Организация и управление практиками
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ И УЧЕТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ
ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Для студентов специальности
080105 – «Финансы и кредит»
дневной и заочной форм обучения
ВОРОНЕЖ
УДК 664:37.01(075)
Методические указания к прохождению преддипломной практики: Для студентов спец. 080105 – «Финансы и кредит» / Воронеж. гос. технол. акад.; Сост. О.Ю. Коломыцева, Л.Е Совик, Е.В. Леонтьева. Воронеж, 2011. - 21 с.
Поставлены цели, определены задачи, приведено содержание преддипломной практики, сформулированы обязанности руководителей и студентов, порядок подведения итогов и требования к составлению отчетов.
Составители: доцент О.Ю. КОЛОМЫЦЕВА,
доцент Л.Е. СОВИК,
ст. преподаватель Е.В. ЛЕОНТЬЕВА
Научный редактор профессор А.И. ХОРЕВ
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Воронежской государственной технологической академии
ã Коломыцева О.Ю.,
Совик Л.Е.,
Леонтьева Е.В., 2011
ã Воронежская
государственная
технологическая
академия, 2011
Оригинал-макет данного издания является собственностью Воронежской государственной технологической академии, его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия академии запрещается.
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения_____________________________________4
2. Организация и управление практиками____________________5
3. Контроль прохождения практик_________________________10
4. Содержание практик __________________________________10
5. Учебно-исследовательская работа _______________________14
6. Требования к отчету о практике_________________________14
7. Подведение итогов практики___________________________17
Приложение_________________________________________19
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебными планами специальности 080105 – «Финансы и кредит» предусмотрено прохождение студентом в период обучения производственной преддипломной практики (таблица 1). Производственная преддипломная практика организуется с целью, чтобы студент при ее прохождении приобрел опыт финансовой деятельности и мог его использовать в дальнейшем, в том числе и при подготовке выпускной квалификационной работы (ВКР). Если студент совмещает учебу в ВГТА с работой в одной из сфер народного хозяйства, он имеет право по разрешению вуза проходить преддипломную производственную практику по месту работы при условии, что характер работы, выполняемой студентом, соответствует профилю специализации «Финансовый менеджмент» специальности 080105 «Финансы и кредит», по которой он обучается на экономическом факультете ВГТА.
Таблица 1
Форма обучения | Продолжительность практики, недели |
Дневная полная форма обучения | (9 семестр) |
Дневная сокращенная форма обучения | (5 семестр) |
Заочная полная форма обучения | (11 семестр) |
Заочная сокращенная форма обучения | (7 семестр) |
Очно-заочная форма обучения | (5 семестр) |
Перед студентом, проходящим практику ставятся следующие задачи:
- закрепление, углубление и дополнение теоретических знаний, полученных при изучении общеобразовательных, общеэкономических и специальных дисциплин учебного плана;
- применение полученных знаний при выполнении заданий, предусмотренных программой практики;
- развитие навыков технико-экономического анализа деятельности предприятия и его структурных подразделений, расчетов и путей повышения их прибыльности;
- сбор материалов для выполнения учебно-исследовательской работы студента (УИРС), курсовых работ, ВКР;
- приобретение опыта финансового управления в управлении организации;
- изучение социально-психологического климата на предприятии и осознание ответственности руководителя производства и роли коллектива в достижении поставленных целей.
Порядок прохождения производственной преддипломной практики определяется настоящими методическими указаниями и индивидуальным заданием.
Практика проводится на промышленных предприятиях, в банках, страховых и инвестиционных компаниях, финансовых подразделениях районной, городской и областной администрации, а также в других организациях (учреждениях) города и области в соответствии с договорами о прохождении практики и подготовке специалистов.
Основными критериями выбора баз практики являются значимость сферы деятельности организации, наличие высококвалифицированных специалистов, современные технологии производства и финансовой работы, возможности непрерывного проведения практики с соблюдением преемственности программ и прохождение практики небольшими группами студентов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРАКТИКАМИ
Кафедра экономики и менеджмента ежегодно распределяет студентов по месту их практики и утверждает ответственных за организацию производственной преддипломной практики.
Общее руководство на кафедре осуществляет ответственный за организацию практики. Руководители практики от кафедры осуществляют непосредственное руководство прохождением практики в конкретной организации (учреждении) отдельным студентом или группой студентов.
Руководитель практики от организации руководит практикой студентов, находящихся в данной организации. На рабочих местах и в структурных подразделениях могут быть консультанты, оказывающие помощь руководителю или консультирующие практикантов на конкретном рабочем месте.
Для лучшей организации практики и оперативной связи с кафедрой назначается старший группы студентов.
Ответственный за организацию практик на кафедре обязан:
Перед началом практик:
- распределить студентов по организациям (учреждениям);
- передать в учебное управление ВГТА заявку на проведение производственной преддипломной практики, в которой указываются вид практики, организация, количество студентов, направляемых для прохождения практики, фамилии руководителей практики от кафедры. Заявка подписывается заведующим кафедрой и деканом экономического факультета;
- составить списки руководителей и прикрепленных к ним студентов по УИРС;
- передать в организации списки студентов, направляемых для прохождения практики;
- обеспечить руководителей практики необходимыми учебно-методическими указаниями по проведению практики.
Все перечисленные документы должны быть готовы и переданы по назначению не менее чем за месяц до начала практики.
Текущие обязанности:
- поддерживать в аккуратном состоянии учебно-методические указания по проведению практики;
- контролировать своевременность предоставления руководителями практики списков студентов в организации;
- провести организационное собрание, на котором определяются цели, задачи практики, формы и методы контроля ее прохождения, требования к отчету, сроки завершения;
- контролировать своевременность проведения зачета по практике и предоставление ведомости в деканат;
- подготовить к заседанию кафедры вопрос о результатах прохождения практики;
- организовать зачет по практике (место, дата зачетов и др.).
Руководитель практики от кафедры обязан:
- передать за месяц до начала практики в отдел кадров организации – базы практики заверенный список студентов в двух экземплярах, фотографии студентов для оформления пропусков;
- согласовать с руководителем практики от организации программу прохождения практики;
- ознакомить совместно с руководителем практики от организации студентов с конкретными рабочими местами и консультантами;
- разработать календарный график перемещения студентов по рабочим местам;
- согласовать с главными специалистами организации тематику лекций и бесед со студентами;
- определить с главными специалистами организации направления экономических исследований, проводимых студентами в организации;
- проверить наличие пропусков в бюро пропусков к первому дню прохождения практики;
- информировать студентов о времени и месте сбора для организованного прибытия на базу практики, о получении пропусков и назначении старшего группы студентов;
- согласовать с руководителями практики индивидуальные задания студентов и порядок их выполнения;
- контролировать прохождение студентами инструктажа по технике безопасности;
- выдать каждому студенту график прохождения практики по рабочим местам;
- контролировать выполнение студентами индивидуальных заданий и консультировать их по вопросам выполнения программы практики;
- довести до сведения заведующего кафедрой о всех случаях нарушения студентами трудовой дисциплины;
- рассмотреть отчеты студентов о практике, давать отзыв и заключение по практике и отчету и заполнять соответствующие разделы дневника практики студента;
- в составе комиссии принять зачет по практике и проставить оценку в зачетную ведомость;
- предоставить на кафедру и в учебное управление академии письменный отчет о проведенной практике в установленной форме, дать предложения и замечания по совершенствованию практической подготовки студентов.
Руководитель учебно-исследовательской работой студентов (УИРС)обязан:
- ввести студентов в круг особо актуальных финансовых вопросов и выбрать один из них для дальнейшей работы;
- составить совместно со студентом план работы;
- оказать помощь в отборе материалов и их обработке;
- проверить и подписать отчет об УИРС.
Руководитель практики от организации обязан:
- предоставить в соответствии с программой студентам места дублеров или стажеров, обеспечивающие выполнение всех требований программы и задания;
- организовать инструктаж по охране труда и технике безопасности;
- контролировать соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка в организации и сообщать в академию обо всех случаях его нарушения;
- совместно с руководителем практики от кафедры составить в соответствии с программой календарный план-график прохождения практики, в котором отражаются даты и длительность пребывания студента на каждом рабочем месте;
- инструктировать по вопросам конфиденциальности документов;
- проверить отчеты студентов по результатам прохождения практики;
- написать отзыв о практике в соответствующем разделе дневника практики.
Отзыв должен содержать:
- характеристику студента как будущего специалиста, владеющего знаниями, умениями, навыками для решения практических задач;
- указания на недостатки и пробелы в подготовке студента, если таковые имеются;
- оценку способности к самостоятельному мышлению и принятию решений;
- оценку коммуникабельности и работоспособности студента;
- оценку выполненных студентом работ («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Консультант на рабочих местах должен:
- ознакомить студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте;
- предоставить необходимую документацию в соответствии с программой практики;
- консультировать по производственным вопросам;
- контролировать соблюдение студентами внутренней производственной дисциплины;
- следить за ходом выполнения индивидуальных заданий, обоснованностью выводов и рекомендаций по совершенствованию работы подразделения;
- предоставить студентам возможность временно работать в качестве дублеров на конкретных рабочих местах.
Старший группы студентов обязан:
- осуществлять контроль за своевременным получением студентами пропусков в организацию;
- вести учет посещения студентами рабочих мест;
- контролировать соблюдение студентами производственной дисциплины;
- информировать руководителей практики от организации и профилирующей кафедры о ходе практики.
Студент обязан:
- полностью выполнять задания, предусмотренные программой и календарным графиком практики;
- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка;
- изучить и строго соблюдать правила пожарной безопасности, охраны труда, техники безопасности и промышленной санитарии;
- работать в качестве дублера финансового специалиста подразделения или отдела организации, выполнять все задания рабочей программы практики;
- изучить перечень документов, отнесенных к коммерческой тайне, выполнять требования конфиденциальности;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными сотрудниками;
- систематически вести дневник практики и своевременно составить отчет о ее прохождении;
- собирать необходимый материал по теме УИРС и для составления отчета;
- обработать собранный материал и оформить его в виде отчета;
- представить руководителю практики письменный отчет о выполнении заданий, оформленный дневник практики и сдать зачет по практике;
- заполнить и приложить к отчету опросный лист по результатам интервью с руководителем финансовой службы организации (Приложение 1);
- сдать на кафедру отчет, дневник и программу практики;
- сдать пропуск в отдел кадров организации.