История отношений BMW и Rover
Январь 1994 г. | BMW соглашается купить 80% компании |
Февраль 1994 г. | Honda и Rover разрывают свои партнерские связи и возвращают друг другу 20%-ные пакеты акций |
Март 1995 г. | Rover представляет свой новый спортивный автомобиль MGF |
Апрель 1996 г. | Джон Тауэрc выходит в отставку с поста главы Rover |
Июнь 1996г. | BMW назначает немецкого менеджера Валтера Хасселкуса главой Rover |
Август 1996 г. | Британский фунт начинает расти по отношению к континентальным валютам |
Июль 1997 г. | Chrysler и Rover опровергают слухи о планах по совместному производству |
Март 1998 г. | Rover объявляет о годовых убытках в 1,87 млрд.немецких марок (956 млн. евро) |
Февраль 1999 г. | Акционеры увольняют главу BMW Бернда Пишетсридера и его заместителя Вольфганга Рейтцле |
Июнь 1999 г. | Rover представляет модель Rover 75, первый полностью новый автомобиль, созданный после поглощения BMW |
Март 2000 г. | Rover объявляет о грандиозных убытках в 3,15 млрд. евро. ВМ W соглашается продать Rover частным инвесторам |
Иностранные компании, инвестировавшие за последние годы капиталы в промышленность Великобритании, уже неоднократно заявляли, что фунт необходимо ослабить, иначе это погубит весь экспорт страны. Правительство между тем вяло реагировало на эти призывы, опасаясь, что девальвация фунта негативно отразится на финансовом секторе страны. Несмотря на скандал вокруг закрытия Rover, правительственные чиновники указывают на то, что для постиндустриальной Великобритании, в конце концов, не так уж и критично закрытие автомобильного завода. Для правительства гораздо важнее финансовый сектор, куда за последние годы иностранцы вложили 47 млрд. долл., что в десять раз больше прямых иностранных инвестиций в автомобильную промышленность. Британский бизнес семейной фирмы BMW просто не выдержал конкуренции с транснациональной «новой экономикой».
После Rover
Сворачивание проекта Rover является стратегически верным решением BMW. Сильный фунт может сохранять свои позиции еще достаточно долго. Даже в случае присоединения Лондона к единой европейской валюте власти наверняка будут ослаблять его долго и осторожно. Если же фунт стерлингов начнет резко обесцениваться вместе с американским долларом во время предрекаемого финансового кризиса, то британская экономика — далеко не лучшее место, где стоит пережидать подобные потрясения. Так что автомобильный бизнес в Британии еще долго будет испытывать трудности, которых хочет избежать BMW.
Главная проблема для баварцев по-прежнему не снята с повестки дня. Сможет ли BMW сохранить свою независимость в мире автомобильных гигантов, а семейство Квандтов удержать контроль над компанией? Сегодня суперконцерны, угрожающие независимому существованию BMW (в частности, купить баварцев хотел бы глава Volkswagen Фердинанд Пиех), заняли за счет скупки более мелких компаний или создания с ними стратегических альянсов еще более прочные позиции, чем в 1994 г. Только японская Honda, французский концерн PSA Peugeot Sitroen и BMW выступают в качестве независимых производителей (причем немецкий концерн — наиболее слабый игрок, объемы его продаж составляют примерно треть от аналогичного показателя у японцев или французов). Занимая столь узкую нишу, баварским автопроизводителям будет крайне трудно соперничать с транснациональными корпорациями типа Daimier-Chrysler. Разработки технологических новшеств и новых моделей становятся все дороже, а окупить их крайне трудно, имея столь ограниченный модельный ряд.
Немцы считают, что смогут отстоять свои позиции за счет появления через три года новой компактной модели (нечто среднее между VW Golf и BMW третьей серии), производства полноприводных внедорожников и развития марки Rolls-Royce, права на которую BMW получит в 2003 г. Семейство Квандтов уже готовит возможные пути для отступления. Согласно последним слухам, не исключено, что BMW будет приобретен VW, при этом Квандты смогут получить существенную долю в новой компании.
Вопросы и задания
1. Как международные процессы слияния и приобретения влияют на национальные экономики?
2. Как влияет нестабильность курсов национальных валют на осуществление международных стратегий?
3. Что необходимо предпринять для сохранения независимости BMW на рынке продажи автомобилей?
4. Проанализируйте историю взаимоотношений BMW u Rover и представьте ее как результат рационального стратегического планирования.
7. АНПО «ХОЛОД»
Исходные данные
Характеристика объекта исследования
Акционерное научно-производственное объединение закрытого типа «Холод» (АНПО «Холод») является одним из основных отечественных производителей холодильной техники (узлов, агрегатов) и компрессоров к ней.
До недавнего времени преобладающий объем научно-производственной деятельности предприятия был ориентирован на выполнение госзаказов. На протяжении последних лет предприятие прилагало усилия, адаптируясь к новым условиям хозяйствования, сохранению своего научно-технического и производственного потенциала, осуществляло конверсию производства, поиск новых альтернативных заказов на производство продукции, пользующейся спросом.
Продукция предприятия
В настоящее время предприятие выпускает пять видов продукции — П1, П2, П3, П4, П5. Из них три вида — П1, П2, П3 занимали наибольший удельный вес в производственной программе (до 70%). По продукции П1 и П2, занимающей более 60% общего объема производства, предприятие является монополистом.
Продукция П1 и П2 пользовалась устойчивым спросом в различных сферах народного хозяйства — промышленных предприятиях, агропромышленном комплексе, шахтах, торговых организациях и т.д. В последнее время выявился спрос на эту продукцию и на рынках зарубежных стран (в первую очередь на рынках Азии и Африки).
По продукции П3 (занимает около 10% общего объема производства) произошло устойчивое снижение госзаказа, а ее перепрофилирование для целей широкого использования в отраслях народного хозяйства по целому ряду материально-технических, организационных и финансовых причин представляется малоперспективным.
Продукция П4 и П5 относится к новым и перспективным видам техники гражданского назначения — компрессоры для рефрижераторов и холодильные установки для мороженого.
Так, компрессор к холодильным камерам для авторефрижераторов сертифицирован в ряде стран Европы, что привлекло внимание покупателей как в СНГ, так и за его пределами, обеспечив тем самым устойчивый сбыт этой продукции.
Однако в настоящее время объем производства продукции П4 и П5 в общей программе предприятия занимает небольшой удельный вес (немногим больше 10%). При этом у предприятия по данным видам продукции есть конкуренты в России и странах СНГ.
Потенциал предприятия
Предприятие обладает высоким научно-техническим, производственным и организационным потенциалом.
На предприятии имеется законченный цикл НИОКР и технического обеспечения производства.
В организационной структуре предприятия имеется крупное ОКБ с опытным производством, а также отделы: главного конструктора (ОГК), главного технолога (ОГТ) и главного механика (ОГМ).
Выпуск каждого вида продукции организован на предприятии в рамках отдельных специализированных производственно-хозяйственных единиц при сохранении внутрипроизводственной кооперации.
Предприятие сохранило основные хозяйственные связи с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов.
На предприятии создано современное производство особо сложных и дефицитных узлов, входящих в готовые изделия как комплектующие. Предприятие осуществляет послепродажное сервисное обслуживание своих изделий силами специального отдела — отдела сервисного обслуживания (ОСО).
Рыночные позиции предприятия
Переход к рыночным отношениям и изменение условий хозяйствования поставили предприятие перед фактом невостребования значительного объема продукции П1, П2, П3, производимой по госзаказу.
Начиная с 1993 г. наблюдается резкий и устойчивый спад суммарного объема продаж. Не меняет сложившегося положения и то, что предприятие освоило выпуск новых, пользующихся растущим рыночным спросом изделий П4 и П5 (рис. 16).
Рис. 16. Жизненные циклы продукции.
Прогноз развития рынка
Экспертный портфельный прогноз продукции предприятия на 2000 г. представлен в табл. 25.
Таблица 25