Виды налогов и методы их уплаты
Существуют несколько критериев классификации налогов :
1) по плательщикам - это налоги, уплачиваемые:
- физическими лицами;
- юридическими лицами;
- физическими и юридическими лицами.
2) по объектам обложения - это налоги на:
- доходы;
- имущество;
- реализацию товаров (работ, услуг);
- определенные виды расходов;
- на совершение определенных операций;
- налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности.
3) по перелагаемости налогового бремени налоги бывают:
- прямые;
- косвенные;
- пошлины и сборы.
4) по компетенции властей:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
5) по адресности зачисления налоги бывают:
- закрепленные (на длительный период за определенным бюджетом);
- регулирующие, которые распределяются между бюджетами по нормативам отчислением, устанавливаемым ежегодно.
6) по целевой направленности:
- общие, не предназначенные для финансирования конкретного расхода;
- целевые.
7) периодические и разовые (например, таможенные пошлины).
К прямым налогам относят налоги на доходы и на имущество. Они подразделяются на реальные и личные прямые налоги. Реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными - совокупность доходов или имущество налогоплательщика. К прямым реальным налогам относятся земельный налог, а также подомовой налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, на ценные бумаги (этих налогов нет в налоговой системе РФ, но они есть в налоговых системах других стран). К прямым личным доходам относят налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на дарение.
Прямые налоги построены на основании явлений постоянного характера и поэтому заранее определимы. Косвенные налоги исходят из переменчивых явлений, например, из отдельных сделок, покупок. К косвенным относят акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины (эти налоги и сборы есть в нашей стране), а также налог с оборота, налог с продаж (этих налогов нет в налоговой системе РФ, но есть в налоговых системах других стран).
Пошлины и сборы бывают на обращение имущество, на акты гражданского состояния, судебные, нотариальные, гербовые, прочие.
При классификации налогов по компетенции властей:
- к федеральным относятся налоги, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ;
- региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (краев, областей). Основы региональных налогов (субъекты, объекты, налоговая база и т.п.) установлены на федеральном уровне, а региональные органы власти могут установить свои региональные льготы, могут снизить налоговую ставку, а также определяют форму налоговой декларации, порядок и сроки уплаты налога и сдачи налоговой отчетности.
- местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными актами органов муниципальных образований и действуют на их территории. Основы местных налогов установлены на федеральном уровне, а местные органы власти правомочны в расширении списка льгот, снижения налоговой ставки, установления порядка и сроков уплаты местных налогов и сдачи отчетности по местным налогам.
ТЕМА 3. НАЛОГОВОЕ ПРАВО
Понятие налогового права
Принципы налогового права
Налоговое законодательство
Понятие налогового права
Налоговое право – система финансово-правовых норм (общеобязательных правил поведения), регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов, а также налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Распределение и использование бюджетных средств лежит уже за рамками налоговых отношений.
Существуют общие и особенные нормы налогового права.
Общие нормы имеют значение для всех налогов, характеризуют основные положения налогообложения, содержатся в I части Налогового кодекса РФ.
Особенные нормы налогового права регулируют порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов (во II части НК РФ).
Предмет налогового права — отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов. Эти отношения всегда связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в государственную казну.
Метод налогового права — совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения по вопросам налогообложения.
Налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, т. е. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами налогового права. Согласно ст. 2 Кодекса к отношениям, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, относятся:
• отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;
• отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
• отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Этот перечень отношений является исчерпывающим. Поэтому налоговые отношения не могут регулироваться:
а) нормативно-правовыми актами, которые не входят в понятие «законодательство о налогах и сборах» (в частности, решениями Правительства РФ и иных органов исполнительной власти и местного самоуправления);
б) нормативно-правовыми актами других отраслей права: гражданского, финансового, бюджетного, семейного и др.
Субъекты налоговых правоотношений — государственные налоговые органы, налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые представители (агенты).
Налоговыми органами в настоящее время являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения. Отдельными полномочиями в части взимания таможенных платежей наделяются таможенные органы.
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение — обязательный безвозмездный взнос, налог, сбор, размер которого определяется установленными налоговым законодательством правилами. Объект налогового правоотношения и объект налогообложения — связанные, но не идентичные понятия.
Содержание налогового правоотношения — совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, которые предусмотрены действующим законодательством о налогах и сборах на всех уровнях (федеральном, региональном и местном).
Принципы налогового права
Можно сформулировать шесть основных юридических принципов налогообложения.
1. Равное налоговое бремя (нейтральность) — предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом. Налоги и сборы не могут различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости.
2. Установление налогов законами - конституционный принцип, означающий, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются и отменяются только Налоговым кодексом.
3. Отрицание обратной силы налоговых законов — общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.
4.Приоритет налогового закона над неналоговыми законами — является специальным признаком и означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм конституционное право имеет приоритет перед налоговым, при взаимодействии с другими отраслями права применяются положения именно налогового законодательства.
5.Наличие всех элементов налога в налоговом законе — отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом.
6.Сочетание интересов государства и обязанных субъектов — присуще любой системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона. Это неравенство проявляется в неравноправном положении плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов, а также возврате переплаченных налогов.