Иерархия целей предприятия. Уровни целей. KPI.
Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений..
Цели должны быть реальными и достижимыми, конкретными и измеримыми, взаимно поддерживающими, логически построенными и мотивированными. В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные стратегические цели (сроком до 5 лет) должны включать в себя среднесрочные тактические цели (сроком на год), а те в свою очередь - краткосрочные оперативные цели ( сроком на месяц, квартал).
Существует четыре сферы, в которых организации устанавливают свои цели:
1.В сфере доходов:
•прибыльность, отражаемая в величине прибыли, рентабельности, дохода на акцию; •положение на рынке, описываемое долей рынка, объемом продаж, долей рынка относительно конкурента; •производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, объеме производимой в единицу времени продукции; •финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала.;
2.В сфере работы с клиентами:
•работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.
3.В сфере работы с сотрудниками:
•изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений, и т.п.; •человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество пропусков работы, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.
4.В сфере социальной ответственности:
•оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п.
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений складывается иерархия целей. Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что: - цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения; - цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.
Иерархия целей играет очень важную роль, так как она устанавливает «связность» организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в достижение целей организации в целом.
KPI - система показателей, с помощью которой работодатели оценивают своих сотрудников. Она имеет много общего с обычным плановым подходом. С одним серьезным отличием: показатели работы каждого отдельного сотрудника привязывают к общим KPI всей компании (таким, как прибыль, рентабельность или капитализация). Цель системы - сделать так, чтобы действия сотрудников из разных служб не были противоречивыми и не тормозили работу специалистов из других подразделений. Каждый вносит вклад в общее дело, работает на достижение стоящих перед ним целей и в результате получает бонусы за их выполнение.
Работа по KPI позволяет специалистам лучше понимать, что им нужно делать, чтобы быть эффективными. Под «эффективностью» понимается не только объем работ, проделанный за единицу времени, но и польза, полученная компанией от деятельности сотрудника.
В каждом департаменте общие KPI компании «дробятся» на более мелкие - персональные. Ключевых показателей для каждого не должно быть много. Хватит трех-пяти четко сформулированных KPI. Главное - чтобы каждый из них можно было легко измерить.