Основные финансовые показатели
Пятнадцать финансовых показателей, которые следует знать.
Коэффициент ликвидности показывает, насколько платежеспособна ваша фирма.
1. Отношение оборотного капитала к краткосрочным обязательствам.
2. Коэффициент критической оценки (отношение ликвидности фирмы к сумме долговых обязательств).
Долговой коэффициент (иногда его называют коэффициентом доли заемных средств) показывает, насколько эффективно ваша организация использовала долг (вместо акционерного капитала) в качестве источника финансирования.
3. Долговой коэффициент (сумма долга / общая стоимость имущества).
4. Коэффициент «долг / акционерный капитал» (сумма долга / сумма собственного капитала).
5. Коэффициент «прибыль / уплата процентов».
6. Коэффициент охвата постоянных издержек (доход / постоянные издержки).
Коэффициент рентабельности указывает, доходна организация или нет.
7. Коэффициент выручки от продаж (чистый доход / продажа).
8. Прибыль на акционерный капитал ( чистый доход / сумма баланса).
9. Прибыль на собственный капитал ( чистый доход / сумма активов).
Коэффициент активности (иногда его называют коэффициентом руководства капиталом) говорит о том, насколько активно фирма использует свои капиталы.
10. Коэффициент оборачиваемости товарноматериальных запасов ( продажа / товарный запас).
11. Коэффициент оборачиваемости общей суммы (продажи / сумма баланса).
Отношение рыночной цены акции к номиналу (иногда называется рыночной ценой) показывает, насколько фирма ценна для сторонних инвесторов.
12. Коэффициент «доход на долю» чистый доход / доля выпущенных акций.
13. Коэффициент «цена / доход».
14. Балансовая стоимость (капитал / доля неуплаченного участия).
15. Коэффициент отношения рыночной стоимости к балансовой.
Компоненты эффективного анализа
Семь компонентов эффективного анализа.
1. Обзор выполнения работ.
Кратко изложите, что именно вы намерены продать, причину, по которой клиент купит этот товар, укажите объем предполагаемого потока наличности и срок, когда вы намерены запустить производство.
2. Обсуждение продукции или услуги.
Что конкретно вы предлагаете для рынка? Это новый товар или усовершенствованный? Какие исследования продукции были произведены? Каков статус авторского права (патента) на вашу продукцию?
3. Анализ конкурентоспособности.
Что представляет собой рынок сегодня (кадры, финансы)? Каков предполагаемый рост рынка? Профиль производства, на котором вы будете конкурировать? Каковы тенденции производства и ваш потенциальный доход? Кто будет вашим главным конкурентом? Какие отличия вы намерены внести в вашу продукцию, чтобы она выгодно отличалась от товара конкурентов?
4. Стратегия рынка.
В каком сегменте рынка вы намерены действовать? Каковы параметры вашей рыночной ниши? Как вы будете рекламировать вашу продукцию? Какова ожидаемая стоимость этой рекламы? Какая у вас ценовая стратегия?
5. Производство и распределение.
Какие у вас требования к производству, складированию и материально-техническому снабжению? Каков текущий и проектируемый объем производства?
6. Финансы.
Каковы обоснования ваших финансовых прогнозов? Какой объем продаж вы проектируете? Каков ожидаемый приток наличности? Какие будут расходы на продажу? Показатель «долг - активы»? Оборачиваемость капитала? Доход? Нет ли отложенного судебного иска против вашей компании?
7. Управленческая команда.
Кто лидеры в вашей команде менеджеров? Какой у них стаж работы и способности? Каков их гонорар? Насколько они верны вашей компании и как относятся к работе?
Основы учета и отчетности
Значительным по объему информации является финансовый план предприятия, в котором даются расчеты - прогноз объема реализации, баланса денежных расходов и поступлений; таблиц доходов и затрат, сводного баланса активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.
На основании предыдущих разделов определяется стратегия финансирования предприятия, т. е. перспективный план получения средств для данного проекта, расширения производства, а также обоснования сроков возврата вложенных собственных и заемных средств (см. Маркетинг).
Анализ включает:
1. Баланс активов и обязательств за последние три года для действующего бизнеса или на текущий момент для нового бизнеса.
2. Отчет о работе аналогично п. 1.
3. Прогноз движения наличности на год по месяцам нового бизнеса; на три года по кварталам для уже существующего бизнеса.
4. Прогноз для возвращенных капиталовложений аналогично п. 3.
5. Финансовое положение каждого учредителя, партнера или гаранта бизнеса.
6. Данные о суммах налогов (налоговые декларации), выплаченных вами или вашим бизнесом за три последних года.
7. Основное оборудование. Если оно вам необходимо, то приведите список с указанием цены.
8. Оценка, выполненная доверенным оценщиком банка, показывающая наличие и реальную стоимость недвижимости, транспорта и оборудования, которые находятся в собственности бизнеса.
ТЕМА 9. ПЛАНИРОВАНИЕ
Основы планирования
Пять основных положений плана, которого следует придерживаться, если вы хотите чего-то добиться:
1) постарайтесь понять, чего же вы хотите;
2) рассмотрите свое желание со всех сторон;
3) разработайте план действий;
4) начните претворять свой план в жизнь;
5) оцените проделанную вами работу.
Планирование ориентировано на достижение некоторого компромисса между целями и потребностями, с одной стороны, и возможностями и потенциалом, с другой. На основе достигнутого компромисса формируются знания об организации и направление ее развития.
При этом все возникающие задачи и проблемы следует рассматривать в совокупности со всеми их взаимосвязями: временными, пространственными, ресурсными, логическими. Такое целостное рассмотрение позволяет избежать нестыковок и сформировать интегрированный и согласованный план (рис. 9.1).
По типу решаемых задач планы могут быть:
♦ стратегическими;
♦тактическими;
♦оперативными.
Стратегический план - план развития потенциала предприятия.
Тактический план - план реализации тактических решений
Оперативный план - план реализации тактических решений.
Потенциал - способность к выполнению каких-либо действий или достижению каких-либо целей.
Рис. 9.1 Планирование по схеме Н. Тренева
Стратегия определяет:
- направление развития;
- стратегию конкуренции;
- средства своей реализации.
Стратегический план:
- проясняет миссию организации;
- определяет выбор рынков и продуктов;
- уточняет цели:
качественные;
количественные;
- формулирует стратегии:
основную;
конкуренции;
функциональную;
определяет политику.
Тактический план:
- задействует:
♦организационную структуру;
♦управление ресурсами;
- определяет:
организационную структуру;
систему управления:
информацию;
планирование;
контроль;
систему компенсации и принуждения;
мотивацию;
подбор и продвижение кадров и ключевых сотрудников;
стиль управления.
Оперативный план:
- обеспечивает наиболее эффективное использование ресурсов;
- конкретизирует:
планы;
программы действий;
- уточняет:
функциональные политики;
процедуры;
нормы;
возвраты (вложений);
- детализирует бюджеты всех:
видов деятельности;
мероприятий;
функций.