Функции финансовой службы и финансовых менеджеров корпораций (предприятий)
На крупных предприятиях, в корпорациях, холдингах, концернах, в финансово-промышленных группах создаются финансовые дирекции, подчиненные непосредственно президенту фирмы или его первому заместителю — вице-президенту по финансам.
Функции финансовых дирекций промышленных отечественных компаний во многом близки функциям западных компаний, рассмотренным в § 2.3, но они имеют свою специфику, что объясняется, во-первых, неразвитостью финансового рынка, отсутствием опыта стратегического управления, во-вторых, наличием в арсенале финансовых служб традиционных рычагов и методов.
Финансовая дирекция является одной из центральных служб аппарата управления, создаваемых правлением или дирекцией хозяйствующего субъекта. Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, например финансового отдела, планово-экономического отдела, бухгалтерии, лаборатории (бюро, сектора) экономического анализа, отдела (сектора) внутрихозяйственного расчета (подряда), отдела валютных операций и др. Дирекция и каждое ее подразделение функционируют на основе положения о финансовой дирекции или подразделения, которое включает общие моменты организации дирекции, задачи дирекции, ее структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями (дирекциями) и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность дирекции.
В управлении финансовой деятельностью главное действующее лицо — финансовый менеджер. Финансовый менеджер — это профессиональный специалист, который осуществляет квалифицированное руководство финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта. На крупных предприятиях, в акционерных обществах обычно формируется группа финансовых менеджеров, за каждым из которых закрепляются определенные обязанности и направление работы. Во главе группы стоит ведущий финансовый менеджер (лидменеджер). Если таких групп несколько, то их возглавляет главный финансовый менеджер.
Финансовый менеджер – это лицо, от которого зависит финансовое благополучие предприятия; он должен знать финансовые рынки и уметь работать на них, т.е. уметь «делать деньги». Финансовый менеджмент предполагает работу не статистиков, составляющих «постфактум» финансовую отчетность, а специалистов, способных организовать управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли. Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной финансовой политики на основе анализа финансовой отчетности и прогнозирование доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия, проведение активной инвестиционной деятельности.
Функции финансового менеджера, определенные институтом финансовых управляющих США, выглядят следующим образом:
1. Планирование:
• долгосрочное и краткосрочное финансовое и общее планирование;
• составление бюджета для торговых и финансовых операций и капитальных затрат;
• оценка эффективности;
• ценовая политика и прогнозирование продаж;
• анализ экономических факторов;
• оценка приобретаемого или реализуемого имущества;
2. Предоставление ссуд:
• краткосрочные источники; цена и условия;
• долгосрочные источники; цена и условия;
• использование внутренних резервов;
3. Управление фондами:
• контроль и регулирование денежных операций;
• банковские операции;
• получение, хранение и выплата денег и ценных бумаг компании;
• кредитование и взыскание денежных средств;
• управление пенсионными средствами;
• управление инвестиционным портфелем;
4. Бухгалтерский учет и контроль:
• определение политики бухгалтерского учета;
• подготовка бухгалтерской отчетности;
• учет производственных издержек;
• внутренняя ревизия;
• система и порядок учета;
• правительственная отчетность;
• доклад руководству и пояснения к нему о результатах торговых и финансовых операций;
• сравнение исполнения с производственными планами и
нормативами;
5. Защита имущества:
• страхование;
• установление надежного внутреннего контроля;
6. Налоговая служба:
• определение налоговой политики и методики;
• подготовка налоговой отчетности;
• планирование налогов;
7. Отношения с инвесторами:
• поддержание связей с инвесторами;
• использование рекомендаций аналитиков — службы общественной информации;
8. Оценка и консультации:
• проведение консультаций с другими руководителями подразделений компании и разработка для них рекомендаций по вопросам организационной политики компании, торговых и финансовых операций, целей и эффективности;
9. Информационные системы управления:
• разработка и использование компьютерных технических средств;
• разработка и использование, информационных систем управления;
• разработка и использование систем и методик.
Рассмотрим теперь типичные для большинства отечественных крупных предприятий должностные обязанности главного финансового менеджера - начальника финансового отдела, взятые нами в одной из крупных отечественных корпораций. В своей деятельности он:
• организует управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в условиях рынка, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли;
• обеспечивает разработку финансовой стратегии предприятия;
• руководит разработкой проектов перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств. Обеспечивает доведение утвержденных финансовых показателей до подразделений предприятия;
• участвует в подготовке проектов планов реализации продукции (работ, услуг), капитальных вложений (инвестиций), планировании себестоимости продукции и рентабельности производства, возглавляет работу по расчету прибыли и налога на прибыль;
• определяет источники финансирования производственно-хозяйственной деятельности, включающие бюджетное финансирование, краткосрочное и долгосрочное кредитование, выпуск и приобретение ценных бумаг, лизинговое финансирование, привлечение заемных и использование собственных средств, проводит исследование и анализ финансовых рынков, оценивает возможный финансовый риск применительно к каждому источнику средств и разрабатывает предложения по его уменьшению;
• осуществляет инвестиционную политику и управление активами предприятия, определяет оптимальную их структуру, подготавливает предложения по замене, ликвидации активов, следит за портфелем ценных бумаг, проводит анализ и оценку финансовых вложений;
• организует разработку нормативов оборотных средств и мероприятий по ускорению их оборачиваемости;
• обеспечивает своевременное поступление доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций, оплату счетов поставщиков и подрядчиков, погашение займов, выплату процентов, заработной платы рабочим и служащим, перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения;
• анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятия, участвует в разработке предложений, направленных на обеспечение платежеспособности, предупреждение образования просроченной дебиторской задолженности и ликвидацию неиспользованных товарно-материальных ценностей, повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, снижение издержек на производство и реализацию продукции, укрепление финансовой дисциплины. Осуществляет контроль за выполнением финансового плана и бюджета, плана реализации продукции, плана по прибыли и другим финансовым показателям, за прекращением производства продукции, не имеющей сбыта, правильным расходованием денежных средств и целевым использованием собственных и заемных оборотных средств;
• обеспечивает ведение учета движения финансовых средств и составление отчетности о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности, достоверность финансовой информации, контролирует правильность составления и оформления отчетной документации; своевременность ее предоставления внешним и внутренним пользователям, руководит работниками отдела.
Для того чтобы профессионально выполнять эти должностные обязанности, финансовый менеджер должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность; нормативные и методические материалы, касающиеся финансовой деятельности предприятия; перспективы развития предприятия; состояние и перспективы развития финансовых рынков и рынков сбыта продукции (работ, услуг); основы технологии производства; организацию финансовой работы на предприятии; порядок составления финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств, планов реализации продукции (работ, услуг), планов по прибыли, систему финансовых методов и рычагов, обеспечивающих управление финансовыми потоками; порядок финансирования из государственного бюджета, краткосрочного и долгосрочного кредитования предприятия, привлечения инвестиций и заемных средств, использования собственных средств, выпуска и приобретения ценных бумаг, начисления платежей в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды; порядок распределения финансовых ресурсов, определения эффективности финансовых вложений; нормирование оборотных средств; порядок и формы финансовых расчетов; налоговое законодательство; стандарты финансового учета и отчетности; экономику, организацию производства, труда и управления; бухгалтерский учет; средства вычислительной техники, телекоммуникаций и связи; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.
Как видно из приведенной выше должностной инструкции главного финансового менеджера, требования к его работе, знаниям и умениям довольно велики и мало чем отличаются от аналогичных требований к профессиональным финансовым менеджерам США.
Обычно финансовый менеджер является наемным работником, который привлекается к управленческой деятельности по контракту. В контракте, заключенном между финансовым менеджером и руководителем-владельцем, оговариваются условия работы финансового менеджера, порядок и размер оплаты его труда. Финансовый менеджер как высший служащий кроме заработной платы может получать вознаграждение в виде процента от прибыли. Такое вознаграждение называется тантьема. Размер тантьемы определяется высшим органом управления хозяйствующего субъекта: собранием акционеров, собранием учредителей товарищества, правлением предприятия с иностранными инвестициями, собранием членов кооператива.
Вопросы для самоподготовки
1. В чем различие места финансовой службы при линейно-функциональной и дивизиональной организации управления?
2. Каковы особенности организации финансов в холдинговых структурах?
3. Перечислите функции финансовых менеджеров. В чем отличие в должностных обязанностях отечественных и американских финансовых менеджеров?
4. При каких объемах производства (сумм продаж) целесообразно создание собственной финансовой службы?
5. Каковы функции финансовой службы на крупных предприятиях?
6. В чем отличие организации финансов финансово-промышленных групп от холдингов?
7. Каковы производственно-технические и финансово-экономические преимущества ФПГ?
8. Какие функции выполняет финансовая дирекция на предприятиях?
9. Что должен знать финансовый менеджер?