Управление оборотным капиталом в посткризисный период на примере автомобильной промышленности

Управление оборотным капиталом играет значительную роль в процессе функционирования компании. Это связано, прежде всего, с тем, что оборотный капитал во многом определяет ее текущую деятельность, которая включает в себя производственный процесс, расчетные отношения с поставщиками и покупателями и т. д. Соответственно, управление оборотным капиталом влияет на результаты деятельности компании за отчетный период и как следствие — на создаваемую ценность для собственников, рост которой считается основной целью компании. Неграмотные управленческие решения, касающиеся оборотного капитала, могут приводить, в том числе и к банкротству компаний. Представляется, что формирование политики компании в области управления оборотным капиталом предполагает решение как минимум нескольких достаточно сложных задач. Например, важно определить, какой объем оборотного капитала необходим компании, с одной стороны, для обеспечения эффективности деятельности, а с другой — для поддержания платежеспособности. Немаловажную роль также играют выбор источников финансирования текущей деятельности компании и способы снижения затрат, связанных с финансированием текущих операций. Таким образом, существующая практическая потребность в грамотном управлении текущей деятельностью компании говорит об актуальности особенностей управления оборотным капиталом.

Еще большую актуальность вопросы управления оборотным капиталом приобретают в контексте мирового финансового кризиса, который поставил перед многими компаниями и даже целыми отраслями, проблему выживания. Майкл Маккензи, аналитик PricewaterhouseCoopers по вопросам мирового автомобильного рынка считает, что в 2008 году, с началом мирового финансового кризиса автомобилестроение оказалось в числе самых депрессивных отраслей глобальной экономики.

Очевидно, что подобная ситуация, сложившаяся и в российской экономике, поставила под угрозу существование многих фирм. По этой причине в настоящее время особое внимание уделяется вопросам обеспечения эффективности текущей деятельности компании, что подразумевает, в частности, необходимость грамотного управления оборотным капиталом компании.

В ходе исследования был проведен сравнительный анализ оборотных активов компаний «Автоваз» и «General motors». Были рассчитаны основные финансовые показатели, а также осуществлен прогноз финансовых показателей методом процента от продаж. В результате проведенного исследования была выявлено, что компания «Автоваз» финансирует внеоборотные активы краткосрочными обязательствами, о чем свидетельствует огромная отрицательная величина чистого оборотного капитала. (рис.1)

Рисунок 1

Оборачиваемость оборотного капитала в днях, как в целом, так и в поэлементном разрезе, в компании «Автоваз» гораздо медленнее (~ на 70 дней), чем в компании «General motors».

Говоря о структуре оборотного капитала компаний, нужно отметить, что основной статьей в оборотных активах компании General Motors являются денежные средства и их эквиваленты - 54% (рис.2), в то время как для компании «Автоваз» наиболее значимыми являются запасы - 44% (рис.3).

Рисунок 2 Рисунок 3

Наличие такого количества запасов в обороте ОАО «Автоваз» может

говорить о слабой политике в области управления запасами. Большие запасы на складе сопровождаются большими расходами на их хранение и снижают оборачиваемость оборотного капитала. Также это предположительно может быть связано с низким уровнем реализации готовой продукции (в связи со спецификой рынка автомобилей в России) и неэффективной маркетинговой стратегией предприятия.

В отличие от компании «Автоваз» готовая продукция «General motors» не задерживается на складах в связи с высоким уровнем продаж компании. Это может быть связано также с тем, что компания GM в 2008 году провела процедуру банкротства, образовав новый General Motors, который еще не успел нарастить необходимый уровень запасов.

Особенностью автомобильной промышленности является значительная подверженность коммерческим рискам, к тому же она оказалась одной из тех отраслей, на которую наибольшее влияние оказывает экономический кризис и события в Японии. В связи с тем, что большинство автомобильных концернов работает с японскими запчастями (электроникой), американская консалтинговая компания HIS Automotive прогнозирует сокращение производства из-за дефицита запчастей. Уже в марте компания General motors объявила о приостановке производства автомобилей на некоторых заводах.

Ввиду этого, мы решили составить прогноз финансовых показателей компаний Автоваз и General Motors методом процента от продаж. Из составленного прогноза были сделаны выводы о том, что после кризиса, компании при негативном развитии событий, в прогнозном периоде снова возвращаются к чистому убытку. Из-за накопленного непокрытого убытка (НУ) прошлых лет, в прогнозном периоде его только увеличивается, соответственно сокращается и величина собственного капитала (СК), как у Автоваза, так и у General motors. (рис.4, рис.5)

Компания «Автоваз» (млн.руб.) Компания «General motors» (млн.долл.) Рисунок 4 Рисунок 5

Увеличивается продолжительность оборачиваемости оборотных активов (~ на 10%), особенно сильно прогнозируемые изменения влияют на продолжительность оборота запасов. Также следует отметить рост продолжительности как операционного, так и финансового циклов у обеих компаний.

С целью уменьшения негативных последствий, на наш взгляд следует:

ü Сократить запасы готовой продукции

ü Сократить продолжительность финансового цикла за счет заключения новых договоров с большей отсрочкой платежа

ü Минимизировать время выполнения заказов по приобретению и распределению сырья, материалов.

ü Использовать систему скидок за приобретение партий

Контактный телефон: 8(921) 961-88-60

Наши рекомендации