Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

Общие положения.Содержание финансово-хозяйственной дея­тельности некоммерческой организации зависит от ее организацион­но-правовой формы. В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создавать-Ся в форме потребительских кооперативов, общественных или религи-

1 Ведомости. 2007. 26 дек. № 245.



               
  Организационно-правовые формы некоммерческих организаций - student2.ru
    Организационно-правовые формы некоммерческих организаций - student2.ru
      Организационно-правовые формы некоммерческих организаций - student2.ru
 
 
      Организационно-правовые формы некоммерческих организаций - student2.ru

Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

озных организаций (объединений), финансируемых собственником уч­реждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах предусмотренных законом (рис. 18.1). Таким образом, в ГК РФ пере­чень форм некоммерческих организаций оставлен открытым. Это сви­детельствует о сравнительно недавней истории разработки правовой стороны деятельности НКО. Допускается создание объединений ком­мерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. По составу учредительных документов их можно подразде­лить на действующие: 1) на основании учредительного договора и уста­ва (ассоциации и союзы); 2) на основании устава (потребительские коо­перативы, общественные или религиозные организации, некоммерче­ские фонды, учреждения и др.).

  НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ J
V   V
  Юридические лица   g
  '   1 '   ' г   ■"     "  
3 1я § Б и О в к ю D е- ь   о 3 я - Я К Я е; к и X О. S щ s н ко 0 о 3 "^ 1 S я 3 и я CD К! & 1 ц я I 2Ж о. О о   и 3 S S о s ■е- г Л § 5 S я а а 1 Ч 1> * В о. 5 >> о   SU я А $ Я а, о 5 о а I §1 о £ в s   ГО и я 1 о а о   0) X X а* ш о | с 3 S а. о *1 у о с я si   a и я я « о с О о И 3 Я я ев со яя о о § 33 кг

Рис. 18.1. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

Некоторые некоммерческие организации, например благотвори­тельные, могут иметь разнообразную организационно-правовую форму. Отметим, что благотворительная деятельность — это бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) передача гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, беско­рыстное выполнение работ, предоставление услуг, оказание иной под­держки. Таким образом, благотворительная деятельность является по своей сути финансовой. Не являются благотворительной деятельностью направление денежных и других материальных средств, оказание помо­щи в иных формах коммерческим организациям, поддержка политиче­ских партий, движений, групп и кампаний. Благотворительные органи­зации в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных

глава 18. Основы финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации 587

организациях» создаются в форме общественной организации (объеди­нения), некоммерческого фонда, учреждения (учредитель — иная бла­готворительная организация) и др. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муници­пальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной орга­низации.

Законодательное регламентирование многообразных направлений деятельности некоммерческих организаций привело к разработке Фе­дерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих ор­ганизациях» и специальных законов, связанных с регулированием осо­бых форм и отдельных сторон деятельности НКО. В Законе № 7-ФЗ в качестве особой формы не выделена потребительская кооперация, по­скольку на нее действие данного Закона не распространяется. Вместе с тем дополнительно определены: а) некоммерческое партнерство;

б) автономная некоммерческая организация; в) государственная корпо­
рация.

По данным 2006 г., наиболее массовыми неправительственными не­коммерческими организациями являются общественные объединения (57,3% от общего числа), фонды (9,3%), ассоциации (8,8%). Более 3/4 некоммерческих неправительственных организаций существует свыше пяти лет. Кроме национальных НКО в России действуют отделения, филиалы и представительства международных и иностранных НКО. На начало 2007 г. было зарегистрировано около 300 представительств, филиалов и отделений международных некоммерческих организаций.

От организационно-правовой формы НКО зависит: а) какой имен­но сферой будет ограничена ее деятельность; б) какими налоговыми льготами она сможет воспользоваться (при аренде помещения, по нало­гу на имущество при отсутствии предпринимательской деятельности);

в) сможет ли использовать такие источники финансирования, как всту­
пительные и членские взносы, пожертвования; г) обязана ли будет еже­
годно проводить аудит; д) применяется ли к ней положение об ограни­
чении оплаты труда административно-управленческого персонала;
е) отвечают ли учредители по обязательствам организации; ж) может
ли быть признана банкротом; з) может ли быть ликвидирована по реше­
нию учредителей; и) возможно ли получение при выходе части имуще­
ства (стоимости имущества) и др.

Основы финансово-хозяйственной деятельности потребительской кооперации.Потребительский кооператив — это некоммерческая орга­низация в виде добровольного объединения граждан и(или) юридиче­ских лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. На деятельность потреби­тельской кооперации (потребительских обществ) не распространяется ■Закон «О некоммерческих организациях», поскольку пайщикам разре-

           
    Организационно-правовые формы некоммерческих организаций - student2.ru
    Организационно-правовые формы некоммерческих организаций - student2.ru
  Организационно-правовые формы некоммерческих организаций - student2.ru
 
 

Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

шается распределять между собой часть доходов в виде кооперативных выплат. Деятельность потребительской кооперации регулируется от­дельным Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3086-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Фе­дерации» (в редакции, введенной в действие с 17 июля 1997 года Феде­ральным законом от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ). К особым формам по­требительских кооперативов относятся дачно-строительные, гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные потреби­тельские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребитель­ские кооперативы.

Потребительская кооперация в Российской Федерации объединяет сеть потребительских обществ. Потребительское общество (ПО) — это добровольное объединение граждан и/или юридических лиц, создан­ное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Членами ПО являются пайщики. Пайщик — это гражданин и/или юри­дическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом порядке.

В основе создания и функционирования ПО лежат следующие принципы: а) добровольность вступления в ПО и выхода из него; б) обязательность уплаты вступительного и паевого взносов; в) демо­кратичность управления ПО (один пайщик — один голос, обязательная подотчетность общему собранию ПО других органов управления, орга­нов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах ПО); г) взаимопомощь и обеспечение пайщикам, участвующим в хозяйствен­ной или иной деятельности ПО, экономической выгоды; д) ограничение размеров кооперативных выплат; е) доступность информации о дея­тельности ПО для всех пайщиков; ж) наиболее широкое привлечение женщин для участия в органах управления и органах контроля; з) забо­та о повышении культурного уровня пайщиков.

Учредителями ПО могут быть граждане, достигшие 16-летнего воз­раста, и(или) юридические лица. Число учредителей не должно быть менее пяти граждан и(или) трех юридических лиц. Решение о создании ПО принимается учредительным собранием, которое утверждает спи­сок пайщиков, устав ПО и отчет о расходовании вступительных взно­сов. Собственником имущества ПО является само общество как юриди­ческое лицо. Имущество ПО не распределяется по долям (вкладам) ме­жду пайщиками и работающими по трудовому договору (контракту) в потребительской кооперации гражданами. Источниками формирова­ния имущества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпри­нимательской деятельности общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, цен­ных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством РФ-

гпава 18. Основы финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации 589

l Потребительские общества для выполнения своих уставных целей могут создавать хозяйственные общества, медицинские, образователь­ные и иные учреждения, филиалы и представительства, отвечающие ус­тавным целям потребительских обществ, а также могут быть участника­ми хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками в товарищест­вах на вере. За учреждениями, созданными потребительским общест­вом, закрепляется имущество на праве оперативного управления.

Потребительские общества (сельские, поселковые, районные, го­родские) объединяются по территориальному признаку в потребитель­ские союзы (районные, окружные, областные, краевые, республикан­ские). Потребительские общества и потребительские союзы объединя­ются на добровольных началах в Центральный союз (Центросоюз РФ), образуя систему организаций потребительской кооперации РФ. Основ­ным звеном этой системы является потребительское общество с пайщи­ками и предприятиями.

Потребительское общество создается за счет вступительных и пае­вых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производствен­ную, посредническую и иные виды деятельности. Вступительный взнос — это денежная сумма, направленная на покрытие расходов, свя­занных со вступлением в ПО. Паевой взнос представляет собой имуще­ственный взнос пайщика в паевой фонд ПО деньгами, ценными бумага­ми, земельным участком или земельной долей, другим имуществом ли­бо имущественными или иными правами, имеющими денежную оцен­ку. Паевой фонд — это фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании ПО или вступлении в него и являющихся од­ним из источников формирования его имущества.

При осуществлении своей деятельности ПО вправе формировать: а) неделимый фонд как часть имущества ПО, которая не подлежит рас­пределению между пайщиками; б) резервный фонд предназначен для покрытия убытков от чрезвычайных обстоятельств; в) фонд развития потребительской кооперации; г) иные фонды в соответствии с уставом ПО. Размеры, порядок формирования и использования фондов ПО ус­танавливаются общим собранием общества. Доходы ПО, полученные от его предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ направляются в фон­ды ПО для осуществления расчетов с кредиторами и (или) кооператив­ных выплат. Размер кооперативных выплат, определяемый общим соб­ранием ПО, не должен превышать 20% от его доходов.

Общий объем деятельности организаций потребкооперации России за 2006 г. составил 151,5 млрд руб., что на 83,4% в действующих, или на 16,2% в сопоставимых ценах, больше, чем в 2001 г. В ноябре 2007 г. председатель Совета Центросоюза РФ Е. Кузнецов отметил, что роз­ничная торговля в потребительской кооперации — основная по объемам отрасль. Совокупный оборот розничной торговли организаций потреб­кооперации превышает оборот любой, даже самой крупной, розничной

                   
  Организационно-правовые формы некоммерческих организаций - student2.ru
 
    Организационно-правовые формы некоммерческих организаций - student2.ru
    Организационно-правовые формы некоммерческих организаций - student2.ru
 
    Организационно-правовые формы некоммерческих организаций - student2.ru
    Организационно-правовые формы некоммерческих организаций - student2.ru
 
 

Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

сети. Однако темпы роста сопоставимы или даже ниже роста доходов населения. Кроме того, доля оборота розничной торговли в совокупном объеме розничного товарооборота в стране по группам товаров, которы­ми занимается потребительская кооперация, с каждым годом падает; не расширяется, и даже сужается, география продаж, охват населения1.

Основы финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений.Общественное объединение (ОО) — это добровольное, са­моуправляемое, некоммерческое формирование (в виде общественной организации, общественного движения, общественного фонда, органа общественной самодеятельности), созданное по инициативе граждан (не менее трех физических лиц), объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе ОО.

Деятельность некоммерческих организаций в форме О О регулиру­ется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об обществен­ных объединениях». Действие данного закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за ис­ключением религиозных организаций исоздаваемых коммерческими организациями некоммерческих союзов (ассоциаций). Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и(или) ликви­дацией таких видов ОО, как политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и др., регулируются специальными закона­ми, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом № 82-ФЗ.

К общественным объединениям относятся благотворительные орга­низации, политические партии и политические движения, молодежные и детские общественные объединения, профсоюзы, спортивные, куль­турно-просветительские общества. Их численность в России отражена в табл. 18.1.

Таблица 18.1

Наши рекомендации