Анализ финансового состояния предприятия
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров. Устойчивое финансовое положение не является подарком, судьбы или счастливым случаем его истории, а результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. Оценка результатов работы любого предприятия включает в себя анализ его финансового положения.
Различают внутренний и внешний анализ.
Внутренний анализ осуществляется для нужд управления предприятия. Его результаты используются для планирования, контроля и прогноза финансового положения.
Внешний анализ проводится на основе публикуемой финансовой отчетности. Содержание его определяется интересами собственников финансовых ресурсов и контролирующих органов.
Основными задачами как внутреннего, так и внешнего анализа являются:
•общая оценка финансового положения и факторов его изменения;
• определение рационального размещения финансовых ресурсов и эффективности их использования;
• установление положения предприятия на финансовом рынке и количественное измерение его финансовой конкурентоспособности;
• соблюдение финансовой, расчетной и кредитной дисциплины;
• определение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия;
• оценка мер, разработанных для ликвидации выявленных недостатков и повышения отдачи финансовых ресурсов;
• долгосрочное и краткосрочное прогнозирование устойчивости финансового положения;
• выявление проблем управления производственной деятельностью.
Анализ финансового положения занимает все большее место в принятии экономических решений. Он может представлять интерес для различных пользователей финансовых данных, которые преследуют свои цели и имеют свои критерии оценки финансового положения.
Кредиторы используют анализ для оценки целесообразности кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту.
Инвесторы (владельцы) вкладывают деньги в собственный капитал предприятия. Им необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия. Эти пользователи значительно больше рискуют своим капиталом, поэтому они испытывают наиболее острую потребность в достоверной информации.
Руководство предприятия определяет по данным отчетности потребность в финансовых, материально-технических и трудовых ресурсах. Финансовый анализ необходим также для разработки основных направлений развития предприятия, определения возможностей его реорганизации. Имея неограниченный доступ к финансовой документации, руководство может правильно определить финансовое состояние предприятия, рентабельность его деятельности и дальнейшие перспективы.
Налоговые органы и аудиторы на основе представленных данных осуществляют ревизию деятельности предприятия и правильность расчетов с бюджетом.
Служащие предприятия интересуются данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив их работы на данном предприятии.
Покупатели и продавцы изучают отчетность для прогнозирования динамики цен или в поисках более широких возможностей снабжения.
Пресса, информационные агенты и торгово-производственные ассоциации используют отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития отдельных предприятий и отраслей, анализа деятельности производственных звеньев, расчета обобщающих статистических показателей и сравнительного анализа оценки результатов на отраслевом уровне.
Профсоюзы заинтересованы в информации анализа для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится соответствующее предприятие.
Из всех пользователей финансовой информации можно выделить три основные группы: кредиторы, владельцы и управляющие. Цели финансового анализа могут быть разными для каждой группы. Необходимо точно установить предмет анализа (сферы деятельности предприятия). Это может быть анализ хозяйственной деятельности, анализ управления активами, анализ доходности, ликвидности и т.п.
Классификация показателей финансовой деятельности по сферам и группам пользователей представлена в табл.1.
Таблица 1
Основные показатели по группам пользователей