Бюджетный процесс на нулевой базе
'Источник: Neil С. Churchill, «Budget Choice: Planning vs. Control», Harvard Business Review.July-August 1984,150-164. Рис. 20.7.Бюджетный процесс сверху вниз и снизу вверх |
В большинстве организаций бюджетный процесс начинается с анализа расходов в предыдущем периоде, т. е. планирование будущих затрат рассматривается прежде всего как их увеличение или уменьшение по сравнению с минувшим годом. Данная процедура рассматривается многими исследователями как некий излишне жесткий каркас, ограничивающий возможности отделов организации, не позволяющий ей гибко реагировать на изменения внешней среды. Преодолеть такого рода ограничения призвано бюджетирование на нулевой базе (БНБ).Каждому подразделению просто предоставляется возможность начинать с нуля расчет потребности в ресурсах на новый бюджетный период. БНБ предполагает, что бюджет предыдущего года станет тем «безупречным» образцом, на котором будет строиться вся деятельность организации. Основываясь на стратегических планах будущего года, каждый центр ответственности выносит суждение о своей производственной деятельности, потребностях в сотрудниках, необходимых ресурсах и оборудовании. Центры ответственности, которые не имеют четкого представления о предстоящих расходах, получат сравнительно незначительные ресурсы либо будут расформиро-
ваны. БНБ требует, чтобы организация рассматривала планы на каждый новый год как новый набор целевых заданий. Такой подход заставляет менеджеров отделов тщательно выверять свои производственные операции, оценивать деятельность центров ответственности с точки зрения их непосредственного вклада в достижение целей организации.
Методика БНБ разрабатывалась для использования в государственных организациях, представляла собой некий способ вынесения суждений о планируемых ассигнованиях на следующий год. Первым БНБ использовало Министерство сельского хозяйства США в 1960-е гг. Затем его применила компания Texas Instruments (1970 г.) и другие общественные и коммерческие организации (Ford, Westinghouse, Owens-Illinois и New York Telephone). БНБ характеризуется следующими этапами.
1. Менеджеры разрабатывают пакет решений для своих центров ответственности (пись
менное изложение целевых заданий, видов деятельности, затрат и доходов отделов,
альтернативные пути достижения целей, последствий невыполнения заданий по
каждому виду деятельности, требования к персоналу, оборудованию и ресурсам на
предстоящий год). Затем менеджеры устанавливают определенный порядок ранжи
рования видов деятельности своих отделов в наступающем году.
2. Далее пакет решений направляется на рассмотрение высшему менеджменту. Руково
дители компании ранжируют пакеты решений центров ответственности соответ
ственно степени их эффективности для организации, что предполагает их широкое
обсуждение. Кульминацией этого процесса может стать голосование, в результате
которого руководители устанавливают рейтинг различных видов деятельности от
«обязательна» до «было бы неплохо» и «вряд ли необходима».
3. Учитывая рейтинг видов деятельности высший менеджмент распределяет организа
ционные ресурсы. Некоторые отделы могут получить громадные бюджеты, другие
остаться без них вовсе.
БНБ в сравнении с традиционным бюджетированием требует больших затрат времени и энергии. Поскольку он вынуждает менеджмент отказаться от традиционной практики формирования бюджетов, руководители организации должны добиться согласия всех менеджеров о том, что БНБ позитивно отражается на деятельности компании и ее сотрудниках.
Тенденции развития финансового
Контроля
Многие современные компании переоценивают принципы организационного менеджмента и процессы, включая методы контроля над финансами. Все более широкое распространение получают такие новые методы финансового контроля, как открытое управление, экономические системы добавленной стоимости (ЭСДС) и калькуляция издержек по видам деятельности (КИВД).
«Повивальными бабками» новых тенденций выступили изменения организационных структур и методов менеджмента, когда основной акцент делается на откры-
Часть 6. Контроль
Глава 20. Системы управленческого контроля
тый доступ сотрудников к информации, участии в управлении и командных формах труда. Очевидно, что более высокие требования потребителей к качеству товаров и уровню обслуживания и необходимость сокращения издержек также требуют новых подходов к финансовому контролю.
ОТКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Турбулентная внешняя среда буквально «навязывает» необходимость открытого доступа сотрудников к информации, командной организации труда, когда менеджер действует скорее как тренер сотрудников, нежели как босс. Руководители компании уже не имеют возможности сохранять в тайне финансовые данные о ее деятельности. Сотрудники компании должны принимать участие в цикле финансового контроля, вовлекаются в систему ответственности, что поощряет их активные действия и принятие на себя обязательств по достижению организационных целей.
Открытое управление означает, что сотрудники организации получают ответы на все свои «зачем и почему» относительно стратегических решений организации (вопросы реструктуризации, сокращения затрат, обслуживания потребителей) 8. Во-первых, открытый менеджмент позволяет наемным работникам самостоятельно оценить финансовое состояние компании. Во-вторых, открытое управление призвано продемонстрировать, каким образом его труд вписывается в картину финансового будущего организации и влияет на это будущее. И наконец, открытый менеджмент означает прямую зависимость уровня вознаграждения сотрудников и достижения целей компании в целом. Осознание сотрудниками взаимозависимости и важности каждой функции способствует установлению более устойчивых коммуникаций и координации усилий работников.
Основная задача открытого менеджмента заключается в достижении ситуации, когда каждый сотрудник думает и действует, скорее, как владелец бизнеса, а не как пролетарий. Для этого работающие по найму люди должны иметь такую же информацию, как и собственники компании, должны обладать полномочиями и ответственностью, позволяющими им действовать по своему разумению. Огромное значение имеют поддержка и регулярное общение руководителей компании с сотрудниками (см. «Движущие силы управленческой революции»).