ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП — СТУКТУРИРОВАНИЕ
Консенсус по поводу того, что рано почивать на лаврах и необходимы новые, концентрированные усилия, очень неустойчив. Радость от достигнутого вскоре сменяет понимание трудности новых, расширяющихся задач, роста уровней требований, необходимости более четкого распределения ответственности и согласованности действий.
Наступает время структурирования и четкого определения своих интересов уже не по отношению к компании в целом, а внутри компании. Те, кто тянул тележку до сих пор, хотят «скинуть» с себя часть функций, которые они ранее подхватывали, и одновременно ждут дифференцированной отдачи в зависимости от вклада. Для многих компаний именно этот этап оказывается критическим, а сторонними наблюдателями оценивается как «дележка средств». Нередко именно в этот момент происходит смена лидера и перехват бизнеса. Но без нового согласования компания не может выйти на новые рубежи. Даже, если инерция развития на предыдущем этапе оказывается достаточной для продолжения роста, нарастают сбои и возможны срывы крупных проектов.
В то же время вклад не всегда можно четко оценить и измерить, поэтому необходимо введение формализованных процедур оценки деятельности. Они в свою очередь стимулируют атмосферу соревновательности внутри компании. Так или иначе, основным содержанием коммуникаций становится определение вклада в ее деятельность и развитие.
Именно формализованные процедуры оценки, аттестации, внутрикорпоративных конкурсов, совещаний и так далее — становятся одновременно и той коммуникативной площадкой, на которой разворачивается взаимодействие по поводу выработки новых норм, и тем блоком корпоративной культуры, который закрепляется на будущее.
Следует сказать, что компания на данном этапе неизбежно несет определенные потери, будучи вынужденной расставаться с теми, кто не принимает новые правила игры. В корпоративной мифологии это откладывается в форме легенд о падших ангелах, в которых закрепляются нормы уже не только по поводу того, какое поведение поощряется, но и по поводу того, какое поведение недопустимо и каким санкциям компания прибегает для его предотвращения.
ПЯТЫЙ ЭТАП — РАЗВИТИЕ
Переструктурирование деятельности компании в конечном счете направлено на создание такой системы взаимодействия, которая бы обеспечивала эффективную ее деятельность. Естественно ожидать, что вслед за подобными усилиями последует успешное развитие. Компания вступает во второй период своего активного роста. Крен в сторону «индивидуализации», связанный с определением вклада, теперь необходимо преодолеть — если каждый чувствует, что его отдача более или менее соизмерима с его вкладом, то теперь важным становиться чувство плеча. Хорошо отлаженный изнутри механизм должен действовать вовне как единое целое, и результат зависит от всех и от каждого.
Таким образом, на повестку дня выноситься вопрос о корпоративной идентичности как форме реализации собственных интересов через интересы компании в целом. Противоречия не столь остры, как ранее, но наработанные механизмы их согласования требуют закрепления. Как правило, именно на данном этапе разворачивается та систематическая работа по оформлению корпоративной культуры, которую принимают за ее формирование. На самом же деле, речь идет не о формировании, а о «дошлифовке» и придание уже, по сути, сложившейся корпоративной культуре законченного вида и ее закрепление в устойчивых формах. Поэтому начинается прописывание корпоративных кодексов, идеологии бизнеса, корпоративной истории. Именно письменные формализованные коммуникации становятся ведущими. Компания чаще обращается в тех или иных ситуациях к своему прошлому, к уже имевшим место прецедентам решения тех или иных ситуаций.
Если не воспользоваться благоприятным моментом и не уделить внимание специальной систематизации «корпоративной идентичности», то впоследствии, в менее благоприятные периоды неизбежны разночтения по поводу того, установлены ли нормы для тех или иных ситуаций и каковы эти нормы, а также попытки «приватизировать» разные фрагменты истории компании в качестве ресурса для решения проблемных моментов в своих интересах.