Анковская система накануне кредитной реформы
В деятельности банков второй половины 20-х годов наметились тенденции, которые не соответствовали задачам плановой экономики.
В этот период решалась задача индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Для их решения необходимо было изыскать и мобилизовать значительные ресурсы и направить на развитие тяжелой промышленности. Решались эти задачи административно-командными методами, а в результате создания банковского дела в годы НЭПа, в деятельности банков наблюдались элементы рыночных отношений. В итоге рыночные методы пришли в противоречие с административными методами хозяйствования. В счране развернулась дискуссия, какой быть банковской системе.
В данный период функции и клиентура отраслевых банков не имели четкого разграничения. Допускался параллелизм в кредитовании, одно и тоже предприятие могло получать ссуды одновременно в разных банках.
Это затрудняло контроль банка за деятельностью клиента.
В деятельности банков возникала конкуренция, борьба за привлечение вкладов, появлялось стремление открыть как можно больше филиалов в городах, где расположены крупные предприятия, чтобы привлечь на хранение средства. Все это приходило в противоречие с укреплением плановых начал в использовании банков-
ских ресурсов, государственным управлением денежными потоками в стране.
В июне 1927 года было принято постановление о принципах построения кредитной системы. Оно предусматривало;
> усиление государственного централизованного руководства банками;
> закрепление за Госбанком СССР руководящей роли по отношению ко всем про
чим кредитным учреждениям;
> регулирование деятельности кредитной системы сохранялось за Наркомфином
СССР, а исполнительская функция возлагалась на Госбанк;
> строгое разграничение клиентуры между банками;
> предприятия и организации имели право хранить средства только в одном банке,
в котором они могли получать кредит;
> каждому банку были определены отрасли хозяйства, которые он имел право об
служивать. Так, Госбанк должен быть кредитовать наиболее крупные промыш
ленные предприятия, государственные торговые организации, транспорт, кре
дитные организации и т.д.
Меры, предпринятые в соответствии с постановлением, до конца не устранили параллелизм и банковском деле. Это проявлялось в том, что одну часть торговли кредитовал Госбанк, а другую - Торгово-промышленный банк. Индустриализация страны вызвала значительное увеличение долгосрочных кредитов и организацию в Торгово-промышленном банке отдела долгосрочного кредитования. В 1928 году было проведено дальнейшее разграничение функций между банками. Торгово-промышленный банк был объединен с Электробанком в Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства в рамках ВСНХ. Новый банк осуществлял основную часть государственных капитальных вложений, предоставляя долгосрочные ссуды на расширенное воспроизводство основных фондов из бюджетных средств и аккумулированных ресурсов хозяйства. Помимо этого банка, долгосрочные кредиты предоставляли Центральный сельскохозяйственный банк, система сельскохозяйственного кредита и кооперативные банки, а также Центральный и местные коммунальные банки. К началу 30-х годов объем долгосрочных кредитов рез-
ко сократился, так как средства государственным предприятиям предоставлялись в виде безвозмездного бюджетного финансирования. Краткосрочные пассивы и краткосрочные обязательства этих банков были переданы госбанку. В свою очередь государственный банк долгосрочные пассивы и долгосрочные обязательства передал Промбанку. Это предопределило необходимость проведения кредитной реформы в 1930-1932 гг.
Сельскохозяйственный кредит и его банковская сеть значительно расширились. На 1 октября сеть сельскохозяйственных кредитных учреждений насчитывала 140 организаций. Политика этих банков была направлена на развитие бедняцких и середняцких хозяйств и вытеснение кулаков, объединение крестьян в колхозы, укрепление и поддержка колхозов, содействие выполнения программы по коллективизации сельского хозяйства.
Вторая причина необходимости проведения кредитной реформы состояла в том, что взаимное коммерческое кредитование и косвенное банковское кредитование не соответствовали плановой организации оборотных средств предприятий, так как давали возможность прибегать к внеплановым источникам финансирования. В конце 20-х годов роль государственного бюджета и Госбанка в прямом целевом кредитовании значительно усилилась на фоне вытеснения коммерческого кредита и косвенного банковского кредитования. Усилилась роль Госбанка в кассовом обслуживании народного хозяйства. С 1928 года Госбанк стал заниматься исполнением бюджета, а приходно-расходные кассы Наркомфина были ликвидированы. В результате этой кассовой реформы завершился переход от казначейской системы исполнения бюджета к банковской системе. Через Госбанк стала осуществляться значительная часть расчетов между поставщиками и покупателями; при этом значительная часть расчетов осуществлялась безналичным путем, т.е. путем записей по счетам. Расширяются расчеты путем зачета встречных требований. Во внутрипро-мышленном обороте безналичные расчеты стали осуществляться через банки, многозвенность которых приводила к параллелизму в работе, затрудняя при этом кредитование, расчетное и кассовое обслуживание распределения денежных накоплений в
народном хозяйстве.
8.5. Кредитная реформа 1930-32 гг.
Необходимость кредитной реформы была обусловлена отходом от рыночной экономики и ориентацией на плановую экономику. Необходимо было создать условия кредитования и расчетов, адекватные плановой экономике, создать новый тип банковской системы.
Принципами кредитной реформы явились:
1) замена коммерческого и косвенного банковского кредита прямым банков
ским кредитованием и сосредоточение в Госбанке краткосрочного кредитования
для плановых целей;
2) устранение в прохождении кредита от банка до заемщика промежуточных
звеньев, которые создавались в связи с коммерческим кредитом;
3) организация безналичных расчетов через банк на основе сосредоточения в
нем всего платежного оборота;
4) перестройка организационной структуры банковской системы по функ
циональному признаку при строгом размежевании функций Госбанка и банков
долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений.
Механизм проведения кредитной реформы включал четыре этапа.
На первом этапе было ликвидировано коммерческое кредитования и введено прямое банковское кредитование. В результате произошли изменения в организации межхозяйственных расчетов, так как они стали осуществляться в безналичной форме через банк. Были внедрены новые формы безналичных расчетов, произошла отмена вексельной формы расчетов. Весь процесс краткосрочного кредитования был сосредоточен в Госбанке. Однако отсутствие нормирования оборотных средств и принципов их разграничения на собственные и заемные на общем счете предприятия, присвоение Госбанком несвойственных ему функций планирования производства и обращения продукции с автоматизмом огульного кредитования под план привели к ослаблению хозрасчета и финансовой дисциплины, к утрате банковским кре-
дитом своих основных черт (срочность и возвратность).
Автоматизм в кредитовании и расчетах проявлялся в том, что предприятия получали кредиты под план. Предприятие-поставщик, отгрузившее товар покупателю, сразу получало в банке на свой счет всю стоимость отгруженной продукции. Счета поставщиков немедленно оплачивались банком вне зависимости от наличия средств на счете плательщика и не зависимо от его согласия. Автоматизм при кредитовании проявлялся в том, что заемщику был открыт контокоррент, с которого списывалась вся стоимость счетов за товарно-материальные ценности, и на который поступали все денежные средства, причитающиеся клиенту. Банк автоматически покрывал весь разрыв в платежном обороте предприятия за счет кредита. Установленный лимит задолженности по кредитам мог быть автоматически превышен без соответствующего анализа причин превышения. Автоматизм в кредитовании привел к накоплению излишних и ненужных товарно-материальных ценностей, вызывал нарушение принципов хозрасчета.
Цель второго этапа, начатого в 1931 году, - ликвидация автоматизма при кредитовании и расчетах:
> вводилась акцептная форма безналичных расчетов, предполагающая согласие
плательщика на оплату;
> поставщику предоставлялся кредит под расчетные документы в пути, компенси
рующий отвлечение средств в расчеты, на срок документооборота до получения
средств от плательщика;
> в практику стали внедряться аккредитивная форма расчетов и расчеты по особым
счетам, гарантирующие оплату средств поставщику;
^ кредитование осуществлялось в пределах лимитов;
> в практику кредитных отношений внедрялись санкции за нарушение оценочных
показателей.
На третьем этапе 23 июля 1931 года были внесены серьезные изменения в механизм кредитования. В итоге оборотные средства в пределах постоянной величины финансировались за счет собственных средств, а временная потребность в
средствах - за счет кредитов банка. Объектами кредитования являлись производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, товары отгруженные, товары сверх норматива. Вместо контокоррента предприятиям открывались два счета - расчетный и ссудный. Кредитные отношения должны осуществляться на основе следующих принципов: целевой характер, срочность, возвратность, обеспеченность.
На четвертом этапе завершилась перестройка структуры банковской системы по функциональному принципу. Госбанк становится банком краткосрочного кредитования народного хозяйства, единым эмиссионным, расчетным и кассовым центром страны.
Вторым основным звеном банковской системы становятся банки финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений всех отраслей народного хозяйства. Финансирование капитальных затрат стали осуществлять следующие банки: Промбанк - банк финансирования капитального строительства и электрохозяйства; Сельхозбанк - банк финансирования социалистического земледелия; Всекобанк - банк финансирования капитального строительства кооперации Украин-банк - всеукраинский кооперативный банк; Цекомбанк - банк финансирования коммунального и жилищного строительства.
С 1930 года банки долгосрочных вложений стали предоставлять государственным предприятиям бюджетные средства, а с 1934 года все средства на капитальные вложения предоставлялись в безвозвратном порядке, что привело к снижению долгосрочных ссуд в общей сумме кредитов, хотя абсолютная сумма денежных кредитов, выданных колхозам и другим кооперативным организациям, значительно выросла. Финансирование плановых государственных капитальных вложений в безвозвратном порядке осуществлялось до 1965 г. В их задачи входило финансирование капитальных вложений, мобилизация средств на капвложения, организация контроля за их правильным и целевым использованием.
Выполнение операций по обслуживанию внешнеэкономических отношений осуществляло акционерное кредитное учреждение - Внешторгбанк.
8.6. Кредитные отношения СССР в предвоенный период
В 1935 году была внедрена система инкассо при акцептной форме расчетов, согласно которой обязанность контроля за своевременностью взыскания платежа переходила от поставщика к банку; широко внедряются расчеты путем зачета взаимных требований, совершенствуется акцептная форма расчетов: начинает применяться не только по иногородним, но и одногородним расчетам, продлен срок акцепта до 3 дней, а срок платежа вместо 48 часов продлен до 10 дней.
В 1933 году торговле стали предоставляться не только сезонные кредиты под сверхплановые остатки, но и кредитование товарных запасов на долевых началах по обороту. Опыт кредитования показал, что кредитование но обороту можно распространить и на отрасли с несезонным характером производства.
С 1939 года кредитование по обороту постоянных запасов товарно-материальных ценностей применяется в тяжелой промышленности Причем раздельное кредитование незавершенного производства и готовой продукции сменяется в 1941 году кредитованием по обороту всех стадий, начиная с момента покупки сырья и завершая реализацией продукции.
В практику кредитования все больше внедряется специальный ссудный счет.
Совершенствуются методы банковского контроля. Была попытка увязать банковский контроль и кредитные санкции с выполнением предприятиями оценочных показателей. Важным требованием явилось соблюдение кредитоспособности. Однако это были первые шаги по внедрению в кредитную практику дифференцированного подхода.