Тренинг 2. Определение потребности в финансовых ресурсах и выбор способов финансирования при расширении производства

Артем Х. Является владельцем компании по производству мороженого. Она была создана в первые годы перестройки и сначала шла традиционным путем – использовала известную еще в советские времена рецептуру, постепенно внедряя популярные на Западе сорта. Однако в последние годы компания нашла свою рыночную нишу: она стала специализироваться на низкокалорийных сортах, содержащих минимум жиров и углеводов. Поскольку диеты популярны, а у большинства желающих похудеть отсутствует сила воли отказаться от любимых продуктов, спрос на продукцию компании высок. Показатели ее деятельности удовлетворительны (Таблицы 1-3.).

В ближайшие годы фирма прогнозирует дальнейшее увеличение спроса. Финансовый директор фирмы Антонина М. считает, что наилучший способ привлечения средств для развития – это заимствование. Но понимает, что натолкнется на стойкое сопротивление хозяина бизнеса, который хорошо помнит уроки дефолта 1998 года, когда фирме пришлось погашать долларовые кредиты на новых условиях. Хозяину бизнеса пришлось отказаться от идеи семейного бизнеса и продать 40% своих акций.

Политика привлечения заемных средств имеет свои последствия для владельцев бизнеса. Например, если рентабельность активов ROA превышает среднеотраслевой уровень, то рентабельность собственного капитала ROE меньше, чем у других подобных фирм (Таблица 4.). Финансовый директор неоднократно указывала на это владельцу фирмы и подсказывала пути увеличения ROE, но Артем Х. оставался непреклонным.

Финансовый директор инициировала проведение обучающих семинаров для менеджеров-нефинансистов компании. Их посещал и ряд членов семьи Артура Х., принимающих участие в управлении фирмой. На семинаре освещались следующие вопросы: принципы планирования при расширении продаж, выявлено, каким статьям активов следует уделять особое внимание при увеличении производства, как определять потребность в дополнительных средствах. Присутствующие отнеслись к новой информации с большим интересом. Финансовый директор надеется, что это позволит поднять уровень профессионализма принимаемых в компании решений.

Для подготовки решения о способе привлечения дополнительных средств финансовый директор решила показать: 1) сколько средств фирма может заработать в будущем году, 2) как будет выглядеть отчет о доходах и расходах, если средства на расширение будут а) заимствованы б) получены за счет собственной эмиссии акций. В расчетах она исходит из того, что продажи могут увеличиться на 25%. Спрос достаточно велик, поэтому возможно некоторое повышение цен на продукцию. Валовая маржа может превысить текущий уровень на 21%. Оборачиваемость запасов составит 6,6 раза. Административные расходы должны значительно возрасти, так как пока заработная плата менеджеров остается на низком уровне и это больше продолжаться не может. Допустимо увеличение административных расходов на 20%. Значительно должны возрасти и внеоборотные активы. Сейчас компания работает на пределе своих возможностей, а увеличение производства без расширения производственных линий невозможно. Целесообразна и модернизация уже действующих линий. В следующем году на эти цели потребуется 30 млн. ден. ед.

Проведенный анализ показал, что пришла пора менять политику погашения кредиторской задолженности. Сейчас компания позволяет себе долго не оплачивать счета, однако это вызывает раздражение поставщиков, поэтому какие-то выгодные поставки теряются. Кроме того, поставщики стали предоставлять дисконты за быструю оплату и следует тщательно рассмотреть преимущества таких предложений.

Что касается кредитной политики фирмы, то она была удовлетворительной в прежних условиях. Однако увеличение производства повлечет поставк4и в небольшие магазины, которые, как правило, оплачивают счета медленно. Это тоже следует учесть при планировании на следующий год.

Финансовый директор считает, что значение коэффициентов текущей и быстрой ликвидности следует поддерживать на уровне 2 и 1, что является средним по отрасли, количество свободных денежных средств может быть сокращено. При выплате дивидендов возможен следующий подход: Если владельцы компании примут решение о расширении бизнеса за счет собственных средств, то дивидендов не будет. Если средства на расширение будут получены за счет заимствований, то дивиденды целесообразно выплачивать по остаточному принципу – выплатить ту часть прибыли, которая останется после выплаты процентов и реинвестирования в бизнес.

Таким образом, финансовый директор стоит перед двумя проблемами. Несмотря на ее твердую уверенность в необходимости заимствований, она учитывает негативное отношение к кредитам основного акционера и понимает, что ее предложения не должны казаться слишком обременными долгами владельцам бизнеса. Поэтому в расчеты она закладывает, что коэффициент задолженности не должен превышать 0,5. Она также не знает пока, каково может быть между долгосрочными и краткосрочными обязательствами.

Вопросы:

1. Как будет выглядеть отчет о прибылях и убытках и баланс активов и пассивов, если владельцы решат не привлекать заемные средства?

2. Каковы финансовые потребности компании в следующем году?

3. Какую величину долго- или краткосрочного кредита может привлечь компания при предполагаемых ограничениях?

4. Как будет выглядеть отчет о прибылях и убытках, если предположить что все недостающие средства получены от эмиссии облигаций с 8%-ным доходом (доля реинвестирования прибыли прежняя)?

5. Не получится ли, что если семья Артема Х. откажется от заимствований, их доля акций упадет ниже 50% (цена акций составляет 69 ден.ед.,за вычетом услуг брокеров – 63 ден. ед.)?

6. Каковы будут дивиденды и доходы на одну акцию, если финансирование будет за счет эмиссии акций или заимствования?

7. Если применить упрощенный метод расчета потребности в капитале (так называемый метод процента от продаж), значительно ли будут различаться результаты?

8. Финансовый директор хочет предусмотреть различные варианты развития событий и провести анализ сценариев (Таблица 5.). Первые два сценария подготовлены опытными работниками – менеджером по продажам и маркетологом. Третий сценарий предусматривает, что управление оборотным капиталом будет не столь эффективным. Четвертый сценарий – самый оптимистичный по продажам. Как будут различаться результаты?

9. Что наиболее важно при прогнозировании будущей потребности в средствах?

10. Как вы считаете – какой способ финансирования наиболее приемлем для компании?

Таблица 1.

Отдельные финансовые показатели за прошлые годы, ден.ед.

показатель годы
n-2 n-1 n
выручка от продаж
дебиторская задолженность
средний период оборачиваемости дебиторской задолженности, дней 30,2 28,8
кредиторская задолженность перед поставщиками
прочая кредиторская задолженность

Таблица 2.

Баланс активов и пассивов, ден. ед.

показатель n-й год (N+1)-й год
финансирование за счет
дополнительной эмиссии акций эмиссии облигаций
денежные средства и краткосрочные финансовые вложения    
дебиторская задолженность    
запасы    
текущие активы    
фиксированные активы    
накопленная амортизация
чистые фиксированные активы    
всего активов    
краткосрочные кредиты    
кредиторская задолженность перед поставщиками    
прочая кредиторская задолженность    
текущие обязательства    
облигации    
Уставный капитал    
нераспределенная прибыль    
всего пассивов    

Таблица 3.

Отчет о прибылях и убытках, ден. ед.

показатель n-й год (N+1)-й год
финансирование за счет
дополнительной эмиссии акций эмиссии облигаций
выручка от продаж    
себестоимость    
валовая прибыль    
административные и коммерческие расходы    
амортизация
прочие расходы
EBIT    
проценты    
EBT    
налоги    
чистый доход    
дивиденды    
нераспределенная прибыль    

Таблица 4.

Среднеотраслевые показатели

текущий коэффициент ликвидности 1,8
коэффициент быстрой ликвидности 0,8
коэффициент задолженности, %
оборачиваемость запасов 6,0
длительность оборота дебиторской задолженности, дн. 26,0
оборачиваемость активов 2,1
валовая маржа, %  
рентабельность активов, % 8,5
рентабельность продаж по чистой прибыли, % 3,9
рентабельность собственного капитала, %

Таблица 5.

Сценарии развития

(N+1) –й год
выручка о продаж, ден.ед.
денежные средства/выручка от продаж 0,023 0,028 0,025 0,02
кредиторская задолженность/ выручка от продаж 0,07 0,06 0,063 0,063
выручка от продаж/ запасы 6,3 6,5 6,3 6,1

Задание 11. Приведены данные об источниках средств трех компаний (тыс. ден. ед.)

показатель F1 F2 F3 F4
капитал и резервы в том числе:
- уставный капитал
- резервный капитал -
- нераспределенная прибыль
долгосрочные обязательства
краткосрочные обязательства

Дайте характеристику структуры источников с позиции внешнего аналитика. Акции какой компании вы предпочли бы купить и почему? Одинаково ли защищены интересы кредиторов в этих компаниях? Рассчитайте показатели финансовой устойчивости.

Задание 12. Сформулируйте преимущества и недостатки облигационного займа как источника средств. Компания может привлечь заемный капитал либо из разных источников с различными процентными ставками либо из одного источника с минимальной процентной ставкой. Каков вариант предпочтительнее?

Задание 13. Предприятие нуждается в приобретении нового оборудования. Покупку можно сделать одним из двух способов: за счет банковского кредита или по лизингу. Какие основные моменты нужно принимать во внимание при анализе альтернатив?

Наши рекомендации