А) Режим переходного периода 4 страница
-Процедуры экспортного лицензирования
656. Представитель Российской Федерации заявил, что, как и в отношении импортного лицензирования, правовые основы системы экспортного лицензирования Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года содержится в: (i) Соглашении «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран», подписанном 25 января 2008 года (далее - Соглашение Таможенного союза о нетарифном регулировании); (ii) Соглашении «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран» (далее - Соглашение Таможенного союза о мерах, затрагивающих внешнюю торговлю), подписанном 9 июня 2009 года; и (iii) Соглашении «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами», подписанном 9 июля 2009 года (далее - Соглашение Таможенного союза о лицензировании)... Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 132 утвержден Единый перечень товаров, к которым могут применяются нетарифные меры (см. Таблицу 28), который также вступил силу 1 января 2010 года.
657. Представитель Российской Федерации пояснил, что в дополнение к Соглашениям Таможенного союза и Решениям Комиссии, национальное законодательство Российской Федерации, включая Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с последними изменениями от 2 февраля 2006 года) и постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий» продолжают регулировать осуществление лицензионного режима в Российской Федерации. Например, Федеральным законом № 164-ФЗ установлены условия и процедуры осуществления контроля за экспортом и (или) импортом определенных категорий товаров. Аналогичным образом, Федеральный закон № 164-ФЗ предусматривает процедуры применения экспортной лицензии или разрешения.
658. Наиболее чувствительные товары подлежат неавтоматическому лицензированию (см. Таблицу 33). Среди товаров, подлежащих неавтоматическому лицензированию, находятся товары, содержащие шифровальные (криптографические) средства, регулируемые Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза шифровальных (криптографических) средств, и минеральное сырье, регулируемое Положением о порядке вывоза с таможенной территории Таможенного союза минерального сырья, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза 27 ноября 2009 года № 132. Ограниченное число товаров подлежит автоматическому лицензированию с целью мониторинга внешнеторговых потоков (см. Таблицу 28). Он подтвердил, что Таблица 28 является исчерпывающей и что в настоящее время не существует иного экспорта, подлежащего лицензированию.
659. Представитель Российской Федерации пояснил, что согласно Соглашению Таможенного союза о лицензировании Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - уполномоченный орган исполнительной власти в Российской Федерации) выдает три типа лицензий: (i) разовая; (ii) генеральная; и (iii) исключительная. Разовые лицензии выдаются заявителям на основании договора внешней торговли, относящегося к товарам, подлежащим экспортному лицензированию. Разовые и генеральные лицензии выдаются заявителям на основании решения уполномоченного органа Российской Федерации. Оба типа лицензий предоставляют право на экспорт определенных категорий товаров, подлежащих лицензированию, в количестве, указанном в лицензии, и действительны в течение одного года или, для товаров, в отношении которых действуют временные количественные ограничения, до 1 января следующего календарного года. Исключительные лицензии предоставляют заявителю исключительное право на экспорт определенных категорий товаров. Товары, подлежащие получению лицензии, определяются Комиссией Таможенного союза; владельцы исключительной лицензии назначаются уполномоченным органом каждого государства-члена Таможенного союза. Представитель Российской Федерации отметил, что в 2007 году до установления режима экспортного лицензирования Таможенного союза, «Газпром» владел исключительной экспортной лицензией, действующей на территории Российской Федерации. Однако, он пояснил, что до сегодняшнего времени исключительные экспортные лицензии Таможенного союза в Российской Федерации не выдавались. Область применения исключительной экспортной лицензии Таможенного союза в настоящее время обсуждается сторонами Таможенного союза.
660. Разовые и генеральные лицензии выдаются Министерством промышленности и торговли, за исключением лицензий на экспорт продукции и товаров военного назначения, которые могут использоваться для создания оружия массового уничтожения, средств транспортировки такого оружия и другого вооружения и оборонной техники, поставляемых Министерством обороны Российской Федерации. Выдача лицензии осуществляется при получении следующих документов: (i) заявления на выдачу лицензии; (ii) заявления в электронном формате; (iii) копии контракта; (iv) копии сертификата, подтверждающего регистрацию заявителя в региональных налоговых органах в качестве налогового плательщика; (v) копии лицензии на осуществление деятельности, в соответствующих случаях; и (vi) других необходимых документов.
661. Представитель Российской Федерации пояснил, что если товар, о котором идет речь, зависит от установленной квоты, требуется получение экспортной лицензии. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 года № 1299 извещения о проведении конкурса при продаже квот опубликовываются с средствах массовой информации («Российская газета», «Парламентская газета» и так далее) по меньшей мере за 30 дней до даты проведения конкурса. Информация о конкурсах, аукционах и порядке проведения конкурсов и аукционов при продаже квот опубликована на веб-странице Министерства экономического развития (www.economy.gov.ru ). Дополнительная информация приведена в разделе «Системы импортного лицензирования» настоящего Доклада.
662. Отдельные члены выразили озабоченность относительно режима экспортного лицензирования Российской Федерации, при этом отметив, что Российская Федерация в настоящее время не применяет многие экспортные квоты. Данные члены полагают, что система неавтоматического экспортного лицензирования однако применяется к широкому ассортименту товаров и что такие меры могут применяться образом, противоречащим общему запрету на количественные ограничения на экспорт, предусмотренные в статье XI ГАТТ-94. В случае драгоценных камней и металлов, законодательство об экспортном лицензировании применяется к определенным товарам, перечисленным в Таблице 28, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 742 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней». Согласно Указу, экспорт платины разрешается при наличии лицензии с количественными ограничениями. В то время как для осуществления определенного контроля за экспортом может существовать разумное объяснение согласно соответствующим изъятиям ГАТТ (включая cтатьи XX и XXI ГАТТ-94), например, в отношении экспорта товаров двойного назначения, опасных продуктов, исчезающих видов и т.д.; осуществление такого контроля в отношении экспорта других товаров, особенно лекарственных препаратов, драгоценных камней и металлов, за исключением золота и серебра, менее объяснимо. Автоматическое лицензирование, которое уже применялось в отношении экспорта кожсырья и кожи, предусматривает механизм контроля экспорта в необходимых случаях. Однако, поскольку контроль данных товаров, осуществляемый по усмотрению, маловероятно соответствует применимым критериям оговорок, предусмотренных в ГАТТ-94, необходимо, чтобы любой режим лицензирования был автоматическим во избежание ограничений на торговлю.
663. Отдельные члены также запросили более подробную информацию о последующих процедурах и сборах, взимаемых в связи с выдачей экспортных лицензий. Они запросили подтверждение того, что любые сборы, налагаемые на экспорт, относятся к стоимости оказываемых услуг в соответствии с положениями ВТО. Отдельные члены подвергли сомнению, могут ли ограничения на драгоценные камни и металлы, полудрагоценные камни, товары, изготовленные из них, определенные сплавы, полуфабрикаты, руды, концентраты и отходы быть оправданы согласно положениям ВТО, на которые ссылаются органы власти Российской Федерации. Данные члены предположили, что Российская Федерация должна предоставить более подробное объяснение мер, применяемых к данным товарам, которые она пытается обосновать согласно статье XV:9(b) ГАТТ-94, включая: (i) описание каждой меры и ее законного основания; (ii) органы, осуществляющие данные меры, включая сведения об их обязанностях; (iii) товары, на которые распространяются данные меры; (iv) применимые процедуры экспортного лицензирования, включая сведения о любых ограничениях на право получения экспортной лицензии и другие условия, связанные с ее выдачей; (v) положения системы расчетов Российской Федерации с МВФ, действующие в настоящее время и требующие утверждения Российской Федерацией мер, применяемых посредством неавтоматического экспортного лицензирования, которое Российская Федерация пытается обосновать согласно статье XV:9(b) ГАТТ-94; и (vi) планы Российской Федерации по отмене всех мер, применяемых посредством неавтоматического экспортного лицензирования, которые могут быть необходимы согласно системе расчетов по завершении их срока.
664. В ответ представитель Российской Федерации заявил, что Реестр лицензированных товаров Российской Федерации доступен на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (www.minpromtorg.gov.ru), который включает: (i) код товаров согласно Товарной номенклатуре Российской Федерации; (ii) основание для лицензирования; (iii) федеральный правоохранительный орган, ответственный за лицензирование; и (iv) ссылку на нормативный акт, определяющий порядок лицензирования. Согласно постановлению Правительства от 9 июня 2005 года № 364 «Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий» сбор за выдачу лицензии составляет 1,000 рублей, сбор за повторную выдачу составляет 100 рублей и сбор за обработку заявления на выдачу лицензии составляет 300 рублей.
665. Представитель Российской Федерации пояснил, что осуществляется работа по приведению национальных положений и положений Таможенного союза по экспортному лицензированию в соответствии с нормами ВТО. Федеральный закон № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Данный Федеральный закон, принятый 8 декабря 2003 года, вступил в силу 15 июня 2004 года. Соответствующие изменения будут внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года № 364 «Об утверждении Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий». Проведение дополнительной работы необходимо, среди прочего, по Соглашению о нетарифном регулировании и Положению о драгоценных камнях и драгоценных металлах.
666. Более того, он отметил, что работа осуществляется также по приведению режима лицензирования экспорта драгоценных камней и металлов Российской Федерации в соответствие с положениями ВТО. В частности, внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 742 «О Порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» и Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2002 года № 1373 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов» с учетом других международных обязательств, относящихся к торговле природными алмазами и бриллиантами. В данном отношении Российская Федерация заменила лицензионные ограничения на экспорт драгоценных камней, алмазов и металлов на режим автоматического лицензирования. Данные изменения сократили число лицензированных товаров и отменили запреты и другие количественные ограничения на экспорт определенных категорий товаров, а также предусматривают либерализацию международной торговли данной категорией товаров в будущем. Представитель Российской Федерации также отметил, что документы, необходимые для выдачи лицензии, включают: (i) для экспорта драгоценных камней и металлов - свидетельство о специальной регистрации в Государственной пробирной палате Министерства финансов Российской Федерации (Федеральный закон от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях») и для кредитных организаций - разрешение Центрального банка или кредитного учреждения, имеющего лицензию Центрального банка на выполнение операций с драгоценными металлами (Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», с изменениями от 27 июля 2010 года); и (ii) для экспорта руд цветных металлов, содержащих драгоценные металлы - решение Министерства финансов Российской Федерации и Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации относительно целесообразности и осуществимости промышленного извлечения драгоценных металлов (Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 742 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней»). В отношении вопросов членов относительно экспортного лицензирования лекарственных средств представитель Российской Федерации пояснил, что ранее согласно Федеральному закону от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (с последними изменениями от 18 декабря 2006 года), лекарственные средства, в том числе сырье для производства лекарственных средств, могли экспортироваться только юридическими лицами, имеющими лицензию на производство или оптовую торговлю данными товарами, и согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1992 года № 854 (с изменениями от 27 ноября 2006 года) экспорт сырья для производства лекарственных средств осуществляется при условии получения экспортной лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно Соглашению Таможенного союза о нетарифном регулировании экспортное лицензирование разрешено в соответствии с национальным законодательством только в отношении лекарственных препаратов, перечень которых приведен в разделе 2.12 Таблицы 28. Сырье для производства лекарственных препаратов не включено в данный перечень и, таким образом, экспортное лицензирование данных материалов не предусмотрено. Он также пояснил, что согласно Федеральному закону от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» никакие ограничения не действуют в отношении вывоза лекарственных средств с территории Российской Федерации. Наконец, постановление Правительства Российской Федерации № 854 применяется только в тех случаях, когда он не противоречит решениям Комиссии Таможенного союза и, таким образом, не предусматривает основание для ограничения экспорта сырья для производства лекарственных средств.
667. В ответ на вопросы о требованиях по лицензированию в сфере энергетики представитель Российской Федерации уточнил, что действие Федерального закона от 18 июля 2006 года № 117-ФЗ «Об экспорте газа» применяется в отношении газа (товарные коды ТН ВЭД России 2711210000 и 2711110000), добываемого из всех видов месторождений углеводородного сырья и транспортируемого в газообразном или сжиженном состоянии. Федеральным законом № 117-ФЗ установлено, что исключительное право на экспорт газа (и соответствующие лицензии) будет предоставлено организации - собственнику единой системой газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля организации – собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является ответственным за выдачу лицензий на экспорт газа.
668. Представитель Российской Федерации подтвердил, что с даты присоединения количественные ограничения на экспорт или ограничения на продажу товаров для экспорта, такие, как квоты, запреты, разрешения, требования по предварительному согласованию, требования о лицензировании (включая требования, перечисленные в Таблице 33), требования поставок на внутренний рынок или меры, имеющие равносильное значение, которые не могут быть оправданы согласно положениям Соглашения ВТО, будут отменены и не будут вводиться, приниматься повторно или применяться ни Российской Федерацией, ни компетентными органами Таможенного союза. Более того, он подтвердил, что исключительное полномочие вводить временный запрет или иным образом ограничивать экспорт, в том числе согласно положениям Соглашения о лицензировании, Положениям о драгоценных камнях и драгоценных металлах или Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», осуществляемое Российской Федерацией или компетентным органом Таможенного союза, с даты присоединения будет применяться в соответствии с положениями Соглашения ВТО. Онтакже подтвердил, что в случае использования Российской Федерацией положений статьи XX(i) ГАТТ-94 любые ограничения экспорта отечественных материалов, применяемые Российской Федерацией или компетентными органами Таможенного союза, вводимые с целью обеспечения достаточных их количеств национальной перерабатывающей промышленности, не будут применяться для увеличения экспорта или защиты такой национальной промышленности. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.
669. Представитель Российской Федерации пояснил, что условия, которые привели к необходимости защиты валютного положения, значительно улучшились, и что срок договоренностей с МВФ прекратился. В свете данных улучшений, Российская Федерация обеспечит с даты присоединения соответствие режима лицензирования экспорта драгоценных камней и драгоценных металлов, полудрагоценных камней, изделий, изготовленных из них, определенных сплавов, полуфабрикатов, руд, концентратов и отходов, утвержденного и применяемого Российской Федерацией или компетентным органом Таможенного союза, требованиям ВТО. Рабочая группа приняла данные обязательства к сведению.
-Прочие таможенные формальности, связанные с экспортом
670. Члены выразили озабоченность относительно весьма ограниченного числа таможенных контрольно-пропускных пунктов в Российской Федерации, предназначенных для декларации и экспортирования определенных товаров, например, древесина, такая как необработанные лесоматериалы, металлолом, и также закрытия определенных таможенных пунктов, что создает серьезные препятствия для торговли. Отдельные члены обратились с просьбой прояснить приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России) от 19 октября 2001 года № 1002 «Об определении мест вывоза», предусматривающий пункты таможенного контроля (в настоящее время именуемые «пунктами таможенного контроля для декларации»), которые могут использоваться для вывоза определенных лесоматериалов автомобильным или железнодорожным транспортом. Одиниз членов отметил, что данный приказ был условно изменен 14 января 2002 года посредством внесения таможенных пунктов для декларации на границах с Российской Федерацией, и спросил, намеревалась ли Российская Федерация внести окончательное изменение в приказ ГТК России № 1002 во избежание возможного нарушения торговли. Другойчлен запросил информацию о сортах лесоматериалов, предусматриваемых мерами Российской Федерации, и пояснения относительно того, будет ли ограниченное использование таможенных пунктов для декларации экспортируемых товаров также предусматривать дополнительные товары. Члены также выразили озабоченность относительно приказа ГТК России от 27 декабря 2000 года № 1219 «Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов», предусматривающего, что таможенное оформление и вывоз лома цветных и черных металлов может осуществляться только через морские пункты пропуска Российской Федерации. Данные члены высказали озабоченность тем, что в дополнение к созданию потенциальных задержек и затруднений, а также увеличения стоимости транспортировки, такие ограничения будут также действовать как фактические торговые барьеры. Ониобратились к Российской Федерации с просьбой предоставить дополнительную информацию об данных и других ограничениях, действующих в отношении таможенных пунктов пропуска для оформления и вывоза данных товаров, предоставить Рабочей группе последнюю информацию о мерах, предпринятых для увеличения числа таможенных пунктов пропуска для оформления и вывоза конкретных товаров, таких как металлолом и лесоматериалы, и обеспечить полное соответствие данных и других мер, относящихся к экспорту, с положениями ВТО после присоединения.
671. Один из членов выразил озабоченность по поводу ограничения числа таможенных пунктов пропуска для вывоза и оформления конкретных товаров, особенно лесоматериалов. Данный член спросил об исполнении приказа Федеральной таможенной службы (ФТС России) от 10 декабря 2002 года № 1327 «О ставках ввозных таможенных пошлин». Данный член отметил, что данные меры должны основываться на разумном обосновании и как можно меньше препятствовать законным внешнеторговым потокам посредством обеспечения достаточного числа таможенных пунктов пропуска относительно важности внешнеторговых потоков с учетом географического положения.
672. Представитель Российской Федерации пояснил, что политикой его Правительства является идентификация таможенных пунктов пропуска в соответствии с положениями Международной конвенции об упрощении и согласовании таможенных процедур (пересмотренная Киотская конвенция, 1999 год), в частности, Приложение А, Глава 1. Онтакже заявил, что согласно статье 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьям 10.4 и 205 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании», ФТС России уполномочена устанавливать специальные таможенные пункты пропуска для оформления конкретных категорий товаров для экспорта с целью обеспечения эффективности контроля над исполнением таможенного законодательства. Основанием для установки таких пунктов аналогично основаниям для осуществления вывоза, указанным в пункте 553 раздела «Прочие таможенные формальности, связанные с экспортом». Он также отметил, что исчерпывающий перечень категорий товаров, подлежащих оформлению на таможенных пунктах пропуска, приведен в Таблице 13 и Таблице 14.
673. В ответ на особую озабоченность, выраженную отдельными членами, представитель Российской Федерации сказал, что выбор таможенных пунктов пропуска для оформления лесоматериалов на экспорт, перечисленных в приказе ФТС России от 10 декабря 2002 года № 1327 «О ставках ввозных таможенных пошлин», основывается на следующих критериях: (i) наличие оборудования, необходимого для таможенного контроля в отношении указанных товаров; (ii) условия транспортной инфраструктуры; и (iii) существующие внешнеторговые потоки указанных товаров. Он добавил, что в указанный приказ внесены изменения приказом ФТС России от 2 апреля 2008 года № 362, и перечень таможенных пунктов пропуска для оформления товаров на экспорт расширен на основании данных же критериев до 130 пропускных пунктов. Он также заявил, что приказ ФТС России № 1327 заменен приказом ФТС России от 20 апреля 2010 года № 801 «О местах декларирования отдельных видов товаров», в котором также предусмотрен перечень 139 пропускных пунктов для декларирования лесоматериалов на экспорт.
674. Он добавил, что приказ ГТК России от 19 октября 2001 года № 1002 «Об определении мест вывоза» для конкретных видов лесоматериалов (Товарные коды ТН ВЭД России с 4401 10 0000 топливная древесина в виде бревен и пиломатериалов; 4403; с 4404 колотая древесина, штабеля втулки, заточенные, но не распиленные; 4406; 4407; 4409) признан недействительным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 105 «О признании утратившими силу некоторых правовых актов ГТК России». В дополнение, приказ ГТК России от 27 декабря 2000 года № 1219 «Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов» утратил силу в связи с изданием приказа ГТК России от 28 января 2004 года № 98.
675. Согласно Закону Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями от 31 января 2010 года) пункты пропуска через государственную границу установлены международными соглашениями Российской Федерации или Правительством Российской Федерации исходя из предложения федеральных органов исполнительной власти; или предложения субъектов Российской Федерации, утвержденных пограничными службами и пограничными войсками и другими соответствующими федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов соседних и других иностранных государств. Согласно статье 162 Таможенного кодекса Таможенного союза и статье 195 Федерального закона № 311-ФЗ вывоз товаров с территории Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную границу или других местах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации во время работы таможенных органов. Однако, положения статьи 162 Таможенного кодекса Таможенного союза не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными) суднами и самолетами, пересекающими таможенную территорию Таможенного союза без остановки в порту или аэропорте на таможенной территории Таможенного союза, а также на продукты, транспортируемые по трубопроводу и линиям электропередачи. В каждом пункте выезда с территории Российской Федерации есть таможня, ответственная за прием уведомлений об отправлении товаров и транспортных средств (таких как судна, грузовые автомобили или железнодорожные вагоны) с таможенной территории Таможенного союза, выполнение процедуры таможенного транзита, прием таможенных деклараций и осуществление таможенных операций, необходимых для отправления товаров и транспортных средств, и других таможенных операций.
676. Что касается таможенных пунктов пропуска представитель Российской Федерации добавил, что согласно статье 195 Федерального закона № 311-ФЗ Правительство Российской Федерации имеет право устанавливать таможенные пункты пропуска для определенных категорий товаров и определенные места для пересечения границы в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе.
677. ПредставительРоссийской Федерации подтвердил, что Таблица 13 и Таблица 14 содержат исчерпывающие перечни категорий товаров, подлежащих в настоящее время декларированию и (или) вывозу в установленных таможенных пунктах. Онтакже подтвердил, что в случае противоречия любых таких мер Соглашению ВТО, они будут отменены с даты присоединения Российской Федерации к ВТО, и что будущие меры, касающиеся декларирования и (или) вывоза отдельных категорий товаров через установленные таможенные пункты, введенные, повторно введенные или применяемые согласно национальному законодательству либо Соглашениям или другим правовым актам Таможенного союза, будут соответствовать Соглашению ВТО. Болеетого, он подтвердил, что с даты присоединения все законы, правила, указы, решения, судебные решения и административные постановления общего применения, связанные с экспортом товаров, в том числе относящиеся к статистическому контролю, таможенному оформлению, документации, и любые изменения в данные законы, правила, указы, решения, судебным решениям и административные постановления общего применения, внесенные, введенные повторно или применяемые Российской Федерацией или компетентными органами Таможенного союза, будут незамедлительно опубликованы и размещены на официальных веб-сайтах уполномоченных государственных органов таким образом, чтобы правительствам и лицам, осуществляющим торговлю, ознакомиться с ними, и что Российская Федерация также будет опубликовывать названия государственных органов, ответственных за их применение. Болеетого, он подтвердил, что Российская Федерация будет применять данные законы, правила, указы, решения, судебные решения и административные распоряжения общего применения единообразным, беспристрастным и разумным способом по всей территории в соответствии с требованиями Соглашения ВТО. Рабочая группа приняла к сведению данные обязательства.
3. Меры внутренней политики, затрагивающие внешнюю торговлю
-Промышленная политика, в том числе субсидирование
678. Представитель Российской Федерации заявил, что предоставление субсидий в России регулировалась бюджетом, налоговым, таможенным и антимонопольным (конкурентным) законодательствами. В рамках соответствующего законодательства для получателя доступны следующие виды государственной поддержки (участие в финансировании): (i) прямые переводы бюджетных средств, в том числе по федеральным целевым и инвестиционным программам; (ii) бюджетные ссуды, кредиты и гарантии, и (iii), отсрочки платежей или освобождение от налогов и таможенных пошлин. Субсидии предоставляются как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В ответ на вопросы членов представитель Российской Федерации заявил, что, если иное не указано в Докладе Рабочей группы, государственные органы Российской Федерации не выявили каких-либо субсидий, запрещенных в соответствии со статьей 3 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам на любом уровне государственного управления в Российской Федерации. Российская Федерация представила «Уведомление о промышленных субсидиях, предоставляемых из федерального бюджета Российской Федерации» и «Уведомление о промышленных субсидиях, выделяемых из бюджета субъектов Российской Федерации» за 2002 год, которые распространены среди членов Рабочей группы в WT/ACC/RUS/52 от 25 мая 2005 года и WT/ACC/RUS/51 от 23 мая 2005 года, а также дополнительную информацию в документах WT/ACC/SPEC/RUS/31 от 20 февраля 2003 года и WT / ACC/RUS/57 от 27 июня 2008 года.
679. Государственная поддержка промышленного сектора экономики России, в основном, предоставляется в соответствии с федеральными целевыми программами. Также доступно прямое финансирование промышленности из федерального либо регионального бюджета. Более подробная информация содержится в Уведомлениях о промышленных субсидиях, предоставляемых на территории Российской Федерации, переданных членам в составе документов WT/ACC/SPEC/RUS/31 и WT/ACC/RUS/57. В ответ на вопросы отдельных членов о поддержке угольной отрасли, представитель Российской Федерации пояснил, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» в период с 2001 по 2005 год было предоставлено 595 600 000 рублей (20 млн. долл. США). Данное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 840 «О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» (с изменениями от 22 октября 2007 года). В соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации, государственная поддержка угольной промышленности предоставляется, главным образом, для повышения социальной защищенности работников, создания безопасных условий труда в угольной промышленности и ликвидации основных убыточных шахт. Угольной промышленности не предоставляется каких-либо запрещенных субсидий, подпадающих под определение статьи 3 Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам.
680. Он добавил, что Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года № 1493-р, предусмотрены принципы и механизмы предоставления экспортных кредитов и гарантий экспортных кредитов. Концепцией предусмотрены процедуры предоставления:
- государственной гарантии от политических и коммерческих рисков, возникающих при реализации экспортных договоров с зарубежными импортерами. Государственные гарантии могут быть предоставлены только при условии, если правительство иностранного импортера представило контр-гарантии, или в случае заключения договора с суверенным покупателем или же если банк-кредитор предоставил кредит иностранному государству. При определенных обстоятельствах контр-гарантии не являются обязательными, например, если у иностранного покупателя есть инвестиционный рейтинг, и он является резидентом страны с инвестиционным суверенным рейтингом;
- экспортного кредитования, включая кредитование поставщиков, а также