Особенности развития банковской системы России
Созданию современной банковской системы России предшествовал длительный исторический период. За более чем семидесятилетнюю историю банковская система России прошла несколько этапов своего развития. Главными особенностями всего периода была ориентация на административные методы руководства экономикой, концентрация финансовых ресурсов и властных функций у государственных органов и полное несоответствие банковским системам промышленно развитых стран. На последнем этапе административно-командного функционирования банковская система СССР выглядела так:
- Госбанк СССР;
- Стройбанк СССР;
- Банк для внешней торговли;
- Система Гострудсберкасс;
- Госстрах и Ингосстрах,
т. е господствовало шесть абсолютных монополистов, поделивших рынок между собой.
В середине 80-х годов ХХ века была предпринята попытка сформировать в стране двухуровневую банковскую систему. На верхнем уровне находился Госбанк СССР, на втором уровне – пять специализированных банков. Система небанковских кредитных институтов к тому моменту практически отсутствовала.
В конце 1990 года в стране окончательно установилась двухуровневая банковская система в виде Центрального банка Российской Федерации, Сберегательного банка и коммерческих банков, которые получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов, кредитной и процентной политики.
Россия – страна, в основном, мелких и средних банков. За очень ограниченный срок коммерческие банки воспроизвели в России разнообразие банковских, финансовых и иных институтов. Только за период с 1988 года до середины 1990-х годов банковский рынок пережил настоящий бум, число коммерческих банков в стране приблизилось к 3000.
Уникальность российского банковского сектора в том, что, занимая 3 место в мире по численности кредитных организаций, наша банковская система еще далека от европейских стандартов.
Одной из причин отставания российской банковской системы от мировых стандартов является кризис 1998 года. Кризис был вызван комплексом внутренних и внешних причин. Важнейшая из внутренних причин состояла в том, что коммерческие банки оказались в решающей зависимости от состояния системы государственных финансов, характеризующихся хронической нестабильностью. Бюджетный дефицит воспроизводился из года в год, что связано с сокращением финансовой базы в результате падения объема ВВП, широко распространившейся практики неплатежей в бюджет, плохой собираемостью налогов. Это обусловило необходимость заимствования средств на внутренних и внешних рынках для финансирования дефицита госбюджета. С ростом заимствований на рынке гос-ых краткосрочных облигаций (ГКО) стал быстро увеличиваться государственный долг, уровень обслуживания государственного долга достиг критической точки. Все это вызвало банковский кризис.
После этого кризиса банковской системы начинается современный этап ее развития. На этом этапе ЦБ предпринимает тактические и стратегические меры по ее восстановлению. Одним из основных элементов общей стратегии преодоления системного банковского кризиса является реструктуризация банковской системы. Выделяют следующие направления реструктуризации банковской системы РФ:
- принятие мер по предупреждению банкротства банков;
- отзыв лицензий у банков на осуществление банковских операций;
- ликвидация проблемных банков;
- рекапитализация банковской системы.
По-прежнему актуальной остается проблема более активного привлечения сбережений населения для инвестиций. Для этого необходим эффективный механизм, которого пока нет. Поэтому депозиты населения пока играют незначительную роль в структуре обязательств банков. Основными источниками ресурсов в банках продолжают оставаться средства предприятий, выпуск ценных бумаг, займы иностранных банков.