Обеспечение условий для досуга, развития физической культуры и спорта
Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнес к числу вопросов местного значения создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании. Одновременно муниципальным образованиям предоставлено право иметь в собственности имущество, предназначенное для развития на их территории массовой физической культуры и спорта.
При этом строительство новых государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов без физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также ликвидация имеющихся сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, пока на данной территории не будут созданы равнозначные сооружения. Нормативы обеспеченности жилых районов основными физкультурно-спортивными сооружениями определяются органами исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта на основе градостроительных норм.
Создание условий для занятий физической культурой граждан по месту жительства и в местах массового отдыха может осуществляться органами местного самоуправления в соответствии с муниципальными программами развития физической культуры и спорта. Программы - наиболее распространенный, но не единственный способ решения проблем в данной области физической культуры и спорта. Возможна поддержка со стороны органов местного самоуправления и иными путями, в частности целевым выделением средств на строительство спортивных сооружений либо поддержка физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций.
Содействуя развитию физкультуры и спорта на территории муниципального образования, органы местного самоуправления должны руководствоваться основными принципами, установленными Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Согласно ст. 9 "Полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта" данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований относятся:
1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;
2) популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;
3) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
4) утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
5) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
6) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
7) утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;
8) участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд соответствующего субъекта РФ, проводимых на территориях муниципальных образований;
9) оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;
10) осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами муниципальных образований полномочий.
Органы местного самоуправления могут оказывать содействие спортивным клубам посредством:
строительства, реконструкции, ремонта спортивных сооружений и иных объектов спорта;
передачи в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду на льготных условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся муниципальной собственностью;
обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;
оказания иной поддержки в порядке и в случаях, которые установлены нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ или муниципальными правовыми актами.
Согласно Федеральному закону от 4 декабря 2007 г. (ст. 20) организация и проведение физкультурного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о физкультурном мероприятии или таком спортивном соревновании, утверждаемым его организаторами. При этом порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях муниципального образования, требования к содержанию этих положений (регламентов) устанавливаются органами местного самоуправления.
Именно органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в этой области.
Особо Закон выделяет задачи органов государственной власти и местного самоуправления по оказанию помощи инвалидам. Органы публичной власти, в том числе и муниципального уровня, совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций. Для этих целей, в том числе с участием органов местного самоуправления, организуется проведение физкультурных и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создаются детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.
Надо отметить, что в связи с развитием спортивно-оздоровительных услуг на платной основе органы местного самоуправления могут регулировать: цены за посещение спортивных соревнований, организуемых ими; плату за аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями; они могут разрешать проводить в муниципальных спортивных сооружениях занятия бесплатно или на льготных условиях и в случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств местных бюджетов или других не запрещенных законом источников.