тек.) план-ние затрат отражает нужды ближайщего будущего более точно, т.к. основывается на год., кварт. расчетах.

(2) Орг-ция– устан-ся т.обр. на п/п кто исполнитель, в какие сроки и т.д., опр-ся места возник-я затрат, центры затрат и центры отв-ти за их соблюдение.

(3) Координация и регул-ние затрат предполагает сравнения факт. затрат с запланиров., выявление откл-й и принятие операт. мер по их ликвидации.

(4) Активизация и стимул-ние – это изыскание таких сп-бов возд-я на участников, к-рые побуждали бы исполнять устан-ные планом затрат и находить возм-ти их снижения.

(5) Учет упр-ния затратами необх-м для подготовки инф-и в целях принятия хоз. реш-й.

Система директ – костинг.В ее основу положен принцип контроля затрат в связи с колебанием V пр-ва или степени загрузки обор-ния. Суть сис-мы предполагает исчисление только прямых (осн.) затрат, все из к-рых переменные (сырье и расходы на персонал). Расчеты по переменным затратам с/с служит ориентиром при принятии реш-ий, т.к. деление расходов на пост. и переем. позволяет оценить затраты будущего периода: для форм-ния ассортимента прод-и, для выбора м/у пр-вом и закупкой отд. компонентов, для сопоставления затрат при различном V пр-ва.

Система стандарт – костс.Это нормативный м-д. Задачи:

1) Созд-е сис-мы прогресс. норм и нормативов, на их основе опр-ние рац. нормат. ур-ня затрат или с/с пр-ва прод-и. 2) Получение инф-и о затратах по нормам на отд. виды прод-и в разрезе калькуляц. статей расх. 3) Регистрация и учет изм-я норм и нормативов в откл-ях от норм по центрам отв-ти и причинам их возник-я. 4) Контроль и обобщения данных о факт. потерях и о непроизв. расх. 5) Исчисления факт. с/с прод-и на основе рассчитанных нормат. затратах. Нормативные затраты- это затраты, опр-емые заранее для достижения эфф-го пр-ва.

Целью создания новых систем учета затрат – получение точной, операт. и достоверной инф-и для операт. контроля и ан-за рент-ти отд. видов прод-и процесса. В данной сис-ме осн. роль отводится разработке и внедрению особого м-да учета затрат по видам д-ти – сис-ма (А.В.С). Суть подхода состоит в эфф-ном направлении снижения затрат. Основана на принципе: прод-я потребляет виды д-ти, а пр. д-ть потребляет рес-сы. Для опр-ния ст-ти выявляются затраты, факторы, к-рые связывают конкр. виды д-ти, а также выступают измерителем д-ти. На основе факторов, форм-щих затраты, рес-сы распределяют м/у центрами пр. д-ти, а затем относят на конкр. изделия. Сис-ма А.В.С. ведет к сокращению пр. процесса в рез-те упр-ния теми видами деят-ти, кот. не повышают ценности изделия. Новые методы опр-ния и регул-ния затрат орг-ции:

М-д запланированных затрат – при опр-нии плановых, цел. затрат делают упор на ранние фазы разработки продукта.

М-д, учитываемый жизненный цикл орг-ции – исп-ние этого м-да рассчитан на сис-ком сокращении затрат по всему жизн. циклу, включая до и после пр. услуги.

М-д сравнения с лучшими по показаниям конкурентов. Баз-ся на постоянные сопоставления пок-лей орг-ции по прод-и и процессам с аналог. данными др. орг-ции. Он включает след. этапы:Выявление причин отставания и возм-тей для улучшения положения. Разработка меропр-й по достижению целей - оптимизация д-ти орг-ции и, в частности, таких параметров как затраты, качество, сроки.

Контролинг основан на принципах «директ-костинг», м. также включать в себя эл-ты сис-мы «стандарт-кост» и м-да цел. издержек. Сущ-ет 2 уровня контролинга:

1. Стратегический –направленный на созд-е потенциала успеха, т.е. обеспечения долгоср. сущ-ния орг-ции. Его задача – отслеживание, адаптации орг-ции к окруж. среде.

2. Оперативный - направлен на достижения запланир. ур-ня дохода или Пр, его гл. задача - оценка эк. эфф-ти пр. процессов, выявления узких мест, вызывающих отклонения ожидаемой или факт. Пр от запланированной.

Достоинства метода:

- Сохраняется цена на планируемом уровне.

- Заранее можно учесть модификации цены (скидки).

- Не делает предпочт-ми треб-я произв-ля или покупателя, а наиболее полно учитывает и те и др.

- Дает возм-ть избежать возвращения к этапу разраб-ки в связи с превыш-ем лимита цены, этим страхует от необдуманных изменений в эл-тах изделия с целью снижения его ст-ти.

Наши рекомендации