Пенсионное обеспечение Российской Федерации
Распределительная пенсионная система. В Российской Федерации в течение последних лет применялась распределительная пенсионная система. Ее основой являлся Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. № 340-1. Социальная сущность Закона 1990 г. заключалась в солидарности всех застрахованных и всех страхователей, в солидарности поколений. В советские времена на одного пенсионера приходилось 10–11 работающих, пенсионная система СССР имела реальное обеспечение, считалась одной из самых прогрессивных в мире. В начале 1990-х годов с переходом России на рыночную экономику стало очевидно, что действующий распределительный принцип пенсионных выплат, основанный а солидарности поколений, исчерпал себя. Данный механизм устанавливает тесную связь между числом работающих и числом пенсионеров. С сокращением первых или уменьшением вторых умещается и размер пенсий. Отказаться от привычной и казавшейся удобной распределительной схемы пришлось по целому ряду причин, главная из которых – нарастание неблагоприятных демографических тенденций. В условиях сложившейся в России демографической ситуации: роста количества лиц преклонного возраста и сокращения числа работающих – функционирование распределительной системы пенсионного обеспечения неэффективно. В последнее время на одного пенсионера в России приходится 1,5 работающих граждан. Причем это соотношение, с одной стороны, из-за сокращения рождаемости и, с другой – благодаря достижениям медицины все время изменяется в сторону увеличения нагрузки на трудоспособное население. В результате работающим с каждым годом все сложнее становится «содержать» пенсионеров, отчисляя деньги государству, которое «делит» полученные средства между гражданами, вышедшими на заслуженный отдых. Для эффективного функционирования распределительной пенсионной системы необходимо соотношение в численности работающего населения и пенсионеров в несколько раз больше (10 работающих на одного пенсионера). Кроме того, распределительный принцип пенсионных выплат в рыночной экономике не учитывает индивидуального трудового вклада каждого пенсионера. Все эти причины обусловили необходимость проведения пенсионной реформы.
Пенсионная реформа в России. Два этапа реформы. Начало пенсионной реформы в России принято относить к 1995 году. На правительственном уровне были разработаны Концепция, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (первый этап реформы), и Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» (второй этап реформы). Основная цель этих изменений – усиление в пенсионном обеспечении страховых начал.
На первом этапе реформирования пенсионного обеспечения предусматривалось формирование двухуровневой системы государственных пенсионных выплат: базовой пенсии и трудовой, или страховой, пенсии. Базовая пенсия предоставляется государством независимо от наличия трудового стажа в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера в зависимости от степени утраты трудоспособности. Страховая (трудовая) пенсия предоставляется государством, размер которой определяется с учетом трудового (страхового) стажа, связанного с продолжительностью уплаты страховых взносов и заработка. Помимо этого, на первом этапе были предусмотрены перевод льготного пенсионного обеспечения в сферу дополнительных профессиональных пенсионных систем, введение солидарной материальной ответственности работодателя и работника за уплату страховых взносов, персонификация страховых взносов, создание резервного фонда Пенсионного фонда РФ и другие мероприятия.
За период, прошедший после 1995 г., ряд положений Концепции был реализован. Важную роль в развитии пенсионной системы играет принятый в 1996 г. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Он явился основой создания новой инфраструктуры пенсионной системы, необходимой для материализации страхового аспекта в построении пенсионного обеспечения. В соответствии с этим Законом осуществлен переход на персонифицированный учет страховых взносов и новый порядок исчисления и увеличения государственных пенсий на основе индивидуального коэффициента пенсионера. Однако в условиях незавершенности намеченных преобразований модель пенсионной реформы в 1998 г. была существенно изменена.
Третий этап реформы. На втором этапе реформирования пенсионного обеспечения предполагалось поэтапное введение накопительного метода финансирования выплаты государственных пенсий, а также переход в рамках персонифицированного учета к условно-накопительному механизму, согласно которому исчисление трудовых пенсий должно производиться из суммы уплаченных страховых взносов. Однако намеченные мероприятия не были реализованы, в том числе и из-за финансового кризиса 1998 г. Указ Президента РФ от 27 декабря 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» определил новую организационную структуру государственной пенсионной системы, за Пенсионным фондом Российской Федерации закреплены функции назначения и выплаты пенсий. В результате весь пенсионный процесс осуществляется федеральной организацией, обеспечивающей единообразный порядок исполнения федерального пенсионного законодательства и равные условия для всех граждан страны в отношении пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. До принятия Указа функции назначения и выплаты пенсий осуществлялись органами социальной защиты населения субъектов РФ (собесами), а Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял лишь финансирование выплат пенсий. В 2001 г. был принят модифицированный вариант Программы, одобренной Правительством Российской Федерации 17 апреля 2001 г. (третий этап реформирования пенсионной системы). Был принят пакет законов 1, определяющий новый порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации, который существенно изменил пенсионную систему России и механизм функционирования Пенсионного фонда РФ.
Смешанная система пенсионного обеспечения. С 1 января 2002 г. в России начала действовать смешанная система пенсионного обеспечения, так называемая распределительно-накопительная система, предусматривающая переход на страховую систему пенсионного обеспечения, при которой размер пенсии зависит от количества лет уплаты страховых взносов и от их суммы.
Пенсионная система России – составная часть государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране – всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, что соответствует международной практике.
Пенсионная система России – совокупность созданных государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 17Э-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 26 июля 2006 г. № 134-ФЭ, «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» (проект Закона принят в первом чтении Государственной Думой в мае 2002 т.), «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем» (проект Закона внесен в Правительство (версия 10 августа 2002 г.) ко второму чтению).
Пенсионная система России в настоящее время состоит из следующих частей:
- государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, а за счет ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством;
- обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца;
- дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.
Основные функции Пенсионного фонда Российской Федерации:
- сбор и аккумуляция страховых взносов;
- капитализация средств ПФ РФ, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
- совместный с налоговыми органами контроль за поступлением страховых взносов в ПФ РФ и за целевым и рациональным их расходованием;
- организация государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов;
- назначение и выплата пенсий, финансирование других расходов;
- межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, разработка договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
- научно-исследовательская работа в области государственного пенсионного страхования;
- проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам пенсионного страхования и др.
В соответствии с принятыми в 2001 г. законами в настоящее время через Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению.
Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов.
Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К ним относятся: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане. Финансирование этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В составе мер по социальной защите населения важнейшее место занимают пенсии. Социальная значимость пенсионного обеспечения велика, поскольку в России оно затрагивает жизненно важные интересы почти 39 млн престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев.
Пенсия – ежемесячные денежные выплаты гражданам в целях компенсации заработка или иного дохода, получаемого ими перед установлением пенсии в целях предоставления им средств к существованию.
Средний размер пенсий, который в состоянии выплачивать государство, можно рассчитать исходя из макроэкономических показателей, усредненных по всем ее получателям. Формула выглядит следующим образом:
Пср = (ВВП/Чраб.) • К • (Чраб./Чпенс.),
где Пср – средний размер пенсии;
К – доля ВВП на выплату пенсий;
Чраб – количество работающих (занятого населения), которые создают ВВП;
Чпенс – количество пенсионеров.
Первая составляющая формулы характеризует производительность труда в стране, вторая – определяет ту долю, которую общество считает возможным направить на пенсионное обеспечение, третья – показывает соотношение количества работающих к количеству пенсионеров.
В целом основными факторами, влияющими на размер пенсии, являются производительность труда и общее состояние экономики.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. N° 173-ФЭ. Ст. 3.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. N° 167-ФЗ. Ст. 7, п. 2.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ. Ст. 4.
В Пенсионном фонде Российской Федерации подсчитали, что достойную пенсию россияне будут получать не раньше 2027 г. и к этому периоду пенсия на 40—60% будет замещать заработную плату.
В соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ и «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЭ, вступившими в силу с 1 января 2002 г., а также Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, вступившим в силу со дня официального опубликования, в Российской Федерации выплачиваются следующие виды пенсий.
1. Трудовые пенсии:
- по старости; право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа;
- по инвалидности – устанавливается в случае наступления инвалидности, определяемой по медицинским показаниям;
- по случаю потери кормильца – назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении.
Пенсии по старости занимают главное место в расходах Пенсионного фонда России. На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство. Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда России сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица. Отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Размер трудовой пенсии определяется на основе страхового стажа и расчетного пенсионного капитала.
Страховой стаж – суммарная продолжительность периода работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы Пенсионного фона.
Расчетный пенсионный капитал – общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд за застрахованное лицо, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: (1) базовой;
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЭ. Ст. 5, 14.: страховой; накопительной.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей: базовой; страховой.
Лицам, имеющим право одновременно на различные виды пенсий, устанавливается только одна пенсия по их выбору.
Вазовая часть трудовой пенсии устанавливается государством в твердой сумме для всех пенсионеров и финансируется за счет сумм единого социального налога (ЕСН), перечисленных в федеральный бюджет.
Страховая часть устанавливается в зависимости от уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию. Эта часть пенсии финансируется по распределительному методу, т.е. страховые взносы нынешних работающих граждан распределяются на выплату пенсий нынешних пенсионеров. Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности, деленное на нормативно установленный ожидаемый период выплаты пенсий.
Накопительная часть трудовой пенсии устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в накопительную часть пенсионной системы с учетом инвестиционного дохода от их размещения и ожидаемого периода выплаты пенсии.
2. Государственные пенсии:
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансируются за счет ассигнований из федерального бюджета) устанавливаются:
- по старости для граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф;
- по выслуге лет для федеральных государственных служащих и военнослужащих;
- по инвалидности для военнослужащих, участников ВОВ, граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф;
- социальная для нетрудоспособных граждан, не имеющих права на получение трудовой пенсии;
- по случаю потери кормильца для членов семей военнослужащих, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
Пенсии по инвалидности назначаются при постоянной или длительной утрате трудоспособности. Их размер зависит от степени потери трудоспособности (группы инвалидности), причин инвалидности и размера заработка. Под инвалидностью понимается стойкое расстройство функций организма.
Пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. Размер пенсии зависит от числа нетрудоспособных членов семьи, состоявших на иждивении умершего, причин его смерти, условий работы и размера заработка.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные служащие, которым назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка плюс 3% месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общая сумма пенсии не может превышать 75% среднего заработка.
Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств региональных и муниципальных бюджетов определяются соответствующими нормативными правовыми актами территориальных органов власти.
3.Социальная пенсия устанавливаются нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации и не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью.
Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию:
- инвалидам, в том числе инвалидам с детства;
- лицам, достигшим возраста: мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет;
- детям до 18 лет – в случае потери кормильца, не имеющего страхового стажа;
- детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.
Размеры социальной пенсии дифференцируются в зависимости от основания назначения пенсии, тяжести инвалидности и времени ее наступления, а также от того, потерял ли ребенок одного или обоих родителей.
В соответствии с проводимой в России реформой пенсионного обеспечения существенно изменился порядок формирования доходов и направлений расходования средств Пенсионного фонда.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат зачислению следующие доходы:
- налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрошенной системы налогообложения, – по нормативу 60%;
- неналоговые доходы:
· страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
· страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей – организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
· недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;
· доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
· штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
- безвозмездные поступления:
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;
- прочие поступления.
Объем расходов на пенсионное обеспечение и иные направления расходования средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в соответствии с нормами пенсионного законодательства, другими действующими законодательными актами и указами Президента Российской Федерации.
Расходование средств Пенсионного фонда РФ имеет целевое назначение. Эти средства направляются на финансирование:
- общегосударственных вопросов деятельности Фонда, включая международные отношения и международное сотрудничество;
- образования, включая переподготовку кадров и повышение квалификации;
- социальной политики, включая пенсионное обеспечение, в том числе выплату трудовых и других видов пенсий, реализацию государственных функций в области социальной политики (выплату ежемесячных денежных выплат ветеранам; инвалидам; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; Героям Советского Союза; Героям РФ и полным кавалерам Ордена Славы; Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы, некоторым другим категориям граждан), прикладные научные исследования в области социальной политики и другие вопросы социальной политики (оплата стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года: расходы на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров);
- межбюджетных трансфертов.
В настоящее время пенсии из Пенсионного фонда РФ получают 38,2 млн чел. Средний размер трудовой пенсии по старости в 2007 г. составил 3560 руб. Однако в соответствии с рекомендациями Международной организации труда пенсия должна составлять не менее 40% последнего заработка работника после 30 лет трудового стажа, а согласно Европейской хартии – не менее 50% последнего заработка.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, а также согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. № 118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год».
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 г. сформирован по доходам в сумме 1914,1 млрд руб. (1608,92 млрд руб. – в 2006 г., 1315,77 млрд руб. – в 2005 г., из них 1777,70 млрд руб. (1505,96 млрд руб. – в 2006 г., 1237,17 млрд руб. – в 2005 г.) в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, и по расходам в сумме 1782,35 млрд руб. (1532,37 млрд руб. – в 2006 г., 1293,49 млрд руб. – в 2005 г.), из них 1764,43 млрд руб. (1525,80 млрд руб. – в 2006 г., 1291,20 млрд руб. – в 2005 г.) в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части пенсий.
В 2007 г. доходы Пенсионного фонда РФ составили 6,0% ВВП (в 2006 г. – 6,1% ВВП); по расходам – 5,7% ВВП (в 2006 г. – 6,3%), что свидетельствует о наметившейся тенденции к снижению доли расходов на пенсионное обеспечение, которая будет иметь место в средне- и долгосрочной перспективе.
Расходы на выплату базовой части трудовой пенсии в 2007 г., включая расходы по ее доставке (в структуре расходов бюджета Фонда указанные расходы составляют 31,6%), составили в сумме 559,77 млрд руб., при поступлении финансовых ресурсов по ЕСН – в сумме 368,77 млрд руб. Дефицит по базовой части трудовой пенсии (в сумме 191 млрд руб.) в полном объеме учтен в составе субвенций из федерального бюджета для перечисления бюджету Фонда.
Аналогично с дефицитом запланированный объем текущих поступлений и расходов на страховую часть пенсионного обеспечения составили: доходы – в сумме 757,6 млрд руб., расходы – в объеме 795,5 млрд руб.
В этой связи в целях обеспечения сбалансированности бюджета Фонда и на покрытие дефицита страховой части из федерального бюджета было направлено 88,25 млрд руб. (против 74,49 млрд руб. в 2006 г.).
На выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и другие социальные выплаты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, было направлено 100,1 млрд руб., что составляет 5,5% расходов бюджета. На дополнительное ежемесячное материальное обеспечение участников и инвалидов Великой Отечественной войны, семей погибших и других категорий граждан Пенсионному фонду Российской Федерации переданы средства федерального бюджета в общей сумме 15,2 млрд руб.
Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов.
В 2007 г. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступило страховых взносов в сумме 757,6 млрд руб., общий объем средств на выплату, доставку и увеличение страховой части трудовой пенсии предусмотрен в размере 794,2 млрд руб., в том числе на дополнительное увеличение – 51,53 млрд руб.
Таким образом, данный объем текущих поступлений страховых взносов в 2007 г. так же, как и в 2005–2006 гг., не покрывает расходов, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии, включая расходы по их доставке и дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии.
В 2007 г. бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формировался в значительной степени (на 53,2%) за счет ассигнований федерального бюджета.
В бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 г. прогнозируется общий объем доходов Фонда в сумме 2330,6 млрд руб. (6,7% к объему ВВП), из них 2107,2 млрд руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1280,3 млрд руб. и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 1,87 млрд руб. Общий объем расходов бюджета Фонда устанавливается в сумме 2099,9 млрд руб. (6% к объему ВВП), из них 2079,6 млрд руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 10,7 млрд руб. Максимальный объем профицита бюджета Фонда определен в сумме 230,7млрд руб., из них 27,6 млрд руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
На 2009 г. и на 2010 г. утверждены следующие основные характеристики бюджета Фонда: прогнозируемый общий объем доходов Фонда на 2009 г. в сумме 2669,5 млрд руб., из них 2397,5 млрд руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1456,4 млрд руб. и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2,1 млрд руб., и на 2010 г. в сумме 3179,8 млрд руб., из них 2857,6 млрд руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1801,4 млрд руб. и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2,5 млрд руб.
Бюджет Фонда по распределительной составляющей сформирован в 2009 г. с текущим дефицитом в сумме 40,6 млрд руб., в 2010 г. с профицитом в сумме 16,5 млрд руб. Обеспечение текущей сбалансированности бюджета Фонда по распределительной составляющей предусмотрено за счет остатков средств бюджета Фонда в указанной части на начало 2008 г.
При составлении проекта бюджета Фонда на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. были приняты следующие показатели:
- средний среднегодовой размер трудовой пенсии на 2008 г. – 3772,6 руб., на 2009 г. – 4454,2 руб., на 2010 год – 5158,8 руб.;
- размер индексации базовой части трудовой пенсии с 1 апреля 2008 г. - 7%, в 2009 г. – 6,8, в 2010 г. – 6,5% и установление с 1 августа 2008 г. размера базовой части трудовой пенсии по старости в сумме 1545 руб., с 1 октября 2009 г. – 1950 руб.;
- увеличение страховой части трудовой пенсии с 1 февраля – индексация по росту индекса потребительских цен: 2008 г. – 8%, 2009 г. – 7, 2010 г. – 6,8%, с 1 апреля – дополнительное увеличение по росту доходов Пенсионного фонда России в 2008 г. на 7,5%, в 2009 г. – на 6, в 2010 г. – на 6%;
- прожиточный минимум пенсионера: на 2008 г. – 3273 руб., на 2009 г. – 3566 руб. и на 2010 г. – 3881 руб.
За период с 2007 по 2009 г. предусматривается увеличение среднегодового размера пенсии на 1922,8 руб., или на 67,7%. Таким образом, обеспечивается решение задачи, поставленной Президентом России в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 г. по увеличению среднего размера пенсий за период с 2007 по 2009 г. не менее чем на 65%.
Вместе с тем коэффициент замещения, характеризующий отношение среднегодового размера пенсии к уровню заработной платы, останется низким и будет составлять в 2008 г. – 23,8%, в 2009 г. – 24,2, в 2010 г. – 24,4%.
Таким образом, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является основным документом, определяющим повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового учреждения нашей страны. Основные задачи бюджетной политики Пенсионного фонда Российской Федерации – финансовая стабилизация системы и обеспечение своевременной выплаты пенсий с учетом дополнительного увеличения расходов.
В последнее время привлекательность пенсионной реформы снизилась. С 2005 г. пересмотрен порядок проведения пенсионной реформы. В связи со снижением ставки ЕСН из реформы исключена наиболее активная часть населения (граждане страны, родившиеся в 1953–1966 гг.), чья средняя заработная плата во многом определяет уровень доходов в России. Число участников накопительного нововведения сразу же сократилось на 5 млн. Их пенсия будет складываться только из базовой ставки и страховых накоплений за каждый год работы. С января 2005 г. работодатель перестал перечислять 2% заработной платы на накопительную часть трудовой пенсии за работников: мужчин 1953–1966 и женщин 1957–1966 гг. рождения. Для лиц моложе перенесен срок перехода к 6%-ной ставке накопительных отчислений с 2006 на 2008 г. Сделано это в связи с образованием дефицита в базовой части трудовой пенсии начиная с 2005 г. в размере 74 млрд руб. с последующим увеличением. В качестве компенсации для возрастной категории, исключенной из реформы, Правительством разрабатывается законопроект о добровольном пенсионном страховании. В рамках добровольного пенсионного страхования всем желающим старше 37 лет предлагается отчислять от своего заработка 4% в государственную накопительную систему. В этом случае государство обещает добавить к их накопительным взносам еще 2%, но не менее 2 тыс. руб. в год. Правительству РФ следует честно сказать исключенным из реформы гражданам, что больше 30% от последней заработной платы государство им не обеспечит. Желающим получать достойную пенсию следует обращаться в негосударственный сектор пенсионного обеспечения. Размер взносов в негосударственный пенсионный фонд должен стать прерогативой самих граждан. Благодаря такому подходу у людей появится мотивация личного участия в реформе соразмерно своим возможностям и потребностям. И эту концепцию государству необходимо всячески пропагандировать.
Механизм инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде Российской Федерации. Наиболее сложным вопросом, решаемым при переходе к накопительной системе, является выработка механизма инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ страховые взносы, направленные на накопление, образуя пенсионные резервы, подлежат инвестированию Пенсионным фондом России через независимые управляющие компании, список которых утверждается Правительством РФ по результатам проведения тендера. При этом каждому гражданину
России предоставлена возможность путем предоставления заявления в Пенсионный фонд РФ самостоятельно выбрать управляющую компанию, а значит, и объект инвестирования.
Какую бы управляющую компанию гражданин ни выбрал, его средства на специальном накопительном счете продолжают контролироваться Пенсионным фондом России. Управляющая компания не владеет, даже временно, средствами гражданина. Она лишь принимает инвестиционные решения – в этом основной смысл доверительного управления.
Деятельность частной управляющей компании постоянно контролируют как минимум пять независимых организаций: Министерство финансов РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Общественный совет по надзору за инвестированием накопительной части трудовой пенсии, Специализированный депозитарий, отслеживающий все сделки управляющей компании, и Независимый аудит.
Управляющая компания – это участник рынка ценных бумаг, профессионально занимающийся доверительным управлением.
Для осуществления деятельности по управлению пенсионными средствами управляющая компания обязана пройти процедуру лицензирования в Федеральной комиссии по ценным бумагам. Допуск управляющих компаний к управлению накопительной частью пенсии граждан контролируется Министерством финансов РФ и определяется по результатам ежегодного конкурса.
Для повышения гарантий сохранности и снижения различных рисков управляющие компании обязаны страховать риск своей ответственности перед Пенсионным фондом России за нарушение договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений, вызванное ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями работников управляющей компании либо умышленными противоправными действиями (бездействием) иных лиц.
Государство устанавливает жесткие требования к компаниям, выпускающим ценные бумаги, в которые может инвестировать управляющая компания. Контроль над действиями управляющей компании возложен на отобранный Министерством финансов РФ специализированный депозитарий. Все платежи, так или иначе связанные с управлением накопительной частью пенсии граждан, управляющая компания обязана проводить только через уполномоченные банки, выбранные Министерством финансов РФ.
Государственный контроль и требования государственных регулирующих органов гарантируют как сохранность пенсионных накоплений граждан, так и профессионализм работы управляющей компании.
Перечень видов активов, в которые могут быть размещены средства пенсионных накоплений:
- государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в рублях Российской Федерации;
- государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, номинированные в рублях Российской Федерации;
- облигации российских эмитентов, номинированные в рублях Российской Федерации, за исключением ипотечных ценных бумаг;
- акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
- денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
- депозиты в рублях в кредитных организациях.
Структура инвестиционного портфеля должна удовлетворять следующим основным требованиям:
- максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле не должна превышать 5%, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
- депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать 10% инвестиционного портфеля;
- максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одного эмитента не должна превышать 10% его капитализации;
- максимальная доля в инвестиционном портфеле облигаций одного эмитента не должна превышать 10% совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
- доля государственных ценных бумаг Российской Федерации одного выпуска не может составлять более 35% инвестиционного портфеля.
Максимальная доля следующих классов активов в инвестиционном портфеле составляет:
- государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации – 40%;
- облигации российских эмитентов (помимо облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации): облигации, выпущенные от имени муниципальных образований, – 40%;
- облигации российских хозяйственных обществ: в 2004 г. – 50%; в 2005 г. – 60; в 2006 г. – 70; с 2007 г. – 80%;
- акции российских эмитентов, являющихся открытыми акционерными обществами: в 2004 г. – 40%; в 2005 г. – 45; в 2006 г. – 55; с 2007 г. – 65%.
При инвестировании средств пенсионных накоплений управляющая компания обязана соблюдать иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, договорами с Пенсионным фондом РФ и другими нормативными правовыми актами.
Задача негосударственного пенсионного страхования заключается в том, чтобы дополнять гарантии, предоставляемые в рамках обязательного пенсионного страхования гражданам, по выплатам пенсий. Участие в негосударственном (добровольном) пенсионном страховании не регламентируется государством и реализует потребности и возможности каждого отдельного гражданина или профессионального коллектива.
Негосударственные пенсионные фонды. В России деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Законом РФ «О негосударственных пенсионных фондах» (1998).
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"» от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ определено, что негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и договорами об обязательном пенсионном страховании;
- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
Высшим органом управления негосударственного пенсионного фонда является Совет фонда, состоящий из представителей, учредителей, участников фонда и руководителя исполнительной дирекции. В Совет негосударственного пенсионного фонда могут также входить представители вкладчика. Нормы представительства определяются учредителями. Оперативное управление деятельностью негосударственного пенсионного фонда осуществляет исполнительная дирекция. Деятельность фонда прекращается при его реорганизации или ликвидации. Решение о реорганизации и ликвидации негосударственного пенсионного фонда принимается при безусловном выполнении обязательств перед участниками.
Активы негосударственного пенсионного фонда передаются в доверительное управление одной или нескольким компаниям. Взаимоотношения между негосударственным пенсионным фондом и управляющими компаниями строятся на основании договора об управлении активами фонда, включающего размер и условия выплаты комиссионных. Компания должна иметь лицензию на соответствующий вид инвестиционной деятельности, а ее руководители и специалисты, непосредственно обеспечивающие совершение операций с ценными бумагами или участвующие в заключении сделок с ценными бумагами от лица компании, должны иметь квалификационные аттестаты на право совершения таких операций. Негосударственные пенсионные фонды пока еще не стали серьезным дополнением к государственной пенсионной системе России.
Субъекты негосударственного пенсионного страхования:
- негосударственные пенсионные фонды – некоммерческие организации, осуществляющие выплаты негосударственных пенсий своим участникам независимо от государственного пенсионного обеспечения населения;
- вкладчики – юридические или физические лица, являющиеся стороной пенсионного договора и перечисляющие пенсионные взносы в пользу назначенных им участников;
- участники – лица, которым в силу заключенного между вкладчиком и фондом пенсионного договора производятся выплаты негосударственных пенсий. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.
Договор о негосударственном пенсионном обеспечении представляет собой соглашение между фондом и вкладчиком фонда в пользу участника фонда, в силу которого вкладчик обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд, а фонд при наступлении пенсионных оснований – выплачивать участнику негосударственную пенсию.
Деятельность фонда состоит в привлечении добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных взносов для осуществления пожизненно или в течение длительного времени регулярных выплат гражданам в денежной форме и других обязательств перед гражданами.
Управляющая компания – коммерческая организация, получившая лицензию и осуществляющая управление пенсионными резервами фонда на основании заключенного с фондом договора.
Пенсионные резервы – совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий.
Государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов заключается:
- в лицензировании деятельности фондов;
- в установлении порядка регистрации пенсионных правил фондов, нормативного размера пенсионных резервов фондов;
- в утверждении условий, которым должны соответствовать договоры об управлении пенсионными резервами фондов, заключаемые между фондами и управляющими компаниями;
- в контроле за размерами пенсионных резервов фондов, выполнением принятых фондами объемов перед вкладчиками и участниками, за деятельностью объединения гарантийных фондов, создаваемых фондами.
Дополнительное пенсионное обеспечение. Народу с государственной системой пенсионного обеспечения в Российской Федерации формируется дополнительное пенсионное обеспечение как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.
После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей. Дополнительная профессиональная пенсионная система должна удовлетворять ряду требований: необходимо обеспечить выплату пенсий, а не единовременных сумм и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения. Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть с установленными выплатами либо с установленными взносами, солидарной или накопительной или же использовать одновременно оба этих вида.
Финансирование дополнительной профессиональной пенсионной системы предполагается осуществлять как за счет взносов работодателя, так и с участием работников. Обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов. При финансировании перечисленных пенсионных систем за счет взноса работодателя в них может быть предусмотрен определенный период, в течение которого уволившийся работник, «охваченный» этой системой, не приобретает пенсионных прав в случае увольнения из организации. Дополнительной профессиональной пенсионной системе, удовлетворяющей установленным требованиям, могут быть предоставлены определенные налоговые льготы.
С 2004 г. негосударственные пенсионные фонды (НПФ) начали работать в системе обязательного пенсионного страхования. Из государственной системы в частную в 2004 г. перешло около 280 тыс. человек: 120 тыс. – в управляющие компании, 260 тыс. доверили свои пенсионные накопления НПФ. Решающую роль в выборе частных компаний сыграл административный ресурс. В десятке лидеров среди НПФ – фонды, обслуживающие крупные предприятия и отрасли: «ЛУКойл-Гарант», «Электроэнергетика», «Благосостояние», «Газфонд». За 2004 г. негосударственные пенсионные фонды получили из ПФ РФ пенсионные накопления примерно в сумме 2,3 млрд руб. Причины сверхскромных достижений частных компаний хорошо известны. В первую очередь это несовершенство налогового законодательства. Так, пенсионные накопления, которые застрахованный гражданин перевел в НПФ, переходят из собственности Российской Федерации в собственность НПФ. Формально эти средства считаются прибылью фонда и облагаются налогом 24%. Однако сами пенсионные накопления – это и так часть единого социального налога. Получается двойное и даже тройное налогообложение, потому что и с инвестиционного дохода, который фонд зарабатывает для граждан, он должен отдать налог на прибыль. Во-вторых, это непонимание абсолютным большинством населения смысла реформы, ее основных принципов.
На российском рынке в настоящее время действует около 300 НПФ. В то же время, по оценкам специалистов, для того чтобы обеспечить 10% работающего населения, потребуется как минимум 800 НПФ, а 30% населения – 2000 НПФ. Основная доля пенсионных взносов поступает от вкладчиков – юридических лиц. В то же время количество граждан, пользующихся услугами НПФ, имеет тенденцию к снижению, что объясняется общей неуверенностью населения в эффективности накопительной схемы. Во всем мире пенсионные фонды считаются долгосрочными инвесторами, обладающими самыми длинными финансовыми ресурсами. Обязательства, отсроченные на 20–25 лет, позволяют более гибко и широко использовать возможности инвестиционного рынка. В современной России пока мало объектов для долгосрочного инвестирования. Большая часть вложений делается исходя из краткосрочной стратегии: до 90% всех резервов вкладывается в краткосрочные инструменты, т.е. со сроком погашения до одного года, что делает инвестиции чрезвычайно зависимыми от состояния рыночной конъюнктуры. Степень риска вложений оценить весьма сложно, так как в России очень молодая рыночная система и статистических данных о банкротствах недостаточно. Специально для нашей страны используются российские версии международных рейтингов. Поэтому и функционирование негосударственных пенсионных фондов, как и государственной пенсионной системы, в России нельзя признать эффективным.
Совершенствование пенсионной системы в России. Происшедшие в ходе реформирования пенсионной системы ощутимые изменения (переход от распределительной к смешанной, распределительно- накопительной пенсионной системе, обеспечение возможности выбора застрахованными лицами порядка формирования своих пенсионных накоплений), как свидетельствует анализ, сопровождаются целым рядом проблем, тормозящих дальнейшие преобразования в пенсионном обеспечении.
В их числе реформирование льготных пенсий, назначенных ранее; общеустановленного пенсионного возраста лицам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда; финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии; обеспечение среднесрочной и долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы.
Остаются не в полной мере реализованными конкурентные преимущества негосударственных организаций в сфере обязательного пенсионного страхования. Требуют дальнейшего совершенствования механизмы сбора и учета страховых взносов, их отражения на индивидуальных счетах застрахованных лиц, определение методики учета операций по формированию и инвестированию пенсионных накоплений, сверки средств, учтенных на лицевом счете застрахованного лица с суммами начисленных и поступивших страховых взносов, а также учета доходов от инвестирования пенсионных накоплений.
Основными направлениями проведения пенсионной реформы являются
1) завершение формирования нормативной правовой базы обеспечения проведения пенсионной реформы. Разработка проектов и принятие федеральных законов:
- о профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации;
- о порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностях инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан пенсионного возраста в Российской Федерации;
- об особенностях финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, сформированной в негосударственных пенсионных фондах;
- о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», связанных с анализом их практического применения;
- о повышении уровня пенсионного обеспечения сверх роста цен с тем, чтобы в среднесрочной перспективе размеры социальных пенсий полностью обеспечивали прожиточный минимум пенсионеру и соответственно были бы повышены базовые части трудовых пенсий;
- о правах застрахованных лиц на добровольное вступление в отношения по обязательному пенсионному страхованию;
2) разработка мер по развитию механизмов обязательного пенсионного страхования, дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования, в том числе путем:
- повышения привлекательности негосударственных организаций в сфере обязательного пенсионного страхования за счет расширения предлагаемых ими форм пенсионных продуктов;
- уточнения организационно-правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов;
- разработки мер по повышению эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и предотвращению конфликта интересов в сфере формирования и инвестирования пенсионных накоплений, закрепления порядка инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов;
- установления требований к раскрытию информации негосударственными пенсионными фондами;
- развития актуарной деятельности, создания институциональных основ осуществления актуарной деятельности в России, разработки законодательного акта, регулирующего основы актуарной деятельности.