Анализ динамики объема выпуска и реализации продукции

Показатели 2005г. 2006г. Темп прироста 2007г. Темп прироста цепной Темп прироста базисный
Валовая продукция, ВП, тыс. руб. 15,58 21,04 39,90
Товарная продукция, ТП, тыс. руб. 20,71 26,06 52,16
Реализованная продукция, РП, тыс. руб. 27,50 13,53 44,75
Объем выпуска, Q, шт. 11,07 5,52 17,19

Из таблицы видно, что за три года объем производства возрос на 52%, а объем реализации – на 44,7%. Это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия, а также продукции, неоплаченной покупателями.

Этап 2. Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска по основным видам продукции, включенным в номенклатуру. Пример расчета показан в таблице 3.2.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производится тремя способами:

1. по способу наименьшего процента. Наименьший процент выполнения плана по изделию В, следовательно, план выполнен на 98,25%;

2. по способу среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции.

Рассчитанный по этой методике план выполнен на 99,78% (599240*100 / 600540);

3. по удельному весу изделий, по которым план выполнен. В нашем примере план выполнен по изделиям А и Б, удельный вес которых составляет соответственно 64,68 и 23,26%. Таким образом, план выполнен на 87,94% (64,68 + 23,26).

В целом же план выпуска продукции выполнен на 100,53%, но степень выполнения по отдельным ассортиментным позициям значительно различается: по группе А план перевыполнен на 1,09%, по группе Б план перевыполнен на 0,19%, а по группе В план недовыполнен на 1,75%. В данном случае наиболее объективную оценку выполнения плана по ассортименту можно дать с помощью третьего способа, в соответствии с которым степень выполнения плана составляет 87,94%.

Таблица 3.2

Анализ выполнения плана по ассортименту

Изделие Объем выпуска продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. Удельный вес выпуска, % Выполнение плана, % Отклонение удельного веса Засчитывается в выполнение плана  
 
 
План Факт План Факт  
 
А 64,33 64,68 101,09 0,35  
Б 23,33 23,26 100,19 -0,07  
В 12,34 12,06 98,25 -0,28  
Итого 100,53 ---  

Возможные причины невыполнения плана: нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, комплектующих, недостатки в организации производства, ошибки в планировании.

Этап 3. Для расчета влияния структурных сдвигов и устранения их влияния на экономические показатели используем несколько методов.

1. Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске:

DN(D) = Q1 Då* (i1 pi0 Då– i0 pi0),

где N - выпуск продукции в стоимостном выражении;

Q - выпуск продукции в натуральном выражении;

D - удельный вес каждого (i-го) наименования;

p - цена за единицу.

Данные для расчета влияния структурных сдвигов на объем выпуска продукции представлены в таблице 3.3. Расчет влияния структурных сдвигов оформим таблицей 3.4. На основе данных, представленных в таблице 3.4, можно определить влияние на объем товарной продукции двух факторов: фактического показателя объема выпуска продукции и структурных сдвигов.

Объем товарной продукции при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене составит:

N1 = Q1 Då* i0 pi0 =

= 7465*(0,5189*100 + 0,2896*65 + 0,1914*52) = 602177,8 тыс. руб. (гр.8 табл.3.4).

Данный показатель можно рассчитать и другим способом (таблица 3.4 гр.8). Для этого находим товарную продукцию фактическую при плановой структуре по каждому наименованию продукции:

А: 100 * 7465 * 0,5189 = 387358,9 тыс. руб.

Б: 65 * 7465 * 0,28,96 = 140521,2 тыс. руб.

В: 52 * 7465 * 0,1914 = 74297,7 тыс. руб.

Итого: 602177,8 тыс. руб.

Объем товарной продукции при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене составит:

N2 = Q1 *i1 pi0 =

= 7465*(0,5231*100 + 0,2894*65 + 0,1875*52) = 603700 тыс. руб. (гр.9 табл.3.4).

Изменение объема товарной продукции за счет структурных сдвигов составило:

N2 – N1 = 603700 – 602177,8 = 1522,2 тыс. руб.

Общее изменение объема выпуска составит 3160 тыс. руб. (603700 – 600540).

Изменение объема товарной продукции за счет изменения объема выпуска равно 1637,8 тыс. руб. (602177,8 – 600540). Проверим, дает ли сумма изменений за счет двух факторов величину общего изменения объема выпуска:

1522,2 + 1637,8 = 3160 тыс. руб.

Таблица 3.3

Наши рекомендации