Владимир Басалаев, 2005 г
Л и т е р а т у р н ы е с т р а н с т в и я |
Свой остров
1. Отплываем в тёплый край навсегда. Наше плаванье, считай, на года. Ставь фортуны колесо поперёк, Мы про штормы знаем всё наперёд. Поскорей на мачту лезь, старик! Встал вопрос с землёй остро. Может быть, увидишь материк, Ну, а может быть - остров. 2. У кого-нибудь расчёт под рукой, Этот кто-нибудь плывёт на покой. Ну, а прочие в чём мать родила - Не на отдых, а опять на дела. Ты судьбу в монахини постриг, Смейся ей в лицо просто. У кого - свой личный материк, Ну, а у кого – остров. - 12 – 3. Мне накаркали беду с дамой пик, Нагадали, что найду материк. Нет, гадалка, ты опять не права - Мне понравилось искать острова. Вот и берег призрачно возник, Не спеша считай до ста. Что это, тот самый материк? Или это мой остров? Остров…Владимир Высоцкий, зима 1970-1971гг.Путешествия по родному краю |
Новый год на Полюсе
Эта невероятная история случилась ровно двенадцать лет назад, в самый канун предыдущего года Обезьяны. О ней нам поведали непосредственные участники тех удивительных событий.
ПРАЗДНИК НА ПОЛЮСЕ
Начался по-чукотски с татарами в прошлом году, а закончился по-калининградски с киргизами в этом.
Нашей мечте – отыскать высшую точку Пензенской области, суждено было осуществиться в канун Нового года. В кои-то веки решили мы заглянуть в наступающий год «экспрессивно», увидеть его действительно НОВЫМ. Оставив родных и близких где-то между салатом и телевизором, утром 31 декабря мы с Серёгой возникли в дверях электрички.
Полюс Пензенской области – безымянная вершина с условным обозначением «геодезический пункт Кармановка» (высота 341,6 метра) находится в 14 км к юго-востоку от города Кузнецка, между нежилыми деревнями Кармановка и Яктэ-Юл.
Дед Мороз – Александр Шилин, 30 лет, в то время – корреспондент газеты «Улица Московская».
Заместитель Деда Мороза – Сергей Иллиев, 25 лет, в то время – корреспондент газеты «Пензенская правда».
- 13 -
Сначала доехали до Кузнецка. Бесплатно. С локомотивной бригадой. Потом до Ульяновки. Водитель «ГАЗели» взял с нас по шесть рублей. Дальше пошли пешком. В Кармановке, теперь это дачный массив «Зелёный шум», нам предстояло свернуть налево, но где именно, мы не знали. Дорог было много. Широких и узких. Расчищенных и занесённых. Увидев в сосновом лесу ухоженную просеку с квартальной разметкой, решили идти по ней. И не ошиблись.
Впереди, запряжённые в тележку с дровами, стрекотали два трактора «Беларусь». Братья Умар и Усман Мансуровы из Малого Труева в канун Нового года закончили разработку делянки. Когда мы их встретили, они собрались уезжать. Предложили подбросить. Мы согласились. В путешествиях автостопом ездить нам приходилось на чём попало: на иномарке с каким-то боссом, на катафалке с покойником, на мешках с мукой… «Дровяной» вариант представлялся по-своему интересным.
Дорога шла траверсом через вершину. Просекой, вдоль нефтепровода, в сторону Яктэ-Юла. Оказалось, что высшей точки Пензенской области… не существует. Как таковой. Геодезическая отметка есть, а горы – не видно. В том месте, где мы свернули с трассы Москва – Челябинск, отметка над уровнем моря была уже 269,4 метра. Недостающие 72,2 метра нам предстояло набрать, преодолев 6,3 км по горизонтали. Поднимались уверенно, но незаметно. На сантиметр с каждым шагом.
В освоенной части горы триангуляционного знака мы не нашли. Прочесать в его поисках десятки гектаров чапыжника, по колено в снегу, непонятно в каком направлении, удовольствием нам показалось сомнительным. Опять же смеркалось. Подмораживало. И начинался праздник. В 15.00 по Москве в Россию пришёл Новый год. Он был ещё далеко, на Чукотке, но нас с ним роднило одно – дорога. Не поздороваться с ним мы посчитали невежливым. Обезьяна Маша, отправившаяся в поход в качестве талисмана, была только «за».
Экипажи остановились. Из рюкзаков появились гроздья бананов. «Сдето-нировала» бутылка с «Шампанским». В унисон затрещали, засвистели, загремели петарды. Огненными хвостами распустились фейерверки. Золотистым дождём заискрились бенгальские свечи. Чем темнее становилось вокруг, тем впечатлительнее казалась огненная феерия. С последним глотком «игристого», с последним залпом «искристого», с последним бананом «мясистого» интрига исчезла. Оставаться в лесу расхотелось. Выехали на опушку. Справа, за молодым сосняком виднелось заброшенное кладбище.
«Всё, что осталось от Яктэ-Юла, – пояснил Умар. – Лет двадцать назад домов в нём уже было мало. Сейчас нет ни одного».
Спустившись в долину реки Малый Труев и переправившись на ту сторону, мы добрались до «конечной». Наши попутчики поехали домой, а мы пошли на трассу. От Евлашева до Кузнецка доехали на «ГАЗели».
Наш Новый год догнал нас в плацкартном вагоне. В поезде «Бишкек – Москва». Пассажиров было немного. Киргизы праздновали
- 14 -
третий час. Болот, Гюзель и другие собрались за нашим столом. В той же компании мы «посидели» по-калининградски.
Грохот колёсных пар вместо боя курантов. Звон «шестиструнки» вместо гимна. Кумыс, Бобурсок – необычное и очень вкусное киргизское печенье, тоже – вместо… А может, нет? Может ли быть вообще что-то «вместо»? НОВОГО года!
Александр Шилин.
НОВЫЙ ГОД НА ТРУЕВСКИХ ГОРАХ
Встречать Новый год на самой высокой вершине в Пензенской области (341,6 м над уровнем моря) мы решили со своим напарником Сан Санычем. Он накупил пиротехники, принёс бутылку шампанского и пару кило бананов. Как-никак год Обезьяны.
С гитарой и рюкзаками мы возникли утром 31 декабря прошлого года возле кузнецкой электрички. Высота 341,6 метра находится в лесах Кузнецкого района, неподалеку от села Малый Труев. Местные называют этот уголок Труевские горы.
В половине двенадцатого за окном проплыл перрон вокзала г. Кузнецка.. Дальше «маршрутка» до Ульяновки, и – пешком.
Накануне похода Сан Саныч напутствовал: «Теплей одевайся. Я тебя в лесу отогревать не буду». На подобные «нежности» я в любом случае не рассчитывал. Но из самой что ни на есть походной обуви для зимы ничего не нашёл. Пришлось обуть кроссовки. Добрый наставник поступил по инструкции: пришёл в меховых унтах. Ноги в них, конечно, как в печке. Сам начальник похода признался: «Пока до вокзала дошёл, вспотел». Хорошо было, пока шли по асфальту. А когда очутились на обледенелой грунтовке, ведущей нас к вершине, я понял: кроссовки сослужили мне добрую службу. Ноги Сан Саныча на плоских подошвах унтов разъезжались как на катке. «Будто корова на льду!» – чертыхался он.
А вершина звала и манила. «Пупырь», если верить карте, был действительно недалеко. Только… какая дорога ведёт к нему? На карте указан поворот налево, а мы миновали их с добрый десяток.
Выручили труевские лесорубы. Братья Умар и Усман Мансуровы в канун Нового года тоже оказались в лесу. Заканчивали сдачу делянки. Прицепы их тракторов уже были загружены, а путь лежал через вершину. После пешей прогулки трястись в телеге с дровами было приятно. Не дорога, а зимнее кэмел-трофи.
«Слушай, в 15.00 Новый год приходит в Россию, – толкнул меня в бок Сан Саныч, взглянув на часы. – Тормози караван, отмечать будем. На Чукотке уже пять минут как празднуют». И полез в рюкзак за бананами, петардами и шампанским.
- 15 -
Выпить за Новый год на Чукотке наши проводники не возражали. Тихий лес огласил хлопок бутылки и звон походных кружек. А после был салют, гремели петарды…
Немного спустились с вершины, и организатора похода Сан Саныча вдруг посетила ещё одна гениальная идея. Назвать высоту 341,6 м пиком Пензенских Туристов. Ведь есть же пик Победы или пик Коммунизма, например. Можно, конечно, только наша высота на пик не тянет...
Сергей Иллиев.
Н а т е а т р а л ь н ы х п о д м о с т к а х |
ИЗ ДОМА МЕЙЕРХОЛЬДА – В ОБЛДРАМТЕАТР
Просмотрев в мае сразу три спектакля Театра доктора Дапертутто в Доме Мейерхольда, мы со Светланой решили продолжить «театральную эпопею» и перед завершением очередного театрального сезона сходить на два спектакля Областного драматического театра.
После спектаклей с трагедийными сюжетами захотелось чего-нибудь более весёлого, и наш выбор пал на комедию «Смешные деньги» по пьесе британского драматурга Рэя Куни, с творчеством которого мы были знакомы, поскольку наш облдрамтеатр уже неоднократно обращался к произведениям этого автора. В частности, мы несколько лет назад смотрели спектакль «Люкс № 13», типичную «комедию положе-ний», как и остальные пьесы Р.Куни.
В комедии «Смешные деньги» главному герою, скромному лондонскому бухгалтеру Генри Перкинсу, внезапно, что называется, «подфартило» - он случайно в метро обменял в метро свой портфель с документами, шарфиком и недоеденным бутербродом на внешне точно такой же, но с иным содержимым – с денежными банкнотами в размере 1 миллион 750 тысяч фунтов стерлингов. Сумма для мелкого клерка весьма значительная. Причём найденные деньги имели явно криминальное происхождение. Обалдевший от счастья Перкинс решает бросить работу и уехать вместе
- 16 –
Сцены из спектакля «Смешные деньги»
с женой Джейн отдыхать и наслаждаться жизнью в испанскую Барселону – место, которое кажется ему раем на земле. По ходу сюжета в историю с неожиданно свалившимися на голову героя деньгами вовлекаются его друзья Бетти и Виктор Джонсоны, двое полицейских, таксист, а также то и дело звонящие по телефону владельцы денег, разыскивающие пропажу. И вместе с этими шальными деньгами у Перкинса появляется куча новых проблем, разрешить которые оказывается совсем не просто… Несмотря на обилие по ходу пьесы смешных ситуаций, зрителям есть над чем задуматься и посмотреть, как эти самые «смешные деньги» оказывают влияние на действия и характер героев.
Выход актёров к зрителям после представления
Публики в зале в этот вечер было не слишком много (спектакль находится в прокате уже не первый год), но все получили, как принято сейчас говорить, «море позитива». После спектакля к зрителям вышел художественный руководитель облдрамтеатра Сергей Казаков, игравший в спектакле роль инспектора Слейтона из Центрального округа. Для него этот спектакль явился дебютным в качестве режиссёра-постановщика. У данного спектакля есть и ещё одна особенность: он поставлен без привлечения бюджетных денег, а исключительно на средства частных лиц. Завершая своё выступление, С.Казаков пригласил всех присутствующих в зале на очередную театральную премьеру – постановку известнейшего «пиратского» романа Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ», которая должна была состояться 2 и 3 июля. Мы со Светланой не преминули воспользоваться приглашением и 3 июля, в день закрытия 223-го театраль-ного сезона, отправились на премьерный спектакль.
- 17 -
На сцене – «Остров сокровищ»
Пензенский драмтеатр уже не раз в своей истории обращался к данному произведению Стивенсона. В 1970 году классическую постановку осуществил режиссёр Анатолий Гуляев, а в 1997 году режиссёр Анатолий Туманов представил на суд зрителей экспериментальную версию, где Джим Хокинс оказался переодетой девушкой Джейн, а вместо Бена Гана на необитаемом острове три года «куковала» вдова пирата Флинта. На сей раз молодой режиссёр Владимир Карпов поставил спектакль в полном соответствии с авторской линией без всякой отсебятины. И поставил, надо отметить, очень удачно. Я не стану пересказывать сюжет «Острова сокровищ», он известен всем с раннего детства, скажу лишь, что декорации были превосходными, как по мановению волшебной палочки превращавшиеся из таверны «Адмирал Бенбоу» в шхуну «Эспаньола», а затем – в укреплённый форт на Острове сокровищ. Под стать им была и игра артистов. Публика почти полностью заполнила зрительный зал, пришло много детей разного возраста. Спектакль, позиционирующийся как «для семейного просмотра», шёл в «детское время», начиная с 16 часов, и продолжался без малого три часа. Для постановки фехтовальных и рукопашных сцен В.Карпов пригласил своего однокашника по ГИТИСу – мастера фехтования, актёра и режиссёр Виктора Мазуренко, который работал консультантом на съёмках четвёртой части голливудского фильма «Пираты Карибского моря». Так что всё было почти «по-настоящему».
Сцены из «пиратского» спектакля
По окончании спектакля к зрителям вновь вышел Сергей Казаков, поблагодарив-ший зрителей за тёплый приём пьесы и пригласивший их на свой бенефисный спектакль «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова, который состоится в сентябре, уже в новом театральном сезоне. Надо будет сходить…
- 18 -