Как осмыслить окружающую среду вашего бизнеса

В менеджменте используются две мо­дели представления организации. В концепции закрытых систем (см. гл. 16. Закрытая система) организации описываются с точки зрения их внутренних операций, а в терминах открытых систем' рассматривают­ся внешние влияния на организации. У менеджеров всегда имеется со­блазн быть настолько вовлеченными в выполнение ежедневных опера­ций2, что их внимание зачастую концентрируется исключительно на внутренних проблемах в ущерб внешним. Часто эта тенденция усили­вается неэффективным использованием времени (см. гл. 41. Диа­грамма приоритетов).

Концепция открытых систем предполагает, что организации и от­дельные личности могут взаимодействовать с потенциально неогра­ниченным множеством других организаций и личностей (рис. 1.1). Такое взаимодействие может создавать возможности, опасности (уг­розы) либо и то и другое. Если эти взаимодействия не находятся под контролем, или, хуже того, если ключевые "игроки" из внешнего ок­ружения своевременно не идентифицированы, у организации может не быть времени для изменения ее сильных и слабых сторон с целью своевременной реакции на изменения вовне ее, например, на внезап­но проявившуюся конкуренцию или неожиданное предложение по по­глощению.

Корпоративная стратегия нередко считается черный магией. Мне представляется, что стратегия - это противотуманные фары движу­щегося автомиобиля. Чем лучше фара, тем дальше проникает свет от нее, тем больше она позволяет обозревать (в открытой системе), тем



Как осмыслить окружающую среду вашего бизнеса - student2.ru

Совместные предприятия

Организация (вход/процесс/выход)

Дерегули­рование ынка

меньше шанс столкновения с чем-то неожиданно возникшим в тума­не и тем больше шанс добраться до намеченной цели. Умения в кор­поративной стратегии никогда не смогут гарантировать успех, но они резко уменьшат вероятность неуспеха.

Я попросил директоров составить методом мозгового штурма спи­сок ключевых внешних влияний на компанию и сам предложил к рас­смотрению некоторые из них. Затем я попросил отнести выявленные ими внешние влияния к категориям позитивных или негативных. В некоторых случаях это было непросто. Например, переход на обеспе­чение требований стандарта качества BS 5750/ISO 90003 может рас­сматриваться как негативное влияние (потеря покупателей, если пред­приятие не будет сертифицировано по этому стандарту до конца года) и как позитивное (помощь сотрудникам работать в более организо­ванной среде). После этого я предложил директорам оценить каждое влияние в баллах от 1 до 10, исходя из его важности и необходимости безотлагательной реакции. (В итоге негативная оценка введения BS 5750/ISO 9000 была намного выше позитивной и поэтому данное вли­яние стало считаться негативным в целом.) Мы определили позитив­ные и негативные влияния так, как это показано в табл. 1.1.

В результате семинара мы с директорами определили ключевые элементы внешней среды, которым необходимо уделять самое при-

Таблица 1.1 ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ВЛИЯНИЯ

Рис. 1.1. Открытая система

Наши рекомендации