Структура рынка ценных бумаг Рязанской области
Структура рынка ценных бумаг Рязанской области характерна для большинства регионов Российской Федерации, не являющихся финансовыми или промышленными центрами развития. Рынок ценных бумаг Рязанской области представлен акциями акционерных обществ и не эмиссионными ценными бумагами, такими как векселя и закладные. База данных Представительства регионального отделения ФКЦБ России в Центральном федеральном округе по Рязанской области сегодня содержит сведения о 1823 акционерных обществах, осуществлявших когда-либо свою деятельность в Рязанской области, начиная с 1992 г., при этом значительная часть из них - организации, уже не осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность и не имеющие органов управления. В Рязанской области существенно сократилось создание организаций в форме акционерных обществ. Регистрация нового бизнеса осуществляется в основном в форме обществ с ограниченной ответственностью. Эта тенденция стала явной с конца 2000 года. Создание обществ с ограниченной ответственностью предусматривает более упрощенный механизм учреждения организации (отсутствует обязанность по регистрации выпуска ценных бумаг) и сокращенный объем отчетности перед государственными органами (отсутствует обязанность по раскрытию информации на рынке ценных бумаг). По этим же причинам с 2000 года продолжается процесс преобразования закрытых акционерных обществ в общества с ограниченной ответственностью. Однако следует отметить, что форма организации АО является более инвестиционно-привлекательной в связи с большей прозрачностью бизнеса при условии соблюдения законодательства в области рынка ценных бумаг.
На территории области практически прекратилось создание акционерных обществ с числом акционеров более 50. Меры Представительства РО ФКЦБ России в ЦФО по Рязанской области по принуждению акционерных обществ с числом акционеров более 50 передать ведение реестра специализированным регистраторам обозначили тенденцию сокращения количества владельцев ценных бумаг в акционерных.обществах.
Государство - как собственник пакетов акций - сохраняет свое участие в уставных капиталах 84 акционерных обществ Рязанской области.
В настоящее время фондовый рынок области в основном выполняет следующие функции: правового оформления бизнеса при создании акционерных обществ, закрепления собственности акционеров и перераспределения собственности в целях получения доступа к финансовым потокам и активам предприятий.
Рынок ценных бумаг Рязанской области, как и ряд других регионов России, по обороту и ликвидности отстает от наиболее развитых в этом отношении регионов (Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие). Сегодня на территории области осуществляет свою деятельность небольшое количество профессиональных участников рынка ценных бумаг, но и между ними уже создана конкурентная среда по оказанию услуг эмитентам.
К сожалению, в области практически нет квалифицированных специалистов, которые могли бы организовать работу по выводу предприятий на фондовый рынок. Да и сами предприятия недостаточно заинтересованы в выходе на открытый рынок капиталов путем выпуска ценных бумаг. Инфраструктура фондового рынка в том объеме, как этого требует механизм привлечения инвестиций, благоприятно влияющий на общий инвестиционный климат, не сформирована. Решение этих проблем - насущная задача всех участников рынка ценных бумаг Рязанской области.
Основная проблема последних лет развития рынка ценных бумаг области заключалась в наведении порядка в эмиссионных процессах. В связи с обращением большого количества акций, не прошедших процедуру государственной регистрации, была серьезная опасность массового нарушения прав акционеров и потенциальных инвесторов. Сегодня можно с уверенностью сказать, что с открытием Представительства РО ФКЦБ России в ЦФО по Рязанской области эта задача решается. Подавляющее большинство акционерных обществ региона прошли процедуру государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков при создании обществ.
На 1 июня 2004 года в Рязанской области зарегистрировано в установленном порядке 1265 (по данным финансового управления и РО ФКЦБ) выпусков акций. Представительством проводятся мероприятия по выявлению эмитентов, нарушающих процедуру эмиссии ценных бумаг в части уклонения от регистрации выпусков ценных бумаг. Так, 112 эмитентам направлены предписания об устранении нарушения законодательства РФ.
Неразрешенной проблемой остаются незарегистрированные выпуски ценных бумаг акционерных обществ, фактическое место нахождения которых неизвестно. Более 50 обществ не получили наши предписания в связи с их фактическим отсутствием по указанным в учредительных документах адресам. Предложение Представительства: введение на законодательном уровне жесткой ответственности за внесение недостоверных сведений в учредительные документы.
Представительством в качестве меры, применяемой к нарушителям законодательства, разработана методика обращения в арбитражный суд с исковыми заявлениями о ликвидации юридического лица. На сегодняшний день данная практика по отношению к эмитентам Рязанской области не применялась, но в других областях она уже применяется и весьма эффективно. По нашему мнению, это действенная мера в отношении акционерных обществ, неоднократно не исполняющих предписания РО ФКЦБ России в ЦФО.
В целях повышения инвестиционной привлекательности акционерных обществ, защиты прав кредиторов, защиты акционерных обществ от недружественных слияний и поглощений в конце 2002 - начале 2003 гг. Представительством был проведен анализ бухгалтерской отчетности крупных эмитентов Рязанской области на предмет соответствия размеров уставных капиталов величине активов.
Проведение контрольных мероприятий в отношении эмитентов Рязанской области также является одним из основных и приоритетных направлений деятельности Представительства. Только за последнее время проведены четыре плановых выездных контрольных проверки по соблюдению эмитентами законодательства о рынке ценных бумаг, нормативно-правовых актов ФКЦБ России. В ходе проверок были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.
Постоянное повышение качества проводимых контрольных мероприятий - одна из основных задач Представительства. Следует отметить, что за сравнительно короткий период было рассмотрено 56 обращений от акционеров, обращений из правоохранительных органов и обращений от иных органов государственной власти. По всем поступившим обращениям проверена информация о нарушениях законодательства; при подтверждении фактов нарушений приняты соответствующие меры реагирования; своевременно направлены ответы авторам обращений.
В 2004 году продолжалась аналитическая работа по выявлению акционерных обществ с числом акционеров более 50, осуществляющим, по информации, имеющейся в Представительстве, самостоятельное ведение реестра. Составлены и направлены эмитентам требования о представлении информации о количестве акционеров и держателях реестра, предписания, обязывающие эмитентов передать ведение реестра регистраторам. Сфера контрольных мероприятий расширилась. Представительство приступило к выполнению функций по подготовке и выдаче заключений о соблюдении организациями, чьи руководители и иные работники представлены на награждения государственными наградами, законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг. Уже рассмотрено более 30 заявлений о награждении.
С 2003 г. основным направлением деятельности Представительства стало привлечение нарушителей законодательства РФ о ценных бумагах к административной ответственности. К настоящему времени возбуждено административное производство по 14 правонарушениям, по 7 вынесено постановление о наложении взыскания. Проведенные Представительством контрольные мероприятия в отношении эмитентов Рязанской области привели к позитивным сдвигам в области соблюдения ими законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг. Большинство размещенных ценных бумаг эмитентов региона прошли процедуру государственной регистрации.
В основном ведение реестров владельцев именных ценных бумаг акционерных обществ с числом акционеров более 50 передано специализированным регистраторам.
Практически все крупные акционерные общества раскрывают информацию о своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, тревогу и опасение вызывают сельскохозяйственные акционерные общества региона. В данных обществах уровень корпоративной, да и правовой культуры в целом остается достаточно низким.
Установленные ФКЦБ России в 2003 г. новые требования к порядку раскрытия информации на рынке ценных бумаг, с одной стороны, упорядочили круг лиц на территории Рязанской области, обязанных раскрывать указанную информацию. С другой стороны, это привело к сокращению количества эмитентов, представляющих в регистрирующий орган ежеквартальные отчеты и сообщения о существенных фактах. Сегодня насчитывается 67 таких акционерных обществ.
С начала года Представительство ведет просветительскую работу в местных СМИ по разъяснению и напоминанию эмитентам об их обязанности представлять в регистрирующий орган списки аффилированных лиц. Это тоже дает определенный положительный результат. За истекший период значительным количеством акционерных обществ представлены на рассмотрение документы, касающиеся раскрытия информации, в том числе: 565 ежеквартальных отчета, 139 сообщенийо существенных фактах и 519 списков аффилированных лиц.
Следует отметить, что в Рязанской области еще не сложилась практика по выпуску корпоративных облигаций. Таким образом, рынок ценных бумаг области не решает в полном объеме свои задачи - служить источником длинных денег для реального сектора экономики и предоставлять самым широким слоям инвесторов качественные инструменты для хранения и приумножения сбережений. Напомним, что в 2002 г. по инициативе РО ФКЦБ России в ЦФО была принята Программа стимулирования привлечения инвестиций промышленными предприятиями Центрального федерального округа с помощью инструментов рынка ценных бумаг. В этом году считаю необходимым инициировать принятие программы О мерах по развитию рынка ценных бумаг Рязанской области. Целью внесения данного проекта программы на рассмотрение является, с одной стороны, стимулирование инвестиционной деятельности предприятий региона путем развития рынка ценных бумаг Рязанской области, с другой стороны, - консолидация усилий органов исполнительной власти области в этом направлении.
Правительству Рязанской области необходимо разработать и утвердить механизм поддержки предприятий области, привлекающих инвестиции с помощью инструментов рынка ценных бумаг. Суть механизма - предоставление государственных гарантий Рязанской области на сумму кредита, полученного в фонде поддержки регионов ЦФО. Одним из самых важных условий выхода предприятия на фондовый рынок является соблюдение им акционерного законодательства и законодательства РФ о ценных бумагах. По этой причине необходимо также определить круг наиболее значимых акционерных обществ Рязанской области и сконцентрировать усилия контролирующего органа в лице РО ФКЦБ России в ЦФО на работе с данными предприятиями.
В отчетном году Представительство продолжало развивать сотрудничество с иными органами государственной власти по вопросам рынка ценных бумаг. В 2003 году были заключены соглашения о сотрудничестве с Управлением МНС России по Рязанской области. Сотрудники Представительства принимали участие в деятельности рабочих групп, коллегий и совещаний, образованных органами исполнительной власти Рязанской области. Мы активно откликнулись на предложение Рязанской торгово-промышленной палаты о сотрудничестве в сфере корпоративного управления и активно включились в работу общественного совета по правам акционеров, созданного при Палате.
Следует отметить, что за период деятельности Представительства РО ФКЦБ России в ЦФО по Рязанской области произошло становление службы, начата работа по созданию в регионе необходимых условий для функционирования фондового рынка, легитимного размещения и обращения ценных бумаг региональных эмитентов. Проблемы Рязанской области в рассматриваемой сфере являются общими для всех регионов России - ограниченность предложения качественных инструментов рынка ценных бумаг; высокие барьеры, препятствующие выходу эмитентов на рынок; недостаточная культура корпоративного управления; информационная закрытость большинства эмитентов.
УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ
Уставный капитал Общества составляет 90 016 000(Девяносто миллионов шестнадцать тысяч)рублей. Уставный капитал Общества состоит из 900 160(Девятьсот тысяч сто шестьдесят)штук размещенных акций, из них:
обыкновенных – 675 120(Шестьсот семьдесят пять тысяч сто двадцать)штук, номинальной стоимостью 100(Сто)рублей каждая на общую сумму 67 512 000 (Шестьдесят семь миллионов пятьсот двенадцать тысяч)рублей;
привилегированных типа «А» – 225 040 (Двести двадцать пять тысяч сорок)штук, номинальной стоимостью 100 (Сто)рублей каждая на общую сумму 22 504 000 (Двадцать два миллиона пятьсот четыре тысячи)рублей.
Общество в праве дополнительно разместить 1 000 000(Один миллион) обыкновенных акций, номинальной стоимостью 100(Сто)рублей каждая на общую сумму 100 000 000(Сто миллионов)рублей.
Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости акций Общества, приобретенных акционерами (размещенные акции), и определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
7.2. Размер уставного капитала может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости размещенных акций или путем размещения дополнительных акций.
7.3. Увеличение уставного капитала Общества путем увеличения номинальной стоимости акций осуществляется только за счет имущества Общества.
7.4. Общество вправе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано уменьшить свой уставный капитал.
7.5. Размер уставного капитала Общества может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего количества, в том числе путем приобретения и погашения части акций в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного капитала Общество обязано письменно уведомить об уменьшении уставного капитала Общества и о его новом размере кредиторов Общества, а также опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.
7.6. Общее собрание акционеров обязано принять решение об уменьшении уставного капитала путем погашения акций:
приобретенных Обществом и не реализованных в течение года с момента их приобретения;
выкупленных Обществом и не реализованных в течение года с момента их выкупа.
7.7. Общество обязано объявить об уменьшении уставного капитала, если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам Общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов Общества оказывается меньше его уставного капитала.
7.8. Общество не вправе уменьшить свой уставный капитал, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера уставного капитала, установленного законодательством Российской Федерации на дату представления документов для государственной регистрации соответствующих изменений, вносимых в настоящий Устав, а в случаях, когда Общество обязано уменьшить свой уставный капитал, – на дату государственной регистрации Общества.