Анализ динамики объема выпуска и реализации продукции
Показатели | 2005г. | 2006г. | Темп прироста | 2007г. | Темп прироста цепной | Темп прироста базисный |
Валовая продукция, ВП, тыс. руб. | 15,58 | 21,04 | 39,90 | |||
Товарная продукция, ТП, тыс. руб. | 20,71 | 26,06 | 52,16 | |||
Реализованная продукция, РП, тыс. руб. | 27,50 | 13,53 | 44,75 | |||
Объем выпуска, Q, шт. | 11,07 | 5,52 | 17,19 |
Из таблицы видно, что за три года объем производства возрос на 52%, а объем реализации – на 44,7%. Это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия, а также продукции, неоплаченной покупателями.
Этап 2. Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска по основным видам продукции, включенным в номенклатуру. Пример расчета показан в таблице 3.2.
Оценка выполнения плана по ассортименту может производится тремя способами:
1. по способу наименьшего процента. Наименьший процент выполнения плана по изделию В, следовательно, план выполнен на 98,25%;
2. по способу среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции.
Рассчитанный по этой методике план выполнен на 99,78% (599240*100 / 600540);
3. по удельному весу изделий, по которым план выполнен. В нашем примере план выполнен по изделиям А и Б, удельный вес которых составляет соответственно 64,68 и 23,26%. Таким образом, план выполнен на 87,94% (64,68 + 23,26).
В целом же план выпуска продукции выполнен на 100,53%, но степень выполнения по отдельным ассортиментным позициям значительно различается: по группе А план перевыполнен на 1,09%, по группе Б план перевыполнен на 0,19%, а по группе В план недовыполнен на 1,75%. В данном случае наиболее объективную оценку выполнения плана по ассортименту можно дать с помощью третьего способа, в соответствии с которым степень выполнения плана составляет 87,94%.
Таблица 3.2
Анализ выполнения плана по ассортименту
Изделие | Объем выпуска продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. | Удельный вес выпуска, % | Выполнение плана, % | Отклонение удельного веса | Засчитывается в выполнение плана | |||
План | Факт | План | Факт | |||||
А | 64,33 | 64,68 | 101,09 | 0,35 | ||||
Б | 23,33 | 23,26 | 100,19 | -0,07 | ||||
В | 12,34 | 12,06 | 98,25 | -0,28 | ||||
Итого | 100,53 | --- |
Возможные причины невыполнения плана: нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, комплектующих, недостатки в организации производства, ошибки в планировании.
Этап 3. Для расчета влияния структурных сдвигов и устранения их влияния на экономические показатели используем несколько методов.
1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске:
DN(D) = Q1 Då* (i1 pi0 Då– i0 pi0),
где N - выпуск продукции в стоимостном выражении;
Q - выпуск продукции в натуральном выражении;
D - удельный вес каждого (i-го) наименования;
p - цена за единицу.
Данные для расчета влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции представлены в таблице 3.3. Расчет влияния структурных сдвигов оформим таблицей 3.4. На основе данных, представленных в таблице 3.4, можно определить влияние на объем товарной продукции двух факторов: фактического показателя объема выпуска продукции и структурных сдвигов.
Объем товарной продукции при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене составит:
N1 = Q1 Då* i0 pi0 =
= 7465*(0,5189*100 + 0,2896*65 + 0,1914*52) = 602177,8 тыс. руб. (гр.8 табл.3.4).
Данный показатель можно рассчитать и другим способом (таблица 3.4 гр.8). Для этого находим товарную продукцию фактическую при плановой структуре по каждому наименованию продукции:
А: 100 * 7465 * 0,5189 = 387358,9 тыс. руб.
Б: 65 * 7465 * 0,28,96 = 140521,2 тыс. руб.
В: 52 * 7465 * 0,1914 = 74297,7 тыс. руб.
Итого: 602177,8 тыс. руб.
Объем товарной продукции при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене составит:
N2 = Q1 * Dåi1 pi0 =
= 7465*(0,5231*100 + 0,2894*65 + 0,1875*52) = 603700 тыс. руб. (гр.9 табл.3.4).
Изменение объема товарной продукции за счет структурных сдвигов составило:
N2 – N1 = 603700 – 602177,8 = 1522,2 тыс. руб.
Общее изменение объема выпуска составит 3160 тыс. руб. (603700 – 600540).
Изменение объема товарной продукции за счет изменения объема выпуска равно 1637,8 тыс. руб. (602177,8 – 600540). Проверим, дает ли сумма изменений за счет двух факторов величину общего изменения объема выпуска:
1522,2 + 1637,8 = 3160 тыс. руб.
Таблица 3.3