Вопрос 4. Аудит расчётов с бюджетом по НДС 1 страница
Налоги и бухгалтерский учет всегда идут рядом, поскольку составление отчетности и представление данных заинтересованным пользователям сопряжено с расчетом налогов и составлением налоговой декларации, которая является основным документом на уплату налогов в бюджет.
Одним из налогов является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для расчёта налогов.
Цель аудита расчетов с бюджетом по НДС - подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по данному налогу, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения.
Суть данной аудиторской проверки заключается в проверке:
· правильность определения налогооблагаемой базы;
· правильность применения налоговых ставок;
· правомерность применения льгот при расчете и уплате налога;
· правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налогового платежа;
· правильность составления налоговой отчетности.
Любой аудит должен быть подкреплён соответствующей нормативной базой. В данном случае, эту базу составляют следующие документы:
· Налоговый кодекс РФ;
· Приказ МНС РФ от 21.01.2002 № БГ-6-03/25 “Об утверждении Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость”;
· Методические рекомендации по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса РФ, утв. Приказом МФ РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, в ред. Приказа МНС РФ от 22.05.2001 № БГ-3-03/156;
· Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС. Утверждены постановлением правительства РФ от 2.12. 2000г. № 914 (с изменениями и дополнениями).
· Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций от 31.10. 2000г. № 94н (с изменениями и дополнениями).
Процедура проведения проверки правильности исчисления налога на добавленную стоимость включает в себя анализ следующих документов:
- бухгалтерского баланса (форма № 1);
- отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
- главной книги или оборотно - сальдовой ведомости;
- учетной политики организации;
- регистров бухгалтерского и налогового учета по счету 68 субсчет «Налог на добавленную стоимость»;
- налоговых деклараций по НДС;
- книги покупок;
- книги продаж;
- других документов, подтверждающих правильность исчисления организацией налога.
5 вопрос
Аудит операций с денежными средствами
Цель проверки аудита операций с денежными средствами — формирование мнения о достоверности показателей в финансовой отчетности, характеризующих денежные средства, и соответствии ведения бухгалтерского учета этих операций требованиям законодательства Российской Федерации.
Источниками используемой информации при аудите операций с денежными средствами являются:
— государственные нормативные акты;
— внутрифирменные положения по планированию, учету и контролю операций с денежными средствами, принятые и утвержденные руководством аудируемого лица;
— договорная документация, первичные учетные документы, учетные регистры, финансовая отчетность;
— заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, заключения экспертов, результаты проверок контролирующих организаций, рабочие документы аудитора при повторяющемся аудите, аудиторское заключение предыдущего аудитора при первоначальном аудите.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих операции с денежными средствами, представлен в прил. 24. Перечень типовых форм первичных учетных документов, которые должны быть использованы для операций с денежными средствами, представлен в прил. 25.
При аудите операций с денежными средствами проверяются бухгалтерские счета:
— по которым непосредственно отражаются операции с денежными средствами, — 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»;
— проверяются предпосылки, сделанные руководством аудируемого лица в финансовой отчетности, — 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 91 «Прочие доходы и расходы» и др.
Для проведения аудита операций с денежными средствами необходимо подготовить план и программу.
При разработке общего плана аудитор должен принимать во внимание:
— деятельность аудируемого лица и ее влияние на системы бухгалтерского и внутреннего контроля в целом и в частности в отношении операций с денежными средствами;
— риск и существенность;
— характер, временные рамки, объем аудиторских процедур;
— значимость операций с денежными средствами для проведения аудита;
— влияние КОД на организацию и ведение их учета;
— наличие внутреннего аудита и его функции в отношении этих операций;
— необходимость координации направления, текущего контроля работы аудиторского персонала;
— форму и сроки предоставления аудиторского заключения.
Программа может быть подготовлена в форме тестов средств контроля операций с денежными средствами, тестов групп однотипных операций, остатков на бухгалтерских счетах.
Тесты средств контроля для оценки организации и функционирования системы внутреннего контроля аудируемого лица в отношении операций с денежными средствами проводятся в отношении:
• структурных подразделений и лиц, уполномоченных осуществлять операции с денежными средствами;
• перечня открытых аудируемым лицом расчетных, валютных и других счетов;
• основных видов операций с денежными средствами;
Тесты групп однотипных операций остатков на бухгалтерских счетах учета денежных средств по предпосылкам, сделанным руководством аудируемого лица в финансовой отчетности, включают в себя рассмотрение следующих вопросов.
1. Существование и возникновение:
• остатки денежных средств, отраженные в бухгалтерском балансе, характеризуют реальные суммы, находящиеся в распоряжении аудируемого лица;
• остатки на счетах учета денежных средств подтверждены результатами инвентаризации;
• все операции по погашению дебиторской и кредиторской задолженности, поступлению и выплате денежных средств отражены в учете;
• операции с денежными средствами, имевшие место у аудируемого лица в соответствующем периоде, относятся к его деятельности.
2. Права и обязанности:
• денежные средства, отраженные в финансовой отчетности, принадлежат аудируемому лицу на законных основаниях;
• движение денежных средств в иностранной валюте осуществляется с соблюдением требований валютного законодательства;
• операции с денежными средствами санкционированы уполномоченными лицами в установленном порядке;
3.Стоимостная оценка:
• денежные средства представлены в финансовой отчетности в правильной оценке;
• рублевая оценка денежных средств в иностранной валюте определена в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Полнота:
• все первичные документы по движению денежных средств приняты к учету;
• отсутствуют неученые операции с денежными средствами;
5. Точное измерение:
• соблюдается арифметическая точность при составлении первичных учетных документов, учетных регистров, формировании показателей в финансовой отчетности;
• доходы и расходы по операциям с денежными средствами относятся к соответствующему периоду.
6. Представление и раскрытие:
• в финансовой отчетности денежные средства классифицированы правильно;
• соответствующим образом раскрыта информация по движению денежных средств.
2 раздел Аудит
6 вопрос
Аудит расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес
игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг;
Целью аудиторской проверки является соответствие применяемого в организации порядка определения, формирования, исчисления, а также учета и расчетов с бюджетом по налогу на вмененный доход нормативным документам, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде.
Задачами аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес являются:
проверка правильности определения объекта налогообложения;
проверка правильности определения состава налоговой базы;
проверка правильности определения налогового периода;
проверка правильности применяемых ставок налога на игорный бизнес;
проверка правильности порядка исчисления налога на игорный бизнес;
проверка возможности применения льгот по налогу на игорный бизнес;
проверка правильности заполнения декларации по налогу на игорный бизнес;
проверка правильности порядка уплаты в бюджет.
Проведение проверки осуществляется в соответствии с программой аудита расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес.
Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется главным бухгалтером самостоятельно и единолично. В приказе генерального директора о приеме на работу главного бухгалтера указан перечень его должностных обязанностей, среди которых числится ведение налогового учета. Следовательно, главный бухгалтер отвечает за определение объекта налогообложения, состав налоговой базы, налогового периода, применяемых ставок, порядок исчисления и своевременной уплаты налога в бюджет.
Объектами налогообложения признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.
Налогоплательщик обязан поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения, не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшении) количества объектов налогообложения.
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.
Налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Нарушение налогоплательщиком требований, влечет взыскание с него штрафа в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
Нарушение налогоплательщиком требований, более одного раза влечет взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
Налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:
1) за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;
2) за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000 рублей.
В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:
1) за один игровой стол - 25000 рублей;
2) за один игровой автомат - 1500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25000 рублей.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.
Нормативная и информационная база аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес
1. Налоговый кодекс РФ. Часть 2. ФЗ от 05.08.2000 № 117 – ФЗ (в ред. ФЗ от 29.12.2000 г. №166 –ФЗ).
2. ПБУ 9/99 «Доходы организации»;
3. ПБУ 10/99 «Расходы организации».
4. Письмо МНС РФ от 26.10.2001 N ВТ-6-21/819 (ред. от 15.02.2002) о рекомендациях по проверке правильности заполнения новых форм расчета налога на игорный бизнес;
5. Федеральный закон от 11.11.03. № 139- ФЗ;
6. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. От 28.03.2002) «О бухгалтерском учете».
Для проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на игорный бизнес, используются следующие источники информации: учетная политика организации в целях бухгалтерского и налогового учета, приказы исполнительной дирекции о назначении ответственного за расчет и учет налога на вмененный доход предприятия, первичная документация бухгалтерского и налогового учета, регистры бухгалтерского и налогового учета, налоговая декларация по налогу на вмененный доход предприятия.
Проверка первичных документов проводится выборочным способом. Для обеспечения репрезентативности аудиторской выборки использован систематический отбор: изучается каждый пятый документ соответствующей категории.
Налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес необходимо изучать в полном объеме и тщательным образом.
7. Аудит состава затрат, включаемых в себестоимость продукции.
Себестоимость продукции (работ, услуг) включает в себя затраты организации на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме.
Затраты на производство продукции учитываются на следующих счетах: — 20 «Основное производство» - для учета затрат на основное производство; — 21 «Полуфабрикаты собственного производства» - используют предприятия, учитывающие затраты по полуфабрикатному методу; — 23 «Вспомогательные производства» - используют предприятия, где вспомогательные производства выделены в самостоятельные подразделения; — 25 «Общепроизводственные расходы» - учитывается информация об общепроизводственных расходах по цехам основного и вспомогательного производства; — 26 «Общехозяйственные расходы» - предназначен для обобщения информации об управленческих и хозяйственных расходах; — 28 «Брак в производстве» - используется для обобщения информации о браке; — 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - используется предприятиями, у которых числятся объекты социально-культурной сферы. Различают плановую, отчетную и предварительную себестоимость. Плановая себестоимость рассчитывается на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства, отражающих дальнейший технический прогресс и улучшение организации производства и труда. Отчетная себестоимость основывается на данных бухгалтерского учета и характеризует фактический уровень затрат по производству и реализации продукции за отчетный период. Предварительная себестоимость составляется на основании учетных фактических затрат и данных о выходе продукции за определенный период года (как правило, за девять месяцев), а также плановых расчетов затрат и ожидаемого выхода продукции до конца отчетного года (за IV квартал). Аудитору необходимо проверить: — правильность оценки материальных ценностей, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг); — правильность отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовления материалов в зависимости от принятой учетной политики
предприятия; — имели ли место факты списания на себестоимость затрат, не относящихся к материалам, используемым в производстве, а также случаи списания на производственные счета стоимости НДС; — были ли случаи отнесения на затраты основной деятельности материалов, использованных при строительстве, ремонте, содержании объектов социально-культурного назначения, которые должны быть списаны за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или других соответствующих источников финансирования; — правильность установления норм расходов сырья и материалов в соответствии с уровнем технического состояния и технологии производства продукции; — правильность начисления единого социального налога; — правильность начисления амортизации по основным фондам; — ведение аналитического учета затрат, которые отнесены на себестоимость сверх установленных лимитов, норм и нормативов;
8. Аудит учета труда и расчетов по его оплате.
Цель аудита - установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом, действующим в РФ в проверяемом периоде, нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности. Основные задачи аудита: 1) оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности; 2)оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде; 3)оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете; 4) проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда; 5) проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению. Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования - организовать эффективную и экономически оправданную проверку. Программа аудита оплаты труда содержит информацию об организаторе-заказчике, сроках проведения и состоит из следующих пунктов: 1) аудит оформления первичных документов; 2) аудит системы начислений заработной платы; 3)
аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы; 4) аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета; 5) аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды. При проведении аудита оплаты труда основными документами при проверки являются: 1) приказы о приеме на работу; 2) коллективный договор; 3)табель использования времени; расчетно-платежные ведомости; 4) кассовые ордера; книга депонированной заработной платы; 5)личные карточки; 6)приказы руководителя и заявления работников на выплату пособий; 7)листки нетрудоспособности; 8) путевки на санаторно-курортное лечение; 9)сведения о полученных доходах работников;10)журналы-ордера № 9,10,10/1,10а, 12;1 1)ведомости№ 12,13,13а, 15,18; исполнительные листы; Главная книга;1 3)договоры на обучение, акты о выполненных работах;1 4)отчетные декларации по расчетам с органами социального страхования и обеспечения.
Раздел 2 . вопрос 9
Готовой продукции и её продажи. виды аудит док-ств
Готовая продукция — это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.
Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:
-правильный и своевременный учет Наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции;
-контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;
-контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;
-контроль за соблюдением плана по продаже продукции и своевременностью оплаты проданной продукции;
-выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.
Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.
Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции
Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами. Количественный учет готовой продукции по ее видам и местам хранения обычно осуществляется аналогично учету материальных запасов При методе продажи «по оплате» задолженность организации перед бюджетом по НДС возникает после оплаты продукции покупателем. Поэтому после отгрузки продукции покупателям организации отражают сумму НДС по реализованной продукции по дебету счета 90 и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Поступившие платежи за проданную продукцию отражают по дебету счета 51 «Расчетные счета» и других счетов с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Аудиторские доказательства могут быть:
внутренние – включают информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде;
внешние – включают информацию, полученную от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудиторской организации);
смешанные – включают информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.
Раздел 2. Вопрос 10
Аудит основных средств и нематериальных активов
Проверку операций по оприходованию основных средств (ОС) необходимо начинать с изучения учетной политики предприятия на финансовый год, за который производится аудиторская проверка. Затем проверить наличие в организации постановления действующей комиссии по приему и списанию ОС. Если такой комиссии нет, то, а ходе проверки необходимо добиться у руководства ее создания, удостовериться в правильности определения первоначальной стоимости объектов ОС. Особое внимание при проверке аудитор должен уделить документальному оформлению законности списания ОС с учета. Необходимо проверить оприходование материальных ценностей, полученных от разборки ОС; если такового не производилось, то нельзя признать правильными конечные результаты от списания ОС.
При методе ускоренной амортизации аудитор уточняет и применяет цель проведения ускоренной амортизации. Аудитор обязан удостовериться, доведено ли решение о применении ускоренного метода до налоговых органов. Проверяя вопросы, связанные с отнесением затрат на производство технического и капитального ремонта, аудитор должен проверить документацию, на основании которой проверяются ремонтно-дефектные ведомости, план проведения ремонтных работ. При проведении проверки отнесение затрат на ремонтные работы аудитору следует обратить внимание на создание резервного и ремонтного фондов за счет себестоимости выпускаемой продукции. В использовании этого фонда допускаются следующие нарушения:
1) имея средства по оплате ремонтных работ на указанном фонде, предприятия относят затраты на себестоимость продукции;
2) за счет ремонтного фонда списывают затраты на ремонтные работы ОС, не относящихся к производственным фондам;
3) в нарушение действующего законодательства на остатки средств неиспользованного ремонтного фонда на конец отчетного периода не уменьшают себестоимость продукции.
При проведении проверки следует также помнить, что нематериальные объекты могут быть приняты на учет при их соответствии следующим требованиям:
1) иметь товарную форму (проект, авторское свидетельство, патент и др.) и возможность отчуждения от собственника, т.е. являться объектом купли-продажи;
2) иметь законодательное подтверждение и реальную цену и стоимость;
3) приносить доход и иметь документальное подтверждение приобретения (создания).
Аудитор должен помнить, что затраты, связанные с приобретением (покупкой, созданием) нематериальных активов, носят капитальный характер и до принятия их на учет отражаются на счете 08 «Капитальные вложения» как долгосрочные инвестиции. Учет нематериальных активов ведется аналогично учету основных средств. Поэтому источниками информации для проверки являются карточки аналитического учета, акты приемки-передачи, акты о ликвидации (списании).
В состав нематериальных активов иногда ошибочно включают стоимость различных лицензий со сроком использования менее одного года. Поэтому тщательной проверки требует состав нематериальных активов, для чего составляется подробный список нематериальных активов. В списке указываются перечень всех объектов, принятых на учет, по которым начисляется амортизация, первоначальная стоимость, норма и суммы фактически начисленной амортизации. Эти данные требуют арифметической проверки, а состав нематериальных активов - инвентаризации.
11 вопрос 2 раздела. Аудит расчетных и кредитных операций.
Целью аудита расчетных операций является – оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, проверка наличия и корректности оформления документов по поставке ТМЦ, работ или услуг, подтверждение законности образования дебиторской и кредиторской задолженности, её достоверности и реальности погашения.
При проверке расчётов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами производится оценка правильности оформления хозяйственных договоров. Данные баланса сверяются с данными главной книги по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Главная книга сверяется с данными журнала – ордера №6.
Аудитор должен выявить используется или нет метод, указанный в учетной политике, правильность применяемых схем корреспонденции счетов по расчётам с покупателями и заказчиками, соответствие данных аналитического и синтетического учёта.
При проверке расчетов с подотчетными лицами проверяют журнал – ордер № 7, авансовые отчеты, командировочные удостоверения, распоряжения руководителя о выдаче сумм подотчетным лицам.
Источниками информации для проверки расчетных и кредитных операций служат: баланс, главная книга, журналы – ордера, акты инвентаризации расчётов, счета – фактуры, платежные поручения, банковские выписки, договоры купли – продажи продукции (работ, услуг). книги покупок, книги продаж, кредитные договоры, договоры займа, выписки банка, платежные поручения, машинограммы по счетам 60, 62, 71, 76, 66, 67, бухгалтерская отчетность.
При проведении аудита кредитных операций, аудитор должен убедиться в правильности: составления и заключения договора займа, кредитного договора, организации аналитического учета по счетам 66 «Краткосрочные кредиты и займы», 67 «Долгосрочные кредиты и займы». А также полноты получения и соблюдения целевого использования кредитов и займов, своевременности и полноту погашения кредитов и займов, законности отнесения начисленных и уплаченных процентов на счета затрат или источники их покрытия, корреспонденции счетов по учёту кредитов и займов. Проверяя вопросы получения и использования кредитов, аудитор должен произвести оценку эффективности вложенных средств по
мероприятиям, их целевого использования, экономического эффекта полученного предприятием от их использования.
Аудит правильности отнесения затрат на основное и вспомогательное производство:
Затраты, формирующие себестоимость продукции, группируются по элементам:
· материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
· затраты на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды;
· амортизационные отчисления основных фондов;
· прочие затраты.
При проверке списания на себестоимость продукции материальных затрат аудитор должен обратить внимание на:
· наличие утвержденных норм расхода материалов, и как фактически производится их списание на производство;
· не было ли списания на производство материалов, не относящихся к производству конкретного вида продукции;
· ведется ли учет брака в производстве, и куда списаны суммы потерь от брака;
· правильно ли производится оценка и списание возвратных отходов производства;
· правильно ли производится списание на производство отклонений в стоимости материалов, учтенных на счете 16;