Критерий № 3. Усиливают конкурентные отличия

Для начала вам нужно составить список конкурентных преимуществ или отличительных свойств вашего предложения. А затем собрать несколько отзывов, в которых эти преимущества подчеркиваются.

3.14. Как получить отзывы?

Получение отзывов – наука. Тут есть все – и хитрость, и расчет, и везение.

Что можно сделать, чтобы получить отзыв?

• Попросить

Самое просто действие. Написать или позвонить клиенту и попросить дать отзыв. Будет результат? Конечно! Только не рассчитывайте на гигантский урожай. Ориентируйтесь на цифру 10 %. Только каждый десятый довольный клиент будет готов дать вам отзыв. Дело в том, что даже очень довольные клиенты не горят желанием делиться отзывами. Нужно ведь найти время, собраться с мыслями, сесть и написать. А если вы захотите еще и на видео его снять, то просто кричи «караул». К этому же надо подготовиться. Сделать макияж, прическу, одеться прилично.

И тут вам поможет настойчивость. Попросите еще раз, затем еще раз и через 2–3 дня опять. Вам ведь нужны отзывы? Вперед!

• Сначала отзыв, потом сдача

Придумайте такую схему работы с клиентом, когда без отзыва он не сможет уйти от вас.

Например, по окончании тренинга слушателям сначала раздаются анкеты обратной связи, дается 5 минут на их заполнение, они собираются и только потом вручаются сертификаты и объявляется окончание тренинга.

В салоне красоты можно просить клиенток заполнить небольшую анкету, пока администратор отсчитывает сдачу. И без отзыва сдачу не давать.

• Стимул

Если клиент покинул ваш офис или получил все, что хотел, то отзыва добиться от него сложно. И тут вам помогут подарки в обмен на обратную связь.

Об этом можно сообщить по телефону или в электронном письме. Главное – четко объяснить клиенту, что вы не покупаете его положительный отзыв. Вам важна трезвая и объективная обратная связь. Подарок он получит в любом случае. Что можно дарить? Скидку, услугу, сувенир. Все, что угодно.

• Конкурс

Можно устроить конкурс отзывов, где приз один – внушительный и солидный. Отзывов вы соберете море.

На тренингах по продающим текстам мы устраиваем конкурсы на самый интересный отзыв. Приз – книга, обучающий продукт или сертификат на мою услугу.

Для одного из своих проектов я устраивал конкурс отзывов. Проект называется «Клуб Эффективного Марктетинга» – это онлайн-тренинговый центр, где каждую неделю проходят мини-тренинги и семинары по копирайтингу и маркетингу.

Просьба выслать отзывы с треском провалилась. Я не получил ни одного отзыва от 80 членов Клуба. Причина простая – нет времени и желания.

Ситуация изменилась, когда я объявил конкурс отзывов. Победители (всего три выигрышных места) получают бесплатный месяц членства в Клубе. Я получил 20 отличных рассказов о том, как мои тренинги помогли в бизнесе.

3.15. Где разместить отзывы?

• На сайте в разделе «Отзывы»

Конечно, он есть у вас на сайте. А как давно он обновлялся? Помните, отзывов не может быть достаточно. Их всегда должно быть с избытком.

• На продающей странице

У вас есть на сайте раздел «Отзывы»? Загляните в статистику посещаемости. Сколько клиентов заходит в этот раздел? У меня страница с отзывами клиентов по популярности занимает 24-е место. Кошмар!

Поэтому я размещаю отзывы в разных местах сайта. В боковой колонке выводится один случайный отзыв, на каждой продающей странице цитирую 2–3 клиентов, иногда цитирую клиентов в блоге.

• На всех доступных носителях

Сайтом дело не ограничивается. Отзывы нужно размещать везде, где их могут прочитать потенциальные клиенты:

• на обратной стороне визитки;

• в подписи электронного письма;

• публиковать в виде буклета;

• повесить на стену в офисе;

• сделать папку с отзывами и положить на ресепшене, вместо глянцевых журналов (ваша задача не развлекать клиентов, а готовить к продаже, верно?);

• использовать цитаты из отзывов в рекламе.

3.16. Хороший отзыв – это не только ценный текст

Отзыв может быть любым по форме.

• Развернутое письмо.

• Лаконичная цитата, состоящая из двух предложений. Помните, вам совсем необязательно публиковать весь отзыв. Вы можете выбрать самые интересные фрагменты – с цифрами, фактами, примерами и дать только их. Указав при этом авторство и название компании.

• Фотография довольного клиента. Зачастую не нужно никаких слов. Например, PR-директор ночного клуба после моего тренинга так и сделал. Он стал фотографировать посетителей клуба прямо в зале и публиковать их фотографии (с их разрешения, конечно) на сайте, чтобы показать эмоции и атмосферу в зале.

Владелец интернет-магазина цветов собирался дать своим курьерам фотоаппараты, чтобы фотографировать клиентов в момент получения букетов и эти эмоциональные фотографии публиковать на сайте.

В США в торговом зале одного автодилера есть стена «немых» отзывов. Только фотографии клиентов на фоне машин, которые они купили в этом автосалоне. Но фотографии подобраны так, чтобы показать постоянство клиентов.

Вот фотография молодого человека на фоне его первого автомобиля. Вот этот же человек, но постарше. Покупает в этом салоне семейный минивэн. Вот он же, но седой – пришел в автосалон с сыном, чтобы купить ему автомобиль. И таких рядов фотографий в салоне много. И не надо слов – о лояльности говорят снимки.

• Видеоотзыв клиента.

Например, на сайте www.almazselmash.ru (компания занимается производством сепараторов для зерна) размещены видеоотзывы агрономов, фермеров, руководителей агрофирм. Глядя на эти отзывы, веришь в их искренность и честность. Это настоящие агрономы – так сыграть невозможно.

И напоследок совет от одного из самых известных копирайтеров в мире – Джона Карлтона:

Помните о 4S. Отличный отзыв является конкретным (specific), коротким (short), обжигающим (sizzling) и подписанным (signed).

Избегайте 4L – длинный (long), неудовлетрительный (lame), написанный с ленцой (lazily written) и недостаточный (lacking a point).

Задание

Соберите десять ярких и убедительных отзывов, в которых говорится о результате, где есть цифры и факты. Разместите их на сайте в специальном разделе. Если отзывы большие, выдерните из них яркие цитаты. Подумайте, где вы их можете использовать.

Фишка

Покажите на примерах, как можно использовать ваш товар. Фраза «фонарик с магнитной крышкой» далеко не на всех произведет впечатление. Намного лучше сработает фраза «фонарик с магнитной крышкой, чтобы прикрепить его там, где вам нужно. Например, в гараже, когда вы чините машину. Или в кладовке, когда вы наводите порядок».

История успеха

Это двоюродная сестра отзыва. Но только написать ее должны вы. Затем вы согласовываете ее с клиентом, получаете письменное подтверждение, что он ничего не имеет против, и публикуете историю.

Объем ее может быть разным – на ваше усмотрение. Кто-то рекомендует, чтобы история успеха была обязательно на 15 листах. Хочу заметить, что важен не размер, а суть. Если вы все факты и особенности уместите в 4 абзацах – то честь вам и хвала.

Чаще всего истории успеха используются на B2B рынках. Например, описание внедрения CRM-системы на предприятии. Выполнение сложного заказа. Строительство ангара в суровых условиях.

План истории успеха

• Проблема, с которой столкнулся заказчик.

Вы даете ответы на следующие вопросы: что случилось? почему именно сейчас возникла эта задача?

• По каким причинам был выбран исполнитель.

Как искали исполнителя – конкурс, по рекомендациям или как-то еще? По каким причинам и за какие заслуги была выбрана именно ваша компания?

• Сложность и особенности задачи.

В чем особенности задачи? Почему ее нельзя назвать типовой? Что осложняло реализацию проекта? Чем сложнее задача – тем авторитетнее ваша компания как исполнитель. Поэтому нужно без лишней скромности указывать сложности проекта.

• Решение.

В этом блоке вы даете описание того, как и с помощью чего эта сложная задача была решена. Какое оригинальное решение было найдено вашими специалистами. Как они интересно подошли к решению задачи.

• Сроки, бюджет.

Не бойтесь указывать реальные сроки. Главное объяснить, что столько времени потребовалось на решение вот такой сложной задачи.

• Результат.

Что в результате получил клиент. Если сможете дать цифры экономии или прибыли, то будет просто отлично.

• Отзыв клиента.

Им вы подтверждаете, что заказчик доволен, а вы сделали все именно так, как сказали.

В принципе достаточно 3–4 тысяч знаков (1 лист А4), чтобы рассказать особенности большинства проектов. Обязательно используйте графику. Фотографии о ходе проекта, скриншоты и макеты, если речь идет о веб-разработке, фотографию клиента, скан отзыва или видеоотзыв.

Где размещать историю успеха?

Можно создать на сайте отдельный раздел «Истории успеха», можно сделать буклет из таких историй или рассылать их с коммерческим предложением. Вариантов множество. Главное – не бояться использовать этот инструмент.

Задание

Напишите историю успеха на 1 лист А4 по плану, указанному выше. Старайтесь не злоупотреблять пафосными фразами и громкими заявлениями. Представьте, что вы приятелю рассказываете об успешном проекте.

Репутация

При продаже услуг важно объяснить не только то, что клиент получает, но и то, кто (какой мастер высокой квалификации) выполняет эту работу. Зачастую именно опыт, стаж и имя исполнителя играют важную роль при выборе.

Представьте, что вы решили сделать ставку на ипподроме. Вы ничего не знаете о лошадях, и ваши друзья помогают вам сделать ставку. «Этот жеребец выиграл 12 из 17 гонок», – говорят они про одного претендента. «Эта старая кобыла уже давно не выигрывала», – про другого.

На кого вы поставите? Что только что сделали ваши друзья? Они повысили доверие к одной из лошадей, сказав о ее «репутации».

Как вы понимаете, репутация играет важную роль и при совершении заказа. Как ее показать, если человек вас прежде не знал?

Прежде всего отделим мух от котлет. Репутацию товара от репутации исполнителя.

Усилить репутацию товара помогут:

• Рекомендации независимых экспертов. Например, упоминание, что «этот автомобиль занял в Испании первое место по безопасности по версии престижного журнала».

• Отзывы известных на данном рынке личностей. Главное, чтобы эти люди имели хоть какое-то отношение к рынку и продукту. Например, отзыв главного врача московской клиники о томографе – это в плюс.

• Статистка возвратов, поломок, срока службы. Как вы понимаете, статистика должна быть впечатляющей и заверена независимыми экспертами с громкими именами.

• Статистика результативности или эффективности. Например, тренер – автор новой методики по подготовке боксеров – может заявить: «В течение года я наблюдаю группу учеников и отмечаю, что 70 % занимают первые места на городских и областных соревнованиях, 20 % занимают вторые и третьи места». Тем самым с помощью статистики можно показать эффективность нового подхода.

Что повышает привлекательность объекта продаж?

Упоминание спецслужб– «Технология, разработанная спецслужбами».

Ссылка на авторитет или звезду– «Вибратор создан при активном участии Памелы Андерсон».

Налет мистики– «Этот сувенир был найден в гробнице фараона при странных обстоятельствах».

Упоминание скандала –«В этой машине канцлер Коль пытался покончить жизнь самоубийством, съев 5 таблеток антимоля».

Связь с высшими силами– «Освящен митрополитом» или «Одобрен муфтием».

Хорошая примета– «Мы заметили, что все, кто регулярно посещают этот спортзал в течение года, увеличивают доход в 2 раза».

Ограниченная доступность– «Эту икру могут себе позволить только люди с высоким доходом».

Для особенных личностей– «В таком же блокноте писал Ван Гог и уже двести лет пишут известные люди и просто светлые умы».

3.19. Как показать статус эксперта?

На рынке услуг репутация исполнителя играет решающую роль. В какой компании заказать разработку сайта? У профессионалов! Кому доверить реструктуризацию отдела продаж? Конечно, экспертам. А как и с помощью чего передать статус эксперта? Вот об этом и поговорим.

Для начала нужно собрать информацию, а потом интересно ее подать. Помните, нам нужны цифры и факты, а не «вода» и эмоции. Факты убеждают, а «вода» раздражает.

Итак, какие факты убеждают клиента, что перед ним профессионал, а не шарлатан.

• Опыт работы в сфере. Сколько лет работает в продажах/ рекламе/строительстве и т. д.

• Достижения. Сюда относятся рекорды, открытия, изобретения.

• Награды, участие в профессиональных конкурсах, победы на фестивалях. Участие в рейтингах. Чем рейтинг престижнее, тем лучше.

• Упоминания клиентов, с которыми исполнитель работал. Чем известнее, тем лучше.

• Уровень цен. Фраза «Самый дорогой консультант по аромамаркетингу в России» вызывает уважение.

• Своя технология. Если компания или специалист являются автором методики или оригинальной технологии, то об этом нужно сказать.

Где и как размещать эту информацию в тексте?

Представим, что вы пишете текст для сайта. Такую информацию можно сделать в виде врезки. Например, «3 факта о консультанте».

В текстах, продающих мои тренинги, я большое внимание уделяю описанию своего профессионального опыта и достижений. Ведь о том, как писать продающие тексты, может рассказать любой маркетолог или копирайтер. А моя задача – объяснить, почему выбор нужно остановить именно на моем тренинге.

Например, мне очень помогает упоминание о том, что мой рекорд – текст с 20%-ной эффективностью, а именно – каждый пятый читатель становится покупателем. Положительно работает упоминание известных компаний, которые являются клиентами моего агентства. И указание на опыт работы – с 2004 года.

Все это плюс еще 5–10 фактов формируют доверие у человека, которые раньше обо мне не слышал.

Эффект будет еще больше, если вы сможете придумать титул для компании или себя как консультанта. Приведу пример из своей практики.

Несколько лет назад я серьезно озаботился отстройкой от конкурентов. Копирайтеров много, очень много. Как показать клиентам, что обращаться нужно именно к нам?

Первым делом собрал факты. Протестировал на знакомых. Оказалось, что вот этот факт привлекает внимание «рекорд – текст с 20%-ной эффективностью, а именно – каждый пятый читатель становится покупателем».

Дальше я вспомнил, что многие западные копирайтеры придумывают себе титулы. Например. Михель Фортин называет себя Доктором Успех, Гарри Халберт называл себя Печатным принцем, а Джон Карлтон – самым обдираемым копирайтером в мире, намекая на то, что его идеи воруют все и вся. Как видите, скромность в мире копирайтеров не в почете. Надо было идти в ногу со всем миром.

Несколько недель задача «варилась» в голове. В результате уставший разум выдал «мастер продающих текстов» – намекая на рекорд в 20 %. Титул мне понравился. Но поставить его на сайт я долго не решался. Мешала скромность. Что обо мне скажут клиенты? Как ко мне отнесутся коллеги, партнеры?

В конце концов скромность была побеждена. В пятницу поздно ночью, чтобы никто не видел, я разместил на главной странице титул. «Дмитрий Кот – мастер продающих текстов». И… ничего не изменилось. Ни в субботу, ни в понедельник, ни даже через неделю. Молния скромности не попала в меня, лучи ненависти проходили мимо. Жизнь шла своим чередом.

Я разместил титул на визитках, поставил в подписи в электронном письме, дал несколько интервью. Через месяц появились первые результаты. Клиент обронил, что обратился ко мне потому, что «вы же мастер продающих текстов». В этот момент я понял, что сомневался зря. Этот титул здорово помог отстроиться от конкурентов и привлечь внимание потенциальных клиентов. Затем он плавно трансформировался в название агентства – Агентство Продающих Текстов.

Мораль проста: долой скромность. Соберите факты, «сверните» их в креативный титул и продвигайте его.

Задание

Придумайте титул. Помните, что он должен базироваться на реальном факте или достижении.

Фишка

«Торопитесь, остался последний экземпляр» – самое банальное ограничение. Но оно работает.

Наши рекомендации