Соперников и врагов, с которыми он сталкивался в жизни, он теперь всякий раз
Приходил к выводу, что виноваты были не они, а он сам.
Ибо ныне его неумолимым противником было его могучее воображение,
Которое некогда без устали рисовало ему будущее, полное блистательных
Успехов.
Одиночество, на которое невольно обречен путешественник, еще
Увеличивало власть этого мрачного воображения. Каким сокровищем сейчас был
бы для него друг! "Да! - говорил себе Жюльен. - Но есть ли на свете хоть
одно сердце, которое бьется для меня? А если бы у меня и был друг, разве я
нарушил бы долг чести, который повелевает мне хранить вечное молчание?"
Он уныло разъезжал верхом в окрестностях Келя; это городок на берегу
Рейна, - Дезе и Гувьон Сен-Сир обессмертили его. Немец-крестьянин показывал
Ему маленькие речушки, проселочные дороги, островки на Рейне, прославленные
Мужеством этих великих полководцев. Жюльен держал в левой руке повод, а
Правой поддерживал развернутую превосходную карту, которая украшает мемуары
Маршала Сен-Сира. Неожиданно веселое восклицание заставило его поднять
Голову.
Это был князь Коразов, его лондонский друг, который несколько месяцев
Назад преподал ему первые правила высшего щегольства. Верный этому великому
Искусству, Коразов, приехавший в Страсбург накануне, а в Кель всего час тому
Назад, и за всю свою жизнь не прочитавший ни строки об осаде 1796 года,
Принялся подробно описывать ее Жюльену. Немец-крестьянин глядел на него
Оторопев, ибо он все-таки достаточно понимал по-французски и замечал
Чудовищные нелепости, которые говорил князь. Но Жюльен был за тридевять
Земель от того, что думал крестьянин; он с удивлением глядел на этого
Молодого человека, любовался его фигурой и тем, как ловко он сидит в седле.
"Вот счастливый характер! - думал он. - Какие у него замечательные
рейтузы! А волосы как хорошо подстрижены! Ах, если бы я был таким, она бы не
могла проникнуться ко мне отвращением после трех дней любви!"
Когда, наконец, князь покончил с осадой Келя, он повернулся к Жюльену.
- Да у вас вид настоящего монаха-молчальника! - сказал он. - Мне
Кажется, вы переусердствовали, следуя тому правилу серьезности, которое я
Когда-то преподал вам в Лондоне. Грустный вид совершенно не соответствует
Хорошему тону, надо иметь вид не грустный, а скучающий. Если у вас грустный
Вид, это значит, что вам чего-то недостает, что вы в чем-то не сумели
Добиться успеха. Это значит выставлять себя в невыгодном свете. И, наоборот,
Если вы скучаете, тогда в невыгодном положении оказывается тот, кто напрасно
Пытался вам понравиться. Вы поймите, мой дорогой, какую вы допускаете
Ошибку.
Жюльен бросил экю крестьянину, который слушал их, разинув рот.
- Очень мило, - заметил князь. - В этом есть изящество и благородная
небрежность! Очень, очень мило!
И он пустил лошадь вскачь. Жюльен поскакал за ним, преисполненный
Чувством глупейшего восхищения.
"Ах, если бы я был таким, она не предпочла бы мне этого Круазенуа!" И
Чем сильнее возмущался его разум нелепыми чудачествами князя, тем сильнее он
Презирал себя, восхищаясь ими, и горевал, что не может быть таким же.
Отвращение к самому себе не может зайти далее этого.
Князь убедился, что Жюльен действительно чем-то подавлен.
- Вот что, дорогой мой, - сказал он ему, когда они въезжали в
Страсбург. - Это уже просто дурной тон; вы что, разорились, потеряли все
состояние или, может быть, влюбились в какую-нибудь актрису?
Русские старательно копируют французские нравы, только отставая лет на
Пятьдесят. Сейчас они подражают веку Людовика XV.
От этих шуток насчет любви у Жюльена слезы подступили к глазам. "А
почему бы мне и не посоветоваться с этим милым молодым человеком? - подумал
Он вдруг.
- Увы, друг мой, да, - сказал он князю, - действительно, вы угадали: я
Влюблен; хуже того, я покинут. Прелестная женщина, - она живет тут,