Выполнение производственных показателей
· грузовым флотом внутреннего плавания.
В течение 2008 года введено в эксплуатацию 182 ед. флота грузового внутреннего плавания, из них: 53 ед. грузового самоходного сухогрузного флота (100 % от планируемого количества судов к вводу в эксплуатацию), буксиров-толкачей- 52 ед. (100 % от планируемого количества судов к вводу в эксплуатацию), 77 ед. (97.5 % от планируемого количества судов к вводу в эксплуатацию) несамоходного тоннажа. На собственных перевозках работало 158 ед. судов (грузовые самоходные 53 ед., буксиры-толкачи 28 ед., несамоходный тоннаж 77 ед.), по договорам тайм-чартера - 11 ед., на рейдовых и вспомогательных работах - 5 ед., по договорам бербоут-чартера работало 8 единиц. За 2008 г. грузовым флотом внутреннего плавания перевезено 5 501,1 тыс. тонн грузов с грузооборотом 7 619,2 млн. ткм., что больше Бизнес-плана 2008 года по объему перевозок 3,1 тыс. тонн (+0,1 %), грузообороту на 303,8 млн. ткм. (-3,8 %). В 2008 году прошло перераспределение грузовых потоков между внутренними и экспортными перевозками грузов. Соотношение по перевозкам внутренних и экспортных грузов за 2008 года составило 65,9 % и 34,1 % соответственно, против 54,9 % и 45,1 % в 2007 году. По экспортным перевозкам объем перевозок грузов и грузооборот по сравнению с Бизнес-планом снижен на 603,9 тыс. тонн (-24,4%) и 583,1 млн. ткм (-14,7%). Сокращение объема перевозок по количеству перевезенных тонн на экспортных перевозках связано с изменением конъюнктуры рынка. По перевозкам грузов между пунктами, расположенными на внутренних водных путях, против отчета прошедшего года произошло увеличение перевозок - по объему на 607 тыс. тонн (+20,1 %), по грузообороту на 279,3 млн. ткм. (+7,1 %).
Выполнение перевозок по номенклатуре грузов флотом внутреннего плавания:
Род груза | Отчет 2007 г. | Бизнес-план 2008 г. | Отчет 2008 г. | % выполнения | ||||||
тыс. тонн | млн. ткм. | тыс. тонн | уд.вес % | млн. ткм. | тыс. тонн | уд.вес % | млн. ткм. | тонн | ткм. | |
Всего грузов | 5498,3 | 7922,7 | 100,0 | 5 501,1 | 100,0 | 7 619,2 | 0,1 | -3,8 | ||
Внутренние перевозки | 3018,3 | 3949,4 | 54,9 | 3 625,0 | 65,9 | 4 229,3 | 20,1 | 7,1 | ||
Соль | 473,8 | 8,6 | 585,4 | 10,6 | 978,7 | 23,5 | 16,5 | |||
Минерально-строительные грузы | 1741,6 | 1590,3 | 31,7 | 2 363,0 | 43,0 | 2 036,7 | 35,6 | 28,3 | ||
Промсырье | 1131,9 | 11,8 | 653,5 | 11,9 | 1 163,4 | 0,5 | 2,8 | |||
Сера | 375,5 | 2,6 | ||||||||
Прочие | 0,1 | 8,9 | 0,2 | 18,4 | 48,3 | 130,0 | ||||
Буксировка объектов, перевозка оборудования | 8,9 | 14,7 | 14,2 | 0,3 | 32,1 | 610,0 | 435,0 | |||
Экспортные перевозки | 3973,3 | 45,1 | 1 876,1 | 34,1 | 3 389,9 | -24,4 | -14,7 | |||
Зерно | 251,3 | 119,8 | 4,6 | |||||||
Металл | 557,1 | 887,3 | 10,1 | 660,7 | 12,0 | 945,9 | 18,6 | 6,6 | ||
Руда цветная. | 29,5 | 94,3 | 0,5 | |||||||
Сера | 1134,1 | 1577,8 | 20,6 | 735,2 | 13,4 | 1036,1 | -35,2 | -34,3 | ||
Удобрения | 497,8 | 1273,7 | 9,1 | 467,1 | 8,5 | 1 374,1 | -6,2 | 7,9 | ||
Буксировка объектов, перевозка оборудования | 10,2 | 20,4 | 0,2 | 13,1 | 0,2 | 33,8 | 31,0 | 69,0 |
Основные внутренние грузопотоки, освоенные грузовым флотом внутреннего плавания между пунктами, расположенными на внутренних водных путях – минерально-строительные грузы, соль, промсырье.
· Основные экспортные грузопотоки, осваиваемые грузовым флотом внутреннего плавания:
В настоящее время положение компании на рынке достаточно стабильное. Привлечение новых грузопотоков, потребителей услуг обеспечивается комплексом мер эксплуатационного и экономического характера.
Основными мерами эксплуатационного характера являются:
- безукоризненное выполнение всех принятых договорных обязательств, включая сроки подачи флота, сроки доставки в любых условиях работы, обеспечение сохранности грузов;
- выполнение всех срочных внеплановых заявок клиентуры за счет резерва провозной способности флота, создание имиджа компании как надежного перевозчика;
- расширение сферы услуг - поставка грузов, получаемых в счет оплаты услуг (соль, ОПГС, щебень).
Результатом маркетинговой работы явилось наличие постоянной клиентской базы, при работе с которой применяется гибкая ценовая политика и закрепление многих грузопотоков за ОАО «Волга-флот».
Показатели эффективности использования грузового флота внутреннего плавания в 2008 году:
Наименование показателей | Ед. изм. | 2007 г. | 2008 г. | Отклонения | ||||
Бизнес-план | (+/-) | % | ||||||
отчет | отчет | к плану | к отчету | к плану | к отчету | |||
Грузовые теплоходы | ||||||||
Затраты флота | тыс.т-же-сут | -991 | -3477 | -1,83 | -6,14 | |||
Кол-во единиц в эксплуатации | ед. | |||||||
тыс. тн | ||||||||
Средний период работы 1 ед. | сут. | -4 | -13 | -1,83 | -6,14 | |||
Эксплутац. период на перевозках | судо-сут | -198 | -696 | -1,83 | -6,14 | |||
Грузооборот | млн.ткм | -422 | -422 | -10,27 | -10,27 | |||
Валовая производительность | ткм/тже-сут. | 72,5 | 75,8 | 69,3 | -6,5 | -3,2 | -8,60 | -4,40 |
Тяга сухогрузная | ||||||||
Затраты флота | тыс. сило-сут | 4,95 | 0,99 | |||||
Кол-во единиц в эксплуатации | ед. | |||||||
тыс. л.с. | ||||||||
Средний период работы 1 ед. | сут. | 4,95 | 0,99 | |||||
Эксплутац. период на перевозках | судо-сут | -165 | 4,95 | -3,05 | ||||
Грузооборот | млн.ткм | 3,19 | 3,19 | |||||
Валовая производительность | ткм/сило-сут. | 361,0 | 375,1 | 368,8 | -6,3 | 7,8 | -1,68 | 2,17 |
Несамоходный тоннаж | ||||||||
Затраты флота | тыс.т-же-сут | 2,82 | 1,42 | |||||
Кол-во единиц в эксплуатации | ед. | |||||||
тыс. тн | ||||||||
Средний период работы 1 ед. | сут. | 2,82 | 1,42 | |||||
Эксплутац. период на перевозках | судо-сут | 2,82 | 1,42 | |||||
Грузооборот | млн.ткм | 2,23 | 2,23 | |||||
Валовая производительность | ткм/тже-сут. | 60,3 | 61,1 | 60,8 | -0,4 | 0,5 | -0,58 | 0,80 |
Валовая производительность по грузовым самоходным судам по сравнению с 2007 годом снизилась на 10,27 % , по буксирному флоту производительность увеличилась на 2,2 %, несамоходному грузовому флоту увеличилась на 0,8 % .
· грузовым флотом смешанного «река-море» плавания.
Грузовым флотом международного плавания (в количестве 48 единиц) компания осуществляет перевозки сухих грузов (зерно и продукты перемола, комбикорма, лесные грузы, черные металлы, удобрения, генеральные грузы, цитрусовые и др.) в бассейнах Северного, Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского, Средиземного морей, а также между портами Европейского побережья Атлантического океана (Франция, Италия, Португалия, Марокко). Суда нашей компании осуществляют перевозки из устьевых портов р. Дон, р. Нева, р. Волга в различные порты Европы, Азии, Африки, а в летний период также из портов ЕГС Европейской части Российской Федерации. Преимуществом флота является способность перевозки грузов из портов и в порты с малыми глубинами.
Для осуществления перевозок грузов в смешанном «река-море» сообщении задействовано 48 единиц флота, из них:
- самоходные сухогрузные теплоходы в количестве 42 единиц общей грузоподъемностью 121,58 тыс. тонн тоннажа;
- несамоходные баржи – 2 единицы общей грузоподъемностью 4.0 тыс.тонн тоннажа;
- морские буксиры - 4 единицы.
В течение 2008 года, до момента начала передачи флота ОАО «Северо-Западное пароходство», в перевозочном процессе участвовало в среднем по году 32 единицы флота (в том числе 4 буксира), что на 2 единицы меньше запланированного количества и на 5 единиц меньше, чем было задействовано в прошлом году. На холодном отстое в течение 2008 года находились в среднем 7 судов, на ремонте - 5 судов. Флотом смешанного «река-море» плавания за 2008 год было перевезено 1418,4 тыс. тонн грузов различной номенклатуры, что меньше предусмотренного бизнес-планом на 231,6 тыс. тонн (-14 %) и меньше отчета аналогичного периода 2007 года на 83,8 тыс. тонн (-5,6 %). Грузооборот составил 2720,5 млн. ткм, что меньше запланированного на 579,6 млн. ткм (-17,6%) и меньше отчета аналогичного периода 2007 года на 480,2 млн. ткм (-15 %).
Наибольший удельный вес в объеме перевезенных грузов составляют:
- зерно и продукты перемола – 378,7 тыс. тонн или 26,7 % от общего объема перевозок, направление грузопотока из пунктов России на Италию, Испанию, Алжир;
- удобрения – 249,3 тыс. тонн или 17,6 % от общего объема перевозок, направление грузопотока из С. Петербурга и Калининграда на пункты Испании и Франции;
- металлы – 115 тыс. тонн или 8,1 % от общего объема перевозок, направление грузопотока из пунктов Азова, Таганрога на Турцию, из Италии на Грецию и из С. Петербурга на Великобританию;
- лесные грузы –87,4 тыс. тонн или 6,2 % от общего объема перевозок, направление грузопотока из портов Балтики на Великобританию и Францию;
- грузы, перевозимые по всем направлениям: комбикорм, кокс, руда, плодоовощи и другие наименования – 588 тыс. тонн или 41,5 % от общего объема перевозок.
Выполнение перевозок по номенклатуре грузов грузовым флотом смешанного «река-море» плавания:
Наименование грузов | 2007 г. | 2008г. | 2008 г. к 2007 г. | |||
тыс.т. | уд. вес % | тыс.т. | уд. вес % | (+,-) | % | |
Всего грузов, в том числе: | 1 502,20 | 100,00 | 1 418,40 | 100,00 | -83,80 | -5,6 |
зерно и продукты перемола | 455,2 | 30,3 | 378,7 | 26,7 | -76,50 | -16,8 |
комбикорма | 19,6 | 1,3 | 10,1 | 0,7 | -9,50 | -48,5 |
уголь каменный | 2,7 | 0,2 | 9,1 | 0,6 | 6,40 | 237,0 |
кокс | 0,1 | 13,6 | 1,0 | 11,60 | 580,0 | |
лесные в судах | 74,3 | 4,9 | 87,4 | 6,2 | 13,10 | 17,6 |
металлы черные | 208,6 | 13,9 | 8,1 | -93,60 | -44,9 | |
руда железная и марганцевая | 14,8 | 1,0 | 26,1 | 1,8 | 11,30 | 76,4 |
руда цветная и сырье серное | 0,8 | 59,3 | 4,2 | 47,30 | 394,2 | |
цемент | 44,1 | 2,9 | 38,1 | 2,7 | -6,00 | -13,6 |
строительные | 133,8 | 8,9 | 40,8 | 2,9 | -93,00 | -69,5 |
удобрения хим. и минеральные | 244,3 | 16,3 | 249,3 | 17,6 | 5,00 | 2,0 |
остальные грузы | 290,8 | 19,4 | 390,9 | 27,6 | 100,10 | 34,4 |
· Выполнение производственных показателей пассажирским флотом.
Пассажирский флот компании осуществляет перевозки пассажиров в границах Нижегородской области на местных и пригородных маршрутах, отечественных и зарубежных туристов на туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутах. По перевозкам туристов ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» имеет стабильное положение в Центральном и Северо-Западном бассейнах. Использование на круизных маршрутах и туристических перевозках высококомфортабельного флота, имеющегося в распоряжении только ОАО «Волга-флот», дает пароходству существенное конкурентное преимущество перед другими судоходными компаниями. Кроме пассажирских теплоходов нашей компании в указанном регионе эксплуатируется более 100 ед. флота других судовладельцев.
Пассажирскими судами компании перевозится основной поток туристов по направлениям «Москва – Санкт-Петербург», «Москва – Астрахань», «Москва – Ростов», «Нижний Новгород – Астрахань», «Нижний Новгород – Санкт- Петербург», из Самары на Астрахань, Пермь, Москву и Санкт-Петербург. Основные суда пассажирского флота компании (проект 301, 302, КУ-040, КУ-056) используются для перевозки иностранных туристов по маршруту Москва-Санкт-Петербург туроператорами ООО «ВодоходЪ»
(г. Москва), ООО «ВодоходЪ-Санкт-Петербург». Российские туристы обслуживаются пассажирскими теплоходами проектов 301, 92-016, 588, 26-37, 305.
Реализацию туристского продукта на пассажирских теплоходах судоходной компании осуществляли 5 туристских фирм по договорам аренды транспортных средств с экипажем.
Основными туроператорами пассажирского флота являются:
- ООО «ВодоходЪ» г. Москва - 14 ед.,
- ООО «Компания речного туризма Волжского пароходства» - 9 ед.,
- ООО «ВодоходЪ- Санкт-Петербург» - 7 ед.
По перевозкам пассажиров на местных и пригородных маршрутах в границах Нижегородской области Компания занимает доминирующее положение. Основную конкуренцию составляют автомобильные перевозки пассажиров. Рынок транспортных услуг, оказываемых скоростным и пригородным пассажирским флотом, сложился в результате традиционного использования населением этих видов флота для сообщения между пунктами Нижегородской области.
Суда на подводных крыльях (типа «Ракета», «Восход») обеспечивают перевозки пассажиров на местных скоростных маршрутах, водоизмещающий флот (типа «ОМ», «ПС») на пригородных маршрутах, водоизмещающий флот (типа «Москва», «Отдых») на экскурсионно-прогулочных маршрутах (в аренде у ООО «Волга-Флот-Тур).
Географические границы эксплуатационной деятельности включают территории между населенными пунктами Нижегородской области:
- Н.Новгород - п. Октябрьский,
- Н.Новгород - Макарьев,
- Н.Новгород – з-н Калинина,
- Н.Новгород - Бор,
- Сормово-Дрязга.
- В навигацию 2008 г. введено 37 единиц пассажирского транзитного и местного флота, в том числе для организации перевозок пассажиров на туристических маршрутах 31 ед., из них на экскурсионных маршрутах – 4 ед. Из 27 туристических судов переданы в тайм-чартер, 2 теплохода - «Рылеев», «Профессор Звонков» - находились в бербоут-чартере. В мае 2008 г. т/х «Рылеев» продан.
- На местных скоростных и пригородных маршрутах задействовано 4 единицы местного флота.
2 теплохода типа «Москва», 1 единица типа «Отдых» заняты на экскурсионно-прогулочных маршрутах, обслуживающих ООО «Компания речного туризма Волжского пароходства».
Доля флота, введенного в эксплуатацию в 2008 г., составила 80,4 % от балансового наличия. Кроме собственных пассажирских судов на туристских линиях работают 3 пассажирских судна, принятых в аренду у ОАО «Северо-Западное пароходство» и ОАО «Северо-Западный флот».
По итогам 2008 года пассажирским флотом судоходной компании перевезено 454,5 тыс. пассажиров. Данный показатель снизился по сравнению с планом на 19 %, с отчетом 2007 года на 26,9 % Снижение объемов перевозок пот сравнению с 2007 годом объясняется меньшим количеством эксплуатируемых судов, сокращением пассажиропотока на местных и пригородных линиях в связи с сокращением маршрутов, обслуживаемых скоростным флотом.
Общий пассажирооборот составил 200,8 млн. пкм, что выше плана на 7,3 % или 13,7 млн. пкм. и больше отчета прошлого года на 3,8 % или 7,4 млн. пкм.
В основном, суда вышли в рейс согласно установленному графику ввода в эксплуатацию.
На туристических судах за 2008 года провели отдых 251 тыс. пассажиров (+7,7% к плану и +12,4 % к отчету 2007 г.). Пассажирооборот составил 196,3 млн. пкм (+8,2% к плану и +5,2 % к отчету 2007 г.). Средний период работы составил 144,5 суток.
За 2008 года местным флотом перевезенo 146,8 тыс. пассажиров, что меньше плана на 46,9 % и отчета 2007 г. на 55,1 %. Пассажирооборот составил 1,5 млн. пкм.
Средний период работы судов составил 124,5 суток.
Перевозки пригородным и скоростным флотом являются убыточными. Возмещение убытков на содержание линии осуществляется из областного бюджета Нижегородской области. За 2008 г. дотация на покрытие убытков из областного бюджета поступила в сумме 5 485 тыс. рублей.
Заключение
Цель прохождения планово-экономической практики – это дать характеристику предприятия и его основного вида деятельности, а также воспроизвести структуру предприятия и провести анализ работы предприятия в динамике за несколько лет.
В наше время проблема транспорта является одной из важнейших социальных проблем. Жизнь человека, его существование и труд невозможны без возможности передвигаться. Поэтому предприятием для прохождения практики была выбрана компания непосредственно связанная не только с транспортом, но и с направлением обучающегося процесса – ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство».
При прохождении практики мною была изучена история развития и образования компании, ее финансово-экономическая документация и сведения о финансово-хозяйственной деятельности компании. По предоставленной мне информации был проведен экономический анализ показателей организации. На основании полученных результатов формировались выводы, делались заключения и давались рекомендации.
Прохождение данной планово-экономической практики является пробным, но и основным элементом на пути формирования компетентного специалиста.
ПРИЛОЖЕНИЯ